Будущее наступает незаметно

На международной выставке CES в американском Лас-Вегасе показали российские беспилотные автомобили

В прошедшем году на многих ИТ-конференциях, на которых мне довелось побывать, часто возникала тема автоматизации транспортных средств (проще говоря, автономного вождения). Собственно, это сегодня одна из наиболее модных и обсуждаемых проблем в сфере информационных технологий и шире – в среде инновационных разработок.

Интересно было наблюдать за тем, как «футуристы» принимались горячо обсуждать вопросы, связанные с возможным вымиранием профессии водителя и безработицей, которая ожидает миллионы рабочих рук по всему миру. Бывалые автолюбители лишь посмеивались над этими разговорами и старались охладить пыл «футуристов», указывая на тот факт, что существующие технологии автономного вождения еще не успели выйти на коммерческие рельсы. Признаться честно, я и сам был довольно пессимистично настроен по этому поводу.

Нет, разумеется, я верю в могущество современных ИТ, но здесь проблема в другом – в нормативно-правовом аспекте. Не так уж сложно сделать машину, которая будет сама колесить по дороге, а вот договориться о «правилах для роботов» – это задача более серьезная, об которую еще обломают свои зубы многие производители.

Тем интереснее было узнать, что на выставке CES 2019 в Лас-Вегасе (США) развернулась настоящая автофеерия – там были представлены очень интересные и многообещающие проекты, которые заметно поубавили мой пессимизм. Действительно, когда за дело совместно берутся (несмотря на безумные «экономические войны», которые ведет мистер Трамп) американцы и китайцы, становится ясно, что автоматизации транспортных средств быть. В частности, компания Mobileye, ведущий разработчик в области создания передовых систем содействия водителю ADAS (Advanced Driver-Assistance Systems) и систем автономного вождения AD (Automated Driving) объявила на CES о возможности стратегического сотрудничества с GWM (Great Wall Motors) – ведущим автопроизводителем в Китае. GWM рассмотрит возможности интеграции ADAS-систем, разработанных Mobileye, от систем уровня L0 (система обеспечивает вспомогательные возможности мониторинга, что означает, что все динамические задачи должны выполняться вручную) до уровня L2+ (система позволяет использовать замкнутые системы O & M для определенных устройств в определенных внешних средах, снижая планку для личного опыта и навыков) в течение следующих трех-пяти лет. Одновременно с интеграцией ADAS-систем компании займутся разработкой систем с более высоким уровнем автономности L3 (система может ощущать изменения окружающей среды в реальном времени и в определенных областях способна оптимизировать и настраивать себя во внешнюю среду, чтобы обеспечивать управление замкнутым контуром на основе намерений) и выше (L4, L5) – с учетом характера дорожного движения в Китае.

Принимая в расчет рост спроса на ADAS-решения среди автопроизводителей и того факта, что технология постепенно становится стандартом по всему миру, Mobileye использует имеющийся доступ к огромным объемам информации, накопленным благодаря уже установленным устройствам, для улучшения своих технологий и для разработки систем с более высоким уровнем автономности.

Далее, в рамках выставки CES 2019 компания Mobileye, Пекинская корпорация общественного транспорта BPTC (Beijing Public Transport Corporation) и компания Beijing Beytai объявили о сотрудничестве для коммерческого развертывания беспилотного общественного транспорта в Китае. Корпорация BPTC является одной из крупнейших мировых компаний в области общественного транспорта – она оказывает услуги наземных пассажирских перевозок, осуществляет инвестиции в развитие сервисов общественного транспорта и кредитование в этой сфере, а также координирует работу автотранспортных предприятий. Beytai предоставляет компаниям-операторам общественного транспорта и OEM-производителям систем на базе искусственного интеллекта свой опыт в области системной интеграции, а также обработки и анализа Big Data.

BPTC собирается использовать платформу Mobileye AV Kit, представляющую собой комплексную аппаратно-программную систему автономного вождения, которая была сертифицирована на соответствие четвертому уровню автономности (система обеспечивает возможность в сложной междоменной среде осуществлять интеллектуальное или активное управление сетями обслуживания и клиентов с использованием замкнутого цикла, что позволяет операторам разрешать сетевые сбои до жалоб клиентов, уменьшать перебои в обслуживании и жалобы клиентов в принципе и, в конечном итоге, улучшать качество обслуживания). Как ожидается, новое совместное решение будет запущено для предприятий общественного транспорта Китая уже в 2022 г.

Intel, разумеется, не осталась в стороне от модного тренда – американская корпорация решила сделать «ход конем» и разработала математическую модель для формализации принятия безопасных решений в системах автономного вождения, получившую название RSS (Responsibility-Sensitive Safety).

Модель RSS была впервые предложена в 2017 г. главным исполнительным директором Mobileye профессором Амноном Шашуа (Amnon Shashua) и техническим директором компании, профессором Шаем Шалев-Шварцем (Shai Shalev-Shwartz). RSS представляет собой технологически нейтральную платформу, отправную точку для всей индустрии, которая будет служить эталоном при определении того, что с точки зрения беспилотного автомобиля означает безопасное вождение. RSS позволяет формализовать представление о безопасном вождении и превратить его в поддающуюся оценке и тестированию модель с логически обоснованными правилами и определенными ответами.

Кстати, китайская компания Baidu уже объявила о первом внедрении модели RSS. Более того, ITS Китая (это агентство по стандартизации крупнейшего рынка пассажирского транспорта) одобрило предложение использовать RSS в качестве основы для подготовки будущего стандарта для обеспечения безопасности в автономном вождении.

В октябре 2018 г. был создан Аризонский институт автоматизации транспорта IAM (Arizona Institute for Automated Mobility) с целью изучения безопасности беспилотных автомобилей и создания соответствующих решений. Модель RSS будет использоваться IAM в качестве основы для исследований и тестирования безопасности беспилотного транспорта.

На фоне США и Китая достижения европейцев на CES выглядели немного скромнее, хотя отдельные компании из Старого света тоже показали свои новинки. Например, немецкая компания Bosch впервые представила на CES 2019 новый, самостоятельно разработанный автобус-шаттл, в котором нашли своем воплощение технологии в сферах автоматизации, подключения к Интернету и электрификации. Посетители CES смогли протестировать беспилотные шаттлы, которые скоро появятся на улицах городов Германии.

Bosch также представила новую роботизированную газонокосилку Indego S+ с интернет-подключением – это одна из первых косилок на рынке, в которую был встроен голосовой контроль от Amazon Alexa. Машина может проверить прогноз погоды и самостоятельно решить, когда в следующий раз надо подстричь лужайку перед домом. Bosch использует искусственный интеллект, чтобы научить устройство лучше распознавать препятствия на пути, оценивать состояние двигателя, скорость и направление движения.

Как видим, на CES 2019 американские и китайские законодатели мод в сфере высоких технологий устроили настоящую гонку на выживание, так что мне пришлось примкнуть к когорте оптимистов, утверждающих, что в ближайшие десять лет мы с вами увидим колоссальные сдвиги в транспортной индустрии по всему миру.

Нет сомнений и в том, что инновационные технологии автономного вождения очень быстро проникнут в российскую действительность. Компания «Яндекс» в рамках CES провела демонстрационные поездки своего беспилотного автомобиля. Эти испытания беспилотной машины «Яндекса» стали первыми за пределами России – помимо США тестирование автомобиля состоится в Израиле.

Кстати, к разработке технологий для беспилотного автомобиля в российской компании приступили еще в начале 2017 г. – в мае того же года был представлен первый прототип беспилотного автомобиля. В первой половине 2019 г. «Яндекс», КамАЗ, МАДИ, а также участники конкурса «Зимний город» (тестирование беспилотников в зимних условиях) должны будут протестировать беспилотные машины на улицах России. В частности, в Москве и Татарстане «Яндекс» планирует выпустить на улицы порядка 200 таких автомобилей – все они будут маркированы специальным знаком А.

Испытания продолжатся в течение трех лет – по их завершении участники и организаторы проекта должны будут определить целевые показатели и технические характеристики беспилотников, а также понять, как такие автомобили ведут себя на дорогах.

Конечно, российские автолюбители не «вымрут как класс» в одночасье, а вот наши внуки будут знать слово «водила» уже только по книжкам и старым кинофильмам.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку