China Mobile пришел в Россию

15 декабря 2017 г. было зарегистрировано так называемое общество с ограниченной ответственностью «Чайна Мобайл Интернешнл (Раша)». Компания принадлежит крупнейшему китайскому телеком-оператору China Mobile, контролирующемуся правительством Китая.

Стоит ли нам этого пугаться, и какие последствия может иметь это событие для российских операторов – вполне закономерные вопросы. Однако, прежде чем мы дать на них ответы, посмотрим на предысторию вопроса.

Начнем с представления China Mobile (точнее, China Mobile Communications Corporation). Компания является крупнейшим оператором мобильной связи в мире. В 2014 г. оператор China Mobile вошел в рейтинги самых дорогих и влиятельных публичных компаний мира FT Global 500, ежегодно публикуемый газетой Financial Times, а также в Forbes Global 2000. В 2016 г. China Mobile поднялась в данном списке на 18-м место. Эта китайская телекоммуникационная компания − мировой лидер по количеству абонентов (833,9 млн по состоянию на конец марта 2016 г.) и по капитализации. По обороту − второй оператор сотовой связи в мире после Vodafone, который, между прочим, владеет 3,3% China Mobile. Штаб-квартира компании расположена в Гонконге. Еще один интересный факт: China Mobile была образована в 1997 г. путем выделения из китайской государственной телекоммуникационной монополии China Telecom.

Контроль над China Mobile принадлежит китайскому правительству (Министерству информационных технологий Китая). Основной акционер – государственная компания China Mobile Group Limited, которая на 31 декабря 2014 г. непрямо имела акционерное участие приблизительно в 72,85% через свою дочернюю компанию China Mobile Hong Kong (BVI) Limited. Оставшееся акционерное участие (27,15%) составили частные инвесторы. Рыночная капитализация компании на ноябрь 2015 г. – 240 млрд долл. Для сравнения: капитализация VEON Ltd. (собственник «ВымпелКома») на декабрь 2017 г. составила 7,7 млрд долл.

В России «Чайна Мобайл Интернешнл (Раша)» планирует начать предоставлять услуги корпоративным клиентам из Китая, а также продавать операторам связи канальную емкость для передачи данных по трансконтинентальному маршруту «Европа – Азия». Однако в перспективе китайский оператор может выступить и с продуктами на массовом рынке – для китайскоязычной диаспоры в России.

Регистрация – первый этап внедрения на рынок России. Следующим шагом China Mobile станет получение лицензий на телекоммуникационные услуги, после чего у оператора появится возможность взаимодействовать с российскими компаниями. На этом этапе China Mobile займется закупкой телекоммуникационного оборудования.

Интересно отметить, что партнером China Mobile в России уже стал оператор «МегаФон», который запустил для China Mobile магистральный маршрут емкостью 100 Гбит/с для передачи данных между Европой и Азией, который проходит через территорию Монголии и Белоруссии. В октябре 2017 г. аналогичный проект для China Telecom завершил еще один российский оператор – «ТрансТелеКом» (ТТК), который запустил канал емкостью 100 Гбит/с, соединивший Европу и Китай.

В интервью газете «Коммерсантъ» директор бизнес-единицы «Межоператорское взаимодействие» МТТ Андрей Ажигиров заявил, что China Mobile сфокусируется на передаче данных: «Не исключено, что есть также планы выступить с продуктами на массовом рынке, а именно для китайскоязычной диаспоры в России, большая часть которой проживает на Дальнем Востоке и в Иркутске». Аналитик «Райффайзенбанка» Сергей Либин, комментируя эти события, отметил, что намерение China Mobile работать в России связано прежде всего с обслуживанием своих китайских компаний и туристов, поскольку межоператорское взаимодействие – низкомаржинальный сегмент.

Отметим также, что China Mobile – не единственный китайский оператор, появившийся в России. В Китае, как известно, есть своя «большая тройка» сотовых операторов связи – это China Mobile, China Unicom и China Telecom. Так вот, China Unicom и China Telecom тоже успели «засветиться» в России: российские юрлица ООО «Чайна Телеком» и ООО «Чайна Юником (РУС) Оперэйшнз» уже получили стандартный набор лицензий: на телематические услуги связи, на услуги связи по предоставлению каналов связи и на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

По данным из реестра «Роскомнадзора», конкуренты China Mobile имеют возможность предоставлять, как минимум, до середины 2022 г., услуги сотовой связи на основании полученных лицензий, в то время как компания ООО «Чайна Мобайл Интернешнл (Раша)» еще не получила ни одной лицензии.

В 2019 г. China Mobile, возможно, запустит в России виртуального оператора связи. В связи с этим генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин выразил желание сотрудничать с China Mobile для запуска MVNO как сотовый оператор, уже имеющий богатый опыт по реализации MVNO-проектов с различными партнерами. Эту информацию подтвердил и официальный представитель China Mobile в России Лу Цзин, отметив, что случится все это уже в 2019 г., а во второй половине текущего года начнутся активные подготовительные работы.

Итак, что же мы имеем «в сухом остатке»? Во-первых, China Mobile на территории России интересуют прежде всего транзитные каналы передачи данных «Китай – Европа». Это хорошая новость для крупных игроков на российском рынке транзитной связи, которые смогут неплохо заработать на наших китайских партнерах. Во-вторых, China Mobile  будет работать со своими (китайскими) корпоративными клиентами, что не может нанести серьезного вреда российским операторам связи.

Что касается сектора физических лиц, то и здесь «желтый дракон» не собирается «перекрывать кислород» своим российским конкурентам, поскольку планирует работать в среде китайскоязычной диаспоры в России, а не уводить российских граждан у операторов «большой четверки».

Поэтому, как нам представляется, внедрение China Mobile на российском рынке не будет иметь катастрофических последствий. Намерений изменить существующее положение дел мы не видим, по крайней мере, исходя из тех данных о планах оператора, которые есть сейчас в публичном пространстве. Оператор China Mobile – это в России нишевый игрок, и он не собирается включаться в борьбу с ведущими российскими операторами за их клиентов.

 








 

ИД «Connect» © 2015-2018

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика