CSTB-2016: российский телеком в точке бифуркации
Круглый стол по теме «Новая модель ведения бизнеса в области ТВ и телекома в условиях падения доходов» оправдал ожидания зрителей – дискуссия участников была нешуточной и очень содержательной

Круглый стол по теме «Новая модель ведения бизнеса в области ТВ и телекома в условиях падения доходов» оправдал ожидания зрителей – дискуссия участников была нешуточной и очень содержательной

C 26 по 28 января в столичном выставочном центре «Крокус Экспо» проходила 18-я международная выставка-форум CBST.Telecom&Media-2016 – одно из ключевых мероприятий в области электронных медиа в России и странах СНГ. За годы своего существования выставка CSTB приобрела статус своеобразного «окна», благодаря которому можно заглянуть в будущее и узнать, какие решения, коммуникационные технологии и бизнес-идеи будут владеть умами и помыслами поставщиков решений, разработчиков и пользователей устройств и сервисов как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе.

Гуляя по выставке и любуясь огромными красочными стендами российских операторов связи и различных коммуникационных и телевизионных компаний, легко было забыть об экономическом кризисе и различного рода неурядицах на валютном рынке. В самом деле, своим безудержным оптимизмом и активностью участники выставки вселяли надежду на то, что российскому телекому и в этот раз удастся быстро преодолеть временный спад и выйти на новый виток развития. Тем более что для некоторых из российских компаний прошедший год закончился, пусть и с небольшой, но вполне ощутимой прибылью.

Надежду вселяло и то обстоятельство, что помимо российских стендов на выставке были широко представлены ведущие зарубежные фирмы. Это говорит о том, что даже сейчас российский рынок не потерял своей привлекательности для наших зарубежных партнеров и конкурентов. Но уж если западные коммуникационные гиганты готовы вкладываться в новые проекты в России, то и отечественным компаниям не стоит опускать руки в надежде «потихоньку-полегоньку пересидеть тяжелые времена».

Безусловно, центральным событием форума в этом году стало проведение круглого стола по самой актуальной на сегодняшний день тематике – «Новая модель ведения бизнеса в области ТВ и телекома в условиях падения доходов». В этом мероприятии приняли участие уважаемые представители Роскомнадзора, Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, члены профильных ассоциаций, представители крупнейших компаний – операторов связи, а также ведущих российских и зарубежных вещателей.

В этом году ФГУП «Космическая связь» и Eutelsat S.A. выставили совместный стенд

В этом году ФГУП «Космическая связь» и Eutelsat S.A. выставили совместный стенд

Глава MTV Россия, VIACOM Яна Чурикова, выполнявшая обязанности модератора форума, в своем вступительном слове напомнила присутствующим о том, что, несмотря на все «стоны и рыдания» производителей и продавцов контента, абонентская база растет. Президент АКТР Юрий Припачкин выразил уверенность, что и в 2016-м абонентская база продолжит свой рост. По имеющимся у него данным, в 2015 г. прирост рынка кабельного телевидения составил 11%, а общий объем продаж достиг цифры в 68 млрд руб. При этом число абонентов увеличилось на 6% и превысило 39,6 млн человек. Вместе с тем, Юрий Припачкин признал тот факт, что 2016-й год будет тяжелее для телекоммуникационной отрасли России: «Дело в том, что мы сегодня на 90% зависим от импортного оборудования, а доходы компании получают в рублях – в результате такой «вилки», существующей на валютном рынке, очень сложно будет выстраивать бизнес». Сюда же добавляются технологические сложности, связанные с переходом с линейного на специализированное вещание, и проблемы выстраивания новой модели рекламного бизнеса, которая находится только в стадии формирования.

После такого неоднозначного вступительного слова, в котором нотки оптимизма были заметно сдобрены не самыми обнадеживающими предчувствиями будущих проблем, Яна Чурикова предложила участникам круглого стола перейти к обсуждению одной из самых животрепещущих проблем отрасли, а именно к вопросу «усиления государственного регулирования». Здесь стоит отметить, что участникам московского форума, конечно же, было интересно узнать позицию по данному вопросу руководителей Министерства связи и массовых коммуникаций России, однако заместитель министра Алексей Волин, заявленный в числе участников круглого стола, не смог присутствовать на форуме. В его отсутствие роль «свадебного генерала» пришлось взять на себя председателю комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леониду Левину. И следует признать, что он отлично справился со своей задачей. Прежде всего Леонид Левин четко и без каких-либо оговорок заявил о своей приверженности идеологии минимального вмешательства в дела общества: «Государство имеет право вмешиваться и регулировать на законодательном уровне общественные отношения только там, где само общество не может этого делать своими силами. В применении к конкретной ситуации это означает следующее: мы не будем стремиться усиливать регулирование, если увидим, что сама отрасль способна решать те или иные проблемы». Честно признаемся, что такая позиция, высказанная представителем законодательной власти России, оказалась для многих присутствующих несколько неожиданной. Далее Леонид Левин продолжил развивать свою мысль, говоря о том, что на самом деле одной из главных своих заслуг в области законотворческой работы он считает вовсе не принятие тех или иных законов или поправок к законам, а сохранение «стабильности законодательной базы». Леонид Левин без обиняков указал на то, что ему приходится иметь дело с огромным количеством «непродуманных, да и просто вредных инициатив», идущих со стороны депутатов и государственных чиновников. В этой связи он даже в шутку призвал оценивать эффективность работы Госдумы не по количеству принятых законов и поправок к ним, а по числу отбракованных инициатив.

Интересно, что после такого содержательного выступления многие участники круглого стола вместо заявленной к обсуждению проблемы «усиления регулирования отрасли» принялись настойчиво убеждать представителя Госдумы в необходимости скорейшего принятия новых законов или поправок к уже существующим законам, объясняя это появлением на российском рынке новых моделей телекоммуникационного бизнеса, обусловленных, в частности, развитием ОТТ-сервисов. Например, генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин посетовал на то, что сегодня в сфере ОТТ никакого российского законодательства вообще нет, а это негативно сказывается на всей отрасли.

Тема ОТТ стала одной из наиболее заметных в ходе работы круглого стола, причем были высказаны самые различные точки зрения по данной проблематике. На наш взгляд, заслуживает отдельного упоминания позиция, высказанная директором департамента маркетинга фиксированного бизнеса, МТС Натальей Братчиковой: «Для рынка в настоящей ситуации, как, впрочем, и всегда, лучше всего, когда сохраняется стабильная правовая среда. Законодатели! Дайте нам передышку, не надо делать так, как в Венесуэле!» И не нужно изобретать велосипед: ОТТ-операторы должны получить те же права и обязанности, что и обычные операторы.

Если же упоминать самые радикальные решения, которые прозвучали на круглом столе, то здесь пальму первенства держит Юрий Припачкин, предложивший полностью убрать второй мультиплекс, а на первом оставить только три-четыре канала. Кстати, чтобы произвести впечатление на Леонида Левина, руководитель АКТР даже провел импровизированное голосование в зале, в ходе которого большинство участников поддержало его идею по закрытию второго мультиплекса. Правда, Леонид Левин вполне резонно возразил на это, что в России отнюдь не все жители готовы платить за предоставление телевизионного контента, и закрытие общедоступных каналов нарушит права граждан.

В пылу вспыхнувшей дискуссии один из выступавших, генеральный директор «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук упомянул о появлении на российском рынке американской компании Netflix. В связи с этим он нарисовал довольно красочную апокалиптическую картинку: «Netflix сейчас прикидывается белым барашком, но это опытный игрок, и это огромные деньги, которых сейчас нет у российских компаний. Сегодня Netflix остается незаметной точкой на российском медийном небосклоне, но уже через полгода он может скупить через третьи фирмы российский контент, а затем просто упакует его в свои каналы, и отечественным медиа магнатам придется довольствоваться ролью пешек в королевском гамбите». Как только речь зашла о Netflix, выяснилось, что эта тема серьезно беспокоит многих руководителей российских компаний. Причем большая часть выступавших оказалась настроена не так однозначно в отношении этого американского провайдера, во всяком случае, испугать российское сообщество Ковальчуку не удалось.

Например, генеральный директор «Триколор ТВ» Алексей Холодов так изложил свое видение проблемы: «Пусть Netflix скупает российский контент – не вижу ничего плохого в том, что отечественные производители контента найдут хорошего покупателя в лице этой американской фирмы. В любом случае, деньги останутся в отрасли». На это Михаил Ковальчук возразил, что такая тотальная, не контролируемая со стороны законодательных органов скупка российского контента американцами потенциально очень опасна: «Над отраслью нависает угроза откатиться в развитии на 15 лет назад».

Здесь в дискуссию вступил президент ГК «Акадо» Сергей Назаров, который выступил «адвокатом» американской компании. В частности, он обратил внимание на следующий важный момент: Netflix в США не просто «гонит свой контент по «трубе», предоставляемой операторами связи», – он им доплачивает (и доплачивает хорошо!) за соблюдение уровня качества сервиса. Таким образом, помимо оплаты собственно интернет-трафика владелец «трубы» получает возможность собирать деньги с провайдеров, заинтересованных в неких дополнительных опциях. Сергей Назаров призвал не бояться Netflix, а брать с нее пример, тем более что эта американская компания всегда работает исключительно в рамках законодательной базы той страны, в которую она приходит со своим бизнесом.

В конечном итоге обсуждение «проблемы Netflix» так увлекло участников круглого стола, что Яне Чуриковой стоило немалых усилий вернуть дискуссию к российским болевым точкам. В шутку она даже заметила, что «американцы нам теперь должны хорошие деньги за громкую рекламу их компании».

К сожалению, в одной небольшой заметке невозможно пересказать все перипетии интересной дискуссии, которая имела место на круглом столе. И достаточно сложно сделать на ее основе какой-то однозначный вывод, поскольку в ходе состоявшихся дебатов были высказаны вполне аргументированные точки зрения, ведущие к прямо противоположным выводам. В своем завершающем выступлении Юрий Припачкин назвал текущий момент «точкой бифуркации для российского телекома», которая в ближайшие два года полностью изменит весь ландшафт отрасли.

Примечательно, что представители ФГУП «Космическая связь» и Eutelsat S.A., также участвовавшие в заседании этого круглого стола, фактически не вступали в дискуссию. Они взяли слово лишь в самом конце заседания. Причем, как выяснилось из выступления заместителя генерального директора по развитию бизнеса ФГУП «Космическая связь» Ксении Дроздовой, для национального оператора спутниковой связи будущее рисуется не в таких черных красках, как для производителей телевизионного контента. За 2015 г. у ФГУП в два раза увеличилась емкость, потребляемая телевещательными компаниями. И, что еще более важно, в последнее время становится заметной  тенденция, которой не было еще пару лет назад: наши компании создают платформы для экспансии российского контента на зарубежные рынки! В настоящее время есть проекты выхода на рынок Ближнего Востока, интересные проекты в Африке, перспективные проекты по выходу на рынок Индии. Сталкиваясь с большими трудностями на внутреннем рынке, отдельные российские компании решаются на освоение зарубежных территорий – это   радует.

Что же касается существующей проблемы с изменением валютных курсов, то Ксения Дроздова без обиняков указала на тот факт, что ФГУП удалось существенно нарастить орбитальную группировку в период, когда еще никаких проблем с курсами не было. Поэтому в настоящий момент инфраструктурных проблем у компании нет: «Мы не повышаем цены на свои услуги и тем самым стимулируем развитие рынка».

Представитель ФГУП «Космическая связь» также призвала поставщиков контента воспринимать сегодняшний момент не только как «кризисную точку», но и как ситуацию, в которой у компании появляются альтернативы развития. Прежде всего, необходимо обратить внимание на две ключевые тенденции: на продвижение Интернета в регионы и на появление инновационных IP-сервисов.

Региональный вице-президент Eutelsat S.A. Николай Орлов поддержал свои коллег из ФГУП «Космическая связь», отметив в завершающем выступлении, что большой успех, который имеет ГП КС за пределами России (ФГУП работает в 52 странах), связан с тем, что российская компания, как и Eutelsat, использует передовые спутниковые технологии: «Клиенты сегодня хотят получать в свое распоряжение самое лучшее из того, что есть на рынке, чтобы иметь возможность реализовывать свои самые смелые проекты».

Дмитрий Шульгин








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика