CSTB. Telecom&Media: технологическое будущее российского телевидения

На выставке CSTB. Telecom&Media секции проходили в четыре потока, так что было довольно сложно выбрать самое интересное мероприятие. Однако же, придя на круглый стол под названием «Ближайшее технологическое будущее российского телевидения», мы поняли, что наш выбор оказался правильным. У журналистов есть такая штампованная фраза, которую они часто применяют в официальных обзорах: «В ходе открытой дискуссии ведущие эксперты …» В этот раз мы можем с полным правом воспользоваться этой формулировкой, так как на круглом столе и в самом деле собрались настоящие эксперты рынка, в том числе люди, стоявшие у истоков российского телевидения, а дискуссия была настолько жаркой, что даже модератору – Виталию Стыцько, заместителю генерального директора ФГУП РТРС, – не удалось сохранить позицию отстраненного арбитра.

Он открыл собрание коротким вступительным словом, в котором посетовал на отсутствие в России единой стратегии развития отрасли: «Сегодня мы видим лишь разрозненные попытки создания отечественного оборудования». При этом он заметил, что нельзя не видеть и положительных моментов, например, создания в России инфраструктуры для цифрового телевидения.

Критический настрой модератора был поддержан в первом же выступлении, которое сделал на круглом столе Константин Быструшкин, заместитель генерального директора ЗАО «МНИТИ» по научной работе. Он указал на то, что государство, увы, не проводит техническую политику, которая могла бы позволить подняться нашей радиоэлектронной отрасли: «Практически все наши ведомства самоустранились – в этой ситуации большие надежды мы возлагаем на отраслевые ассоциации». Рассуждая о первоочередных задачах отрасли, Константин Быструшкин отметил, что упор необходимо делать на налаживании производства современных абонентских устройств.

Евгений Михеичев, руководитель отдела технологического маркетинга «Триколор ТВ», обозначил в качестве насущной проблемы отрасли отсутствие стандартизированности метаданных. При этом он указал на наличие уже готового стандарта XMLTV. На вопрос модератора, нужны ли нам ГОСТы, Евгений Михеичев ответил, что они не просто нужны в отрасли, а абсолютно необходимы.

По мнению Калью Кукка, главного эксперта ЗАО «МНИТИ», сегодня профессиональная телевизионная техника составляет только 7%, тогда как на потребительскую приходится 51–52%,  остальное – специальная техника. Он указал на тенденцию постоянного увеличения доли потребительской техники и заявил, что даже в кризисном 2015 г. в России было продано изделий, на которые можно транслировать телевизионный контент (телевизоры, планшеты, смартфоны), на сумму в 550 млрд руб. В связи с этим Калью Кукк призвал больше внимания уделять перениманию зарубежных технологий производства, отметив, что сегодня «локализация производства» LG или Samsung зачастую сводится у нас лишь к производству упаковки – картонных коробок.

Виталий Стыцько вступил с докладчиком в дискуссию, заявив, что нам необходимо налаживать производство дорогостоящей профессиональной техники, а не гнаться за «ширпотребом». На это Калью Кукк возразил, что на производстве небольших партий профессиональной техники много денег наши компании не заработают, а им необходимо расширять масштабы производства – сделать это можно только за счет выпуска техники для массового потребителя.

Александр Онищук, президент Ассоциации РАТЭК, обрушился с резкой критикой в адрес Таможенного союза. Оказавшись в рамках этого объединения, Россия во многом ухудшила ситуацию с сертификацией оборудования – у нас перестали признаваться все сертификаты испытаний, полученные за рубежом: «Россия и даже шире, все Евразийское экономическое сообщество, – это сегодня организация стран, которые строят между собой и миром стену в вопросах подтверждения соответствия». В итоге нашим лабораториям не выдаются международные сертификаты, и никакие международные сертификаты у нас не признаются, что приводит к серьезным затратам, обусловливающим рост цен. Не говоря уже о том, что такая позиция стран Таможенного союза вовсе не делает их в глазах Запада инвестиционно привлекательными. К сожалению, сегодня все эти барьеры на пути инвестиций не уменьшаются, а лишь увеличиваются, и не Западом, а нами. Перспективы же открытого рынка стран Таможенного союза сегодня вообще ставятся под сомнения на фоне последних заявлений, звучащих и со стороны Белоруссии, и со стороны России.

Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group, пожаловался на государственную политику, при которой различного рода послабления и поддержку у нас получают предприятия, продающие на внешнем рынке сырье (нефть, газ), в то время как производители техники выходят на западные рынки безо всякой поддержки со стороны Правительства РФ и вынуждены действовать на свой страх и риск.

Большое внимание Андрей Безруков уделил торговле с Китаем, отметив, что наш так называемый партнер занимается явным демпингом, предлагая, например, продавать телевизионные приставки в России по цене 5 долл. за штуку. Китай искусственно сбивает цены на свою радиоэлектронику, и в этой ситуации нам без высоких пошлин просто не выжить.

Директор по стратегическому маркетингу GS Group вступил в жаркую дискуссию с модератором круглого стола Виталием Стыцько, заявив, что, поощряя производство ограниченных партий дорогого профессионального оборудования, мы движемся в тупиковом направлении.

Алексей Угринович, генеральный директор ООО «Долби СНГ», поддержал позицию Андрея Безрукова, отметив, что именно потребительский рынок играет ключевую роль в акселерации производства радиоэлектроники в России. При этом Алексей Угринович подчеркнул необходимость тесного сотрудничества с западными странами в области новых технологий: «Не нужно изобретать велосипед, когда мы можем брать лучший зарубежный опыт и внедрять его на своем производстве». Более того, сегодня уже не важно, где именно производится оборудование, поскольку производство становится процессом международного сотрудничества.

Что же касается стандартов, то Алексей Угринович отметил их значимость, но призвал не превращать их в барьеры для развития: «Нам важно постоянно идти вперед, создавать новые стандарты и своевременно обновлять уже существующие, а не воспринимать их как некую догму».

Наибольшую остроту дискуссия о путях развития российской электроники приобрела в ходе выступления Виктора Ширшина, директора ЗАО «Элекард Девайсез». Он заявил, что изоляционизм, который сегодня проповедуют и Трамп, и многие российские политики, является абсолютно тупиковым направлением. Современное производство (и не только радиоэлектроники) может быть реализовано только в рамках широкой международной кооперации.

ЗАО «Элекард Девайсез» пробовали наладить производство в России, но отказались от этой идеи, поскольку у нас каждая компания, каждый завод существует в «коконе». Суть в том, что еще со времен СССР (тогда это можно было оправдать необходимостью автономного производства на военных заводах) наши производители привыкли делать все по своим методикам, по своим уникальным технологиям. Выяснилось, что «Элекард Девайсез» проще заказать выпуск комплектующих в Европе, несмотря на высокие цены.

Виктор Ширшин сослался на опыт Стива Джобса при производстве Apple iPhone. В этом девайсе собрано огромное количество инноваций – если бы Apple попыталась, как наши предприятия, делать «все в себе», в рамках собственного производства, то на разработку iPhone ушло бы 300 лет. Производство уникального смартфона стало возможным только благодаря институту международной кооперации. Именно это и нужно сейчас российским производителям, а вовсе не импортозамещение.

Михаил Шадрин, директор департамента мультимедиа компании SoftLab-NSK, еще больше поднял градус дискуссии, заявив, что у его компании вообще нет никаких проблем с производством радиоэлектронного оборудования: «Наш бренд стал известен за рубежом раньше, чем в России. Сегодня у нас налажены прямые контакты с зарубежными партнерами. Мы в состоянии осуществлять полностью автоматизированное производство конкурентоспособного оборудования».

Проблема, как указал Михаил Шадрин, в другом – Торгово-промышленная палата России и наши правительственные ведомства не помогают отечественным производителям: «Нам не нужно импортозамещение, когда субсидируется откровенно убыточное производство только потому, что оно является отечественным. Нам необходима поддержка экспансии на внешний рынок для таких производителей, которые способны выпускать современный продукт соответствующего качества. В то время как китайцы, англичане, американцы поддерживают свои компании, упрощая им выход на международный рынок, наши чиновники самоустраняются от этой задачи».

После этих двух выступлений, прошедших, так сказать, «на грани фола», завершило круглый стол спокойное и содержательное выступление Герасима Гадияна, генерального директора компании ViNTERRA. Он рассказал о концепции создания новой экосистемы доставки телеканалов. Как указал Герасим Гадиян, именно Интернет как единственная глобальная среда доставки контента позволит создать единую экосистему цифрового ТВ, объединяющую все известные способы доставки: эфир, спутник, кабель, IPTV.

Как верно подметил директор компании ViNTERRA, «нам нужно быть там, куда сегодня мигрирует потенциальный зритель, а он идет в направлении социальных сетей». Так что социализация является обязательным условием для эффективного развития экосистемы цифрового телевидения. И здесь ключевую роль может сыграть Smart TV, поскольку это не только медиаинформационный центр, но и устройство Интернета вещей, которое будет источником информации о состоянии услуг ЖКХ и безопасности домохозяйства.

(продолжение следует)








 

ИД «Connect» © 2015-2016

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика