Система доменных имен DNS является одной из ключевых структур Интернета, предназначенных для упрощения поиска информации на сайтах. Создавалась она медленно и постепенно, однако уничтожить ее можно быстро: достаточно набрать несколько команд на корневых серверах и целые структуры доменных зон будут уничтожены. Например, такие действия были проделаны с доменами Ливии и Сирии. При этом сами сайты не уничтожаются, но пользоваться для доступа к ним IP-адресами никто уже не умеет, поэтому пользователям из пострадавших стран придется обращаться на сайты в международных доменах, которые контролируются властями других государств и транснациональными корпорациями. Таким образом, доменная структура является ключевой для нормального функционирования национальных сегментов Интернета.

Именно поэтому в последнее время и возникла масса споров о том, кто именно контролирует доменную структуру. Собственно говоря, права контроля еще с 1999 г. принадлежат компании ICANN, хотя функции управления и контроля самой ICANN были закреплены за такой организацией, как IANA. С ней Национальное управление по телекоммуникациям и информации США (NTIA) и заключило контракт на управление ICANN, чтобы гарантировать стабильность и работоспособность Интернета. В результате оказалось, что ключевую функцию управления доменным именами в информационном пространстве контролирует Америка. Контакт между NTIA и ICANN заканчивается в сентябре 2016 г., и правительство США решило передать контроль в том числе и за доменной структурой общественным организациям. Об этом NTIA объявила 14 марта 2014 г., и с этого времени стартовал процесс передачи функций IANA новым структурам – он получил название IANA Transition.

Сама ICANN придерживается мнения: «один мир – один Интернет». Такой лозунг, в частности, озвучил на седьмом российском форуме по управлению интернетом RIGF Дирк Ван Экхат, посол и постоянный представитель Бельгии при Совете Европы. «При управлении Интернетом нужно учитывать мнение всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров), – отмечает он. – Сегментации Интернета быть не должно». То есть управлять Интернетом надо всем целиком, не деля его на отдельные национальные и страновые сегменты. Именно поэтому официальный процесс IANA Transition ведется в диалоге с общественными организациями, бизнес-сообществами и государственными структурами. Причем последние играют в этом процессе отнюдь не ведущую роль, скорее они выступают с позиции наблюдателей. В частности, Россия также участвует в этом процессе через своих представителей, но существенного влияния на него не оказывает. Более активно участвуют в процессе представители российского интернет-бизнеса, которые в свое время были организаторами Интернета в России.

В целом для управления Интернетом сейчас возникла целая новая бюрократия, которая выучила несколько ключевых понятий типа «мультистейкхолдеризм», «цифровая демократия» и «права человека на доступ к информации, защиту частной жизни и персональных данных». Похоже, что именно ей правительство США, скорее всего, и отдаст права на управление доменной структурой. Во всяком случае, сейчас рассматривается предложение создать для управления доменными именами еще одну организацию, которая по документам значится как PTI (Post-Transition IANA), – ее планируется сделать филиалом ICANN. При этом правовая юрисдикция ICANN и PTI останется та же, т. е. американская. Фактически это означает, что управление доменной структурой будет выполняться по американским законам, которые таким образом будут транслироваться на весь остальной мир.

В то же время и «старая», государственная бюрократия не дремлет. Она сформировала другую концепцию – цифрового суверенитета. Эта концепция предполагает, что киберпространство – это еще одно пространство, такое же, как земля, вода, воздух и космическое пространство. И во всех пяти пространствах, входящих в зону ответственности государственных структур, должны соблюдаться законы данного государства. Естественно, этот принцип противоречит концепции «один мир – один Интернет», поскольку предполагает наличие у каждого государства своего суверенного DNS-пространства, существующего по законам соответствующей страны. При этом важно, что оно не может быть уничтожено по указанию суда или властей другой страны, как это случилось с доменами Ливии и Сирии.

Следует отметить, что такой концепции придерживаются власти России и Китая – их взаимопонимание в этом вопросе наиболее очевидно можно было наблюдать на первом российско-китайском Форуме развития и безопасности ИКТ, который недавно организовала Лига безопасного Интернета (ЛБИ), – заметка о нем опубликована на нашем сайте. Понятно, что для этих государств складывающаяся концепция IANA Transition является неприемлемой и воспринимается ими как вторжение американцев в суверенное киберпространство их страны. В частности, Игорь Щеголев, помощник Президента РФ, отметил, что термин «мультистейкхолдеризм» пришел из сферы финансового управления и он в применении к IANA Transition отводит государствам роль миноритарного акционера. Поэтому миноритарные государства должны объединиться и потребовать от генерального директора соблюдения их прав.

Следует отметить, что ранее на RIGF были также озвучены результаты прошлогодних киберучений, которые проводились совместно ФСБ, координационным центром национального домена сети Интернет (КЦ), техническим центром Интернета (ТЦИ) и другими заинтересованными сторонами. Результаты тех учений до недавнего времени особо не обсуждались. В частности, одной из угроз, которые отрабатывались на прошлогодних киберучениях, и было удаление записи о зоне RU на корневых серверах DNS. В этом случае на базе резервных копий корневых серверов, которые расположены в России, создавалась параллельная DNS-структура для зоны RU и на нее постепенно должны были переключаться все DNS-кеши провайдеров. Однако оказалось, что этот процесс идет слишком медленно и это может создать проблему для функционирования российского сегмента Интернета. Тем не менее принципиальных проблем для создания параллельной DNS-структуры для зоны RU нет – в случае необходимости она вполне может быть создана достаточно быстро, однако нужно обеспечить быстрое переключение на нее всех российских провайдеров.

Другое решение разработал Китай, который на форуме ЛБИ предложил вообще отказаться от единого DNS-корня и создать суверенные корневые серверы в каждой стране. Эта концепция получила название Inter-Root. При ее реализации каждая страна обеспечивает функционирование собственной DNS-зоны или нескольких, и именно ее используют национальные провайдеры для превращения доменных имен в IP-адреса, а провайдеры всех других стран обеспечивают лишь кеширование DNS-запросов. В этом случае DNS-система перестает быть единой, но остается функциональной. Обеспечивается и цифровой суверенитет, и стабильность работы сети, поскольку каждая страна отвечает за надежность своего сегмента и связность его с другими. Именно так с помощью протокола BGP сейчас обеспечивается надежность маршрутизации IP – каждый провайдер отвечает за свою автономную систему и связи ее с другими автономными системами. Китай даже реализовал и начал тестировать систему Inter-Root и в случае необходимости может перейти на нее. При этом потребность в делегировании функций управления единым доменным пространством ICANN полностью отпадает. Таким образом, создается явная революционная ситуация, при которой верхи (ICANN) не могут жить по-старому, а низы (государственные структуры) – не хотят жить по-старому. И кризис, как обычно, ожидается в октябре.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку