Экономическая безопасность и ИТ

Президент РФ 13 мая подписал Указ [1] № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», который предполагает разработку до 2019 г. стратегии обеспечения экономической безопасности России. Указы Президента, в которых говорится о стратегии, всегда очень важны, поскольку в соответствии с этой стратегией в дальнейшем будут разрабатываться и видоизменяться федеральные законы. Анализ заложенных в них принципов позволит понять, в каком направлении будет развиваться та или иная сфера государственной деятельности.

Следует отметить, что экономическая безопасность имеет ключевое значение для сферы ИТ, так как наиболее перспективные направления развития ИТ связаны именно с обеспечением экономической безопасности – импортозамещение, инновационные компании, разработка собственной элементной базы, переход от сырьевой экономики к инновационной, цифровое производство, объединение науки и промышленности, трансфер технологий и многое другое. Все это реализуется с целью обеспечения экономической безопасности, но оказывает существенное влияние на ИТ. В Указе № 208 сформулированы основные принципы обеспечения экономической безопасности, часть из которых связана с информационными технологиями и инновационными разработками.

 

Угрозы экономике

В документе сформулированы, в частности, угрозы экономической безопасности, которые могут быть связаны с ИТ:

«1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции» – это про технологический суверенитет России. Чтобы минимизировать данную угрозу, России необходимо создать собственную элементную базу электроники и базовое программное обеспечение;…

«3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям» – это про санкции, в том числе и на обслуживание высокотехнологичных продуктов. Для минимизации данного риска критические информационные системы логично переводить на обслуживание российскими компаниями;

«8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы» – это про кибератаки на российские банки через Интернет. В этом направлении Россия уже ушла достаточно далеко вперед, создав государственный центр реагирования на компьютерные угрозы – FinCERT, однако полезность данного института оценили пока не все банки;

«9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями» – это про зависимость российской экономики от стоимости нефти на мировом рынке. Одним из способов снижения такой зависимости является именно развитие экспорта высокотехнологичной продукции;

«12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов» – это одна из основных угроз для обеспечения развития российской ИТ-индустрии – минимальные инвестиции в длинные и сложные проекты по разработке российских ИТ-продуктов;

«22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации» – это про «утечку мозгов», которая создает в России дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь именно в секторе ИТ.

Для своевременного выявления угроз в Указе предусмотрена система мониторинга экономики. Она определена в следующих пунктах:

«24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками…

  1. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
  2. Показателями состояния экономической безопасности являются:

 …17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;

 18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;

 19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации;…

 34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;…

  1. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Построение данной информационной системы также может оказать влияние на российский рынок ИТ, поскольку у него появятся контролируемые правительством и Президентом KPI. При этом не совсем понятно, будет ли такая система мониторинга построена до разработки мер обеспечения экономической стабильности, что было бы логично, или станет частью общей стратегии и тоже будет создаваться после 2019 г. Тем не менее, появление заявленных на уровне правительства показателей сделает российский рынок ИТ чуть более прозрачным, а, возможно, и предсказуемым.

 

Меры обеспечения безопасности

В Указе также определены механизмы обеспечения экономической безопасности. К информационным технологиям относятся следующие пункты:

«обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

 3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;…

 5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса» – эти меры направлены на обеспечение развития инновационной сферы экономики, которая в большей мере связана именно с информационными технологиями;

«создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

 1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;

 2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;…

 4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;

 5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;

 6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;…

 8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;…

 10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы» – практически вся эта часть так или иначе относится к ИТ. Здесь и развитие собственной элементной базы, и трансфер иностранных технологий, и интеграция науки, ИТ-разработчиков и промышленности, и развитие образования в сфере ИТ, и контролируемый экспорт технологий, и многое другое;

«устойчивое развитие национальной финансовой системы;

 5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;

 6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;…

 8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений» – сама финансовая система России сейчас является достаточно крупной и сложной информационной системой, поэтому ее развитие сложно отделить от развития ИТ. Во всяком случае, платежные системы и инструменты защиты от мошенничества точно базируются на информационных системах, где также необходимы создание собственных продуктов и вытеснение иностранных;

«повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики;

 4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;…

 8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики» – это меры поддержки трансфера наиболее интересных импортных технологий и экспорта самых востребованных на мировом рынке российских разработок.

В общем, можно констатировать, что Указ ориентирован на активное использование ИТ-индустрии и самих ИТ для обеспечения экономической стабильности России. Здесь и трансфер иностранных технологий, и создание собственной элементной базы, и развитие образования, и интеграция российской научной школы с производственными предприятиями, и множество других мер по развитию ИТ и инновационной деятельности в этой сфере. Даже слегка обидно, что реализация предусмотренных мер начнется после 2019 г. Предлагаемые меры очень бы помогли российским компаниям сейчас, обеспечив им выход из кризиса и консолидировав высокотехнологические ресурсы России. В данной ситуации Указ больше похож на предвыборные обещания – написано все правильно и по делу, но реализовывать эти меры будет уже следующий президент.

[1] http://kremlin.ru/acts/bank/41921

 





Добавить комментарий




 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика