Глобальные проблемы отрасли спутниковой связи

Больше года назад в журнале “Connect. Мир информационных технологий” был размещен материал аналитического характера, посвященный развитию бизнеса спутниковых операторов России. Теперь, по прошествии некоторого времени приятно осознавать, что большинство прогнозов и наших выводов подтвердились временем. Впрочем, следует сразу же оговориться, что те выводы, которые были представлены осенью 2016 г., основывались на высказываниях ведущих экспертов российского рынка. В частности, Вадим Белов, генеральный директор МОКС «Интерспутник», говорил о том, что все крупнейшие игроки отрасли провалились по капитализации: «Сейчас чрезмерно закредитованные спутниковые операторы столкнулись с сильнейшей конкуренцией по наземным сетям. Причем взять новых «дешевых» денег возможности у них больше нет. За последний год мы провалились по тарифам на 25–30%. Мы с вами понимаем, что рынок полностью меняется, и должны искать в этом новом мире свое место – в противном случае могут начаться банкротства компаний. Мы все привыкли работать с геостационарными аппаратами, но сейчас появляются новые вызовы, вроде низкоорбитальных группировок, на которые нужно отвечать». Примерно к тому же времени (осень 2016 г.) относятся и аналогичные высказывания Юрия Прохорова, генерального директора ФГУП «Космическая связь»: «То, что в наше время мягко обозначается на различных международных конференциях как трудности, в реальности является кризисом спутниковой отрасли, и этот кризис сегодня ощущается всеми операторами. Кризис затрагивает всю отрасль в целом – это касается и производителей космических аппаратов, и компаний, предоставляющих услуги по выведению спутников на орбиту Земли».

Этой осенью, в беседе с журналистом-обозревателем издательского дома «Коннект», Юрий Прохоров отметил продолжение кризисных явлений в мировом масштабе всей отрасли спутниковой связи. Он рассказал о том, как сегодня крупнейшие западные спутниковые провайдеры распродают (в прямом смысле слова) имеющиеся у них активы, чтобы избежать банкротства. Например, оператор Intelsat сейчас договаривается с сотовыми операторами связи о том, как бы повыгоднее продать имеющиеся у него частоты диапазона C. На протяжении всего года Юрий Прохоров в своих выступлениях откровенно указывал на кризисные явления отрасли и объяснял, что ГП КС удается получать в нынешней ситуации прибыль только благодаря трезвому подходу к бизнесу и отсутствию шапкозакидательских настроений, свойственных некоторым западным коллегам и представителям «космических стартапов», вроде компаний Google и Facebook. Руководитель ФГУП «Космическая связь» подчеркивал, что определяющим фактором развития отрасли сегодня являются не сами технологии (мы можем довольно быстро решать технические проблемы любой степени сложности), а экономика. Сейчас только те проекты имеют право на жизнь, которые обладают четко подсчитываемой окупаемостью.

Таким образом, говорить о том, что отрасль уже прошла низшую точку кризиса и начался подъем, еще рано. И в этой очень непростой ситуации нас, разумеется, больше всего интересуют не проблемы крупных западных операторов, а наши внутренние дела – положение на рынке спутниковой связи России.

Российские реалии

В отрасли спутниковой связи Россия сейчас движется в русле общемировых тенденций, а вовсе не какой-то своей особой дорогой. Поэтому проблемы внутреннего рынка являются отображением глобального кризиса.

Снова обращаясь к высказываниям Юрия Прохорова, отметим, что ведущий российский эксперт неоднократно отмечал в своих докладах на различных конференциях, что на современном этапе мы вышли на избыточный уровень орбитально-частотного ресурса – спрос на спутниковую емкость растет все слабее, а тарифы, соответственно, начинают падать, равно как и финансовые результаты деятельности спутниковых операторов.

Это было ясно уже год назад, а в ближайшее время данная тенденция только усилится. Известно, что в следующем году АО «Газпром космические системы» намеревается запустить мощный спутник «Ямал-601», работающий в Ka-диапазоне, который будет покрывать территорию Сибири. Таким образом, в этом сегменте может возникнуть конкуренция между спутниковыми группировками ГП КС и ГКС. Разумеется, тут есть множество особенностей (несовпадающие зоны покрытия и пр.), препятствующих «лобовому столкновению», однако вряд ли нашим спутниковым операторам удастся избежать «ценовых войн» и определенных сдвигов в операторском бизнесе.

Изготовление платформы космического аппарата «Экспресс-АМ5» (апрель – май 2012 г.)

Если же говорить о собственно внутрироссийской специфике, то она заключается лишь в двух принципиальных моментах. Во-первых, резкое падение платежеспособного спроса населения заставило операторов существенно скорректировать «наполеоновские» планы развития услуг ШПД в так хорошо разрекламированном Ka-диапазоне. Нет, разумеется, в России есть прослойка населения, доходы которой не упали, а выросли за последние годы, однако этим людям не требуется спутниковый доступ в Интернет. Он нужен малообеспеченным категориям граждан, которые проживают в Восточной Сибири и на Крайнем Севере России в удаленных городках и поселках.

Во-вторых, российские операторы спутниковой связи столкнулись с нерешаемой проблемой отсутствия российских абонентских терминалов. Если пять лет назад это не представляло сложности, то сегодня, когда доллар и евро выросли в два раза, удерживать цены на абонентское оборудование операторы уже не могут. А запустить массовое производство дешевых (это принципиальный момент!) терминалов отечественной разработки оказалось на практике совсем не так просто, как это рисовалось в теории.

В связи с этим стоит обратить внимание на интересную дискуссию, возникшую в ходе проведения конференции SATCOMRUS-2017. Журналисты отметили, что в США сейчас более миллиона абонентов спутникового ШПД, в Бразилии компанией Hughes буквально за пару лет был достигнут уровень в 60 тыс. абонентов, а в России их всего 30 тыс.. Участники прений напомнили Сергею Пехтереву, руководителю ГК AltegroSky, его прогноз трехлетней давности, согласно которому в России будет около 200 тыс. абонентов спутникового ШПД. Глава AltegroSky признал, что его прогноз не сбылся, но указал на объективные факторы, в частности, из-за скачка доллара нашим операторам пришлось увеличить цену абонентского оборудования ровно в два раза. Кроме того, анализируя «бразильское чудо» компании Hughes, он подчеркнул, что там используется чисто американская модель, когда оператор предоставляет клиенту оборудование бесплатно (его стоимость возвращается постепенно – через абонентскую плату). В России такая модель сегодня неприменима, поскольку операторы не обладают возможностями «длинных денег», которые бы позволили им спокойно ожидать возврата инвестиций.

Осваиваем целину

В сложившейся ситуации российские спутниковые операторы оказались в состоянии некоторой стагнации: быстрое увеличение количества абонентов Ka-диапазона в секторе физических лиц по экономическим причинам невозможно. А если убрать все ненужные иллюзии и принять как данное, что благосостояние россиян в ближайшие годы не будет улучшаться, то и роста ожидать здесь не приходится.

Второй возможный «фронт работ» – корпоративный сектор, с которым сравнительно недавно связывали большие надежды, также себя пока не оправдывает. Понятно, что сегодня не физические лица, а именно корпорации (прежде всего, разумеется, государственные) являются источником возможной прибыли. Однако крупные нефтяные, газовые и прочие гиганты рынка уже обладают всей необходимой инфраструктурой связи. Причем некоторые из них («Газпром») даже располагают собственной спутниковой группировкой, так что в услугах «посторонних» не нуждаются. Поэтому связывать будущие проекты с теми, у кого есть большие деньги, не получится.

Что же касается собственно государственных структур, то сейчас основные финансовые потоки сосредоточились по силовым ведомствам – в первую очередь, речь идет о Министерстве обороны России. Но у военных имеются свои системы связи, так что они не выступают в качестве заинтересованной стороны.

Куда же «бедному спутниковому оператору» податься? Ответ, как всегда в подобных случаях, лежит на поверхности, вот только рассмотреть его мешает «замыленный глаз». Когда нет привычных путей расширения бизнеса, нужно идти в те сферы и сегменты рынка, которые раньше никто не рассматривал всерьез в качестве таковой возможности.

Собственно говоря, именно этим сегодня и занимается ГП КС. Конкретно, компания начала осваивать российскую целину под названием «организация ведомственной связи для специфических малобюджетных проектов».

Одним из первых удачных примеров такой тематики и стал совместный проект ФГУП «Космическая связь» и «Росгидромета» по организации группового спутникового канала в сети VSAT с использованием нескольких спутников. Нам приятно в связи с этим отметить, что на суд российской общественности данный проект был представлен 6 сентября 2017 г. в Москве в Конгресс-центре МТУСИ, где Издательский дом «Коннект» проводил V конференцию «Связь на Русском Севере».

Труднодоступные станции «Росгидромета»

«Росгидромет» последовательно старается внедрять ШПД-доступ в разных вариантах – спутниковую связь, коротковолновую связь. В прошлом году было принято решение об оснащении 150 труднодоступных станций новыми средствами связи – к сожалению, пока поставки оборудования задерживаются. Дело в том, что закупается оно по кредиту от Международного банка – по этой линии возникли проблемы с проведением конкурса. Коммерческие организации, принимающие в нем участие, тормозят весь процесс.

До последнего времени труднодоступные станции «Росгидромета» (более 200 станций) продолжали работать на коротких волнах «на слух» – посредством телефонной связи. Однако все эти станции уже оснащены современными средствами автоматизированного или автоматического наблюдения (автоматические метеостанции, автоматизированные гидрологические посты) – можно было бы передавать гораздо больший объем данных и гораздо чаще, что влияет на точность прогноза. Поставив на эти станции новые средства связи, можно было бы наконец-то обеспечить передачу данных с автоматических средств, вместо того чтобы в определенные часы передавать информацию по телефону, как это делалось в пошлом веке. Кроме того, подключение труднодоступных станций к современным видам связи позволит решить проблему обеспечения безопасности сотрудников «Росгидромета».

Зоны покрытия «Экспресс-АМ5» (140° в. д.)

Спецификой труднодоступных станций помимо большой удаленности является  недостаточная техническая подготовленность персонала. Станции эти малочисленные – три-четыре человека (по штату положено пять сотрудников). На полярных станциях, где по штату положено иметь семь человек, работают по три сотрудника. Причем там вообще нет ни одного технического специалиста – функции специалиста в области ИТ обычно берет на себя электромеханик-дизелист.

Еще одна проблема заключается в том, что у «Росгидромета» нет возможности оплачивать услуги связи сторонних операторов в размере более чем 2500 руб. в месяц. за каждую станцию, и это в ситуации, когда речь зачастую идет о спутниковой и радиосвязи.

На большинстве станций работает автономное энергообеспечение: на таежные станции завозят, в лучшем случае, 300–500 л топлива, поскольку доставка производится по зимникам или вертолетами.

Наконец, на таких станциях необходимо решать социальную составляющую проблемы связи – речь идет о доступе к Интернету и телефонным сетям общего пользования, поскольку без этого на станцию невозможно привлечь молодых специалистов.

Поэтому компонентами современной сети связи должны быть ШПД и VSAT, которые решают все проблемы, включая телемедицину и быстрый Интернет. В качестве резервной системы необходима цифровая КВ-связь, хотя в некоторых случаях именно КВ является основным видом связи (когда сложно обеспечить VSAT по энергетическим показателям).

Главное достижение «Росгидромета» с ГП КС – организация группового спутникового канала в сети VSAT с использованием нескольких спутников, поскольку она позволяет обеспечивать применение широкополосной связи при минимальных затратах на оплату (цена в 2500 руб. на станцию была официально подтверждена и согласована с ГП КС).

Поскольку все пункты «Росгидромета» находятся в разных часовых поясах, ежедневная дневная активность проходит на одних станциях, в то время как другие станции спят. Следовательно, в одном месте необходимо передавать большой объем информации, а в другом пункте допустимо сделать перерыв.

Еще одна важная проблема, которую помогла решить ГП КС, – это предоставление услуг подключения к Интернету по отдельному каналу за индивидуальную плату сотрудникам станций. Речь идет предоставлении людям дополнительной емкости по передаче данных, которую сам «Росгидромет» не оплачивает.

При наличии КВ-радиосвязи возможна организация аварийной связи в чрезвычайной ситуации с арктическими центрами МЧС, развернутыми в десяти пунктах.

 








 

ИД «Connect» © 2015-2020

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика