Кадровая траектория новых технологий. Aerospace Science Week 2019 посвящена 90-летию МАИ

В текущем году Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) отмечает свое 90-летие. Масштабная программа VI Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week 2019 была приурочена к этой дате. Университет распахнул двери для гостей, многие из которых – выпускники прославленной альма-матер. Атмосфера мероприятия носила деловой дискуссионный характер. Студенты, преподаватели, представители научных организаций и предприятий аэрокосмической отрасли заинтересованно обсуждали вызовы в сфере цифрового производства и проблемы подготовки кадров, перспективы математического моделирования, возможности искусственного интеллекта, опыт создания беспилотных летательных аппаратов, а также вектор развития МАИ.

Пленарное заседание деловой программы Aerospace Science Week, посвященное задачам и перспективам применения технологий искусственного интеллекта в аэрокосмической индустрии, открылось выступлением ректора МАИ Михаила Погосяна. За последние годы радикально поменялись взгляды и подходы к образованию. Система получения знаний должна опережать преобразования, происходящие в индустриях. По словам ректора, в МАИ исходят из того, что будущее начинается сегодня, поэтому готовить студентов следует к задачам завтрашнего дня.

Новые проекты и продукты, комплексные исследования, а не набор отдельных технологий будут определять будущее. Применение искусственного интеллекта на всех направлениях деятельности, междисциплинарные подходы, изменение не только содержания, но и среды взаимодействия – все это формирует технологический провыв. Сердцем четвертой промышленной революции является цифровая трансформация. Экономика данных меняет процессы, отношения, структуру бизнеса, формируя новую среду. Университет не может стоять в стороне от происходящих перемен и обязан учитывать эти тенденции.

В новых условиях меняются требования к кадрам, поскольку фокус их деятельности смещается. Если вчера большая часть работы инженера была связана с процессом сбора информации, то сегодня на фоне происходящих изменений возрастает значение творческой составляющей, отметил ректор. Роботизация, искусственный интеллект будут менять рынок труда.

Михаил Погосян не относит себя к сторонникам исследователей, которые предпочитают рассуждать об опасности искусственного интеллекта. По его словам, использование этих технологий в реальной жизни существенно повысит эффективность труда инженеров. Перспективное развитие системы инженерного образования предусматривает ориентацию на решение реальных задач. При этом на рынке востребованы комплексные решения. Университет должен готовить специалистов, способных предлагать такие решения.

В центре вузовских преобразований – студент, междисциплинарный характер исследований, умение работать в команде, что и определяет конкурентоспособность на рынке труда. Создание индивидуальных образовательных траекторий возможно только при условии активного вовлечения самих студентов в этот процесс, подчеркнул Михаил Погосян, обращаясь к аудитории.

К числу сложнейших задач, которые предстоит решать индустрии и людям, которые выходят на рынок труда, – поиск баланса между прорывными технологиями и эволюционным развитием решений. Это необходимо, чтобы обеспечить, с одной стороны, конкурентоспособность, а с другой − сократить сроки и снизить риски реализации новых проектов. Умение достигать такого баланса – один из важных навыков, которые нужно привить студентам, считает ректор МАИ.

В современном мире, когда проекты становятся сложными, все более комплексными, невозможно стать конкурентоспособным без детального знания управленческих технологий, которые эксперты относят к необходимым элементам образования. В вузе третий год работает Школа управления МАИ, партнерами которой являются ведущие компании отрасли.

Большое внимание в докладе ректора было уделено знаковым проектам и решениям, направленным на развитие системы подготовки кадров. За последние три года в сотрудничестве с индустриальными партнерами в МАИ сформулировали ряд направлений, на которых вуз специализируется и вокруг которых объединяет технологии, решения, разрабатываемые сотрудниками и представителями партнеров.

В первую очередь Михаил Погосян назвал математическое моделирование на разных этапах разработки сложной аэрокосмической техники и в процессе ее сертификации. По его словам, математическое моделирование может радикально сократить объемы физических испытаний, необходимых для выведения на рынок перспективных образцов техники.

К числу ключевых направлений относятся электрификация инженерных систем, создание двигательных и энергетических установок, а также сервис высокотехнологичной продукции. Раньше в вузе не готовили специалистов по сервису, но МАИ меняется. «Сегодня сервис – это не просто материально-техническое обеспечение, это работа с большими данными, предиктивная аналитика. В этом направлении сервис в значительной степени закладывается на этапе проектирования. И этому направлению подготовки мы уделяем все больше внимания», – пояснил ректор.

Традиционно сильна в МАИ школа электроракетных двигателей. Активно развивается направление беспилотных летательных аппаратов как одно из наиболее перспективных, что подтверждается высоким спросом на услуги с помощью БЛА. К другим ключевым направлениям относятся роботизация, композитные конструкции, аддитивные технологии.

В сотрудничестве с партнерами вуз открывает научно-исследовательские лаборатории. В частности, планируется создание на базе МАИ совместной с «Ростехом» лаборатории по роботизации. Тесное взаимодействие с индустрией, использование мирового опыта, практикоориентированность, формирование среды, в которой преподаватели и студенты решают не типовые, а новые перспективные задачи, – тенденции, которые способствуют обновлению системы подготовки кадров и повышению ее эффективности.

На выставке во Дворце культуры МАИ были представлены вузовские разработки, экспериментальные образцы техники, аппараты, устройства и другие готовые изделия. В частности, техник кафедры 904 лаборатории аддитивных технологий МАИ Антон Королев рассказал о технологиях и устройствах для 3D-печати, позволяющих изготавливать элементы крыла самолета и другие детали, оптимизированные с учетом возможностей данной технологии. В ходе презентации он отметил преимущества технологии селективного лазерного спекания, на базе которой можно печатать элементы любой формы, в том числе деталь внутри детали.

Студент 4-го курса третьего факультета МАИ Кирилл Гаврилин (научный руководитель Владимир Чемоданов) представил экспериментальный образец беспилотного гироплана, который можно использовать для аэрофотосъемки и решения сельскохозяйственных задач. Максимальная полетная масса аппарата – 25 кг, расчетное время нахождения в воздухе – 3,5 часа, диапазон рабочих скоростей полета – от 30 до 120 км/ч. По сравнению с БЛА гироплан отличается малой стартовой скоростью, большей устойчивостью к боковому ветру, возможностью зависать над землей при скорости ветра, превышающей 10 м/с, способностью аварийного спуска в режиме авторотации, а также значительно меньшей стоимостью. Наряду с гиропланом на выставке демонстрировались пускоразгонная установка и пилотажно-навигационная система. Примечательно, что на монтаж установки требуется не больше 10 минут, ее можно использовать для запуска беспилотных летательных аппаратов разных типов массой до 30 кг.

www.connect-wit.ru

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика