Контуры Cистемы распределенных ситуационных центров

16–17 октября 2014 г. в Воронеже состоялась научно-практическая конференция «Система распределенных ситуационных центров – 2014», организованная Федеральной службой охраны Российской Федерации и Издательским домом «Connect». В предыдущие годы участники конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов» собирались в Москве и дискутировали о путях интеграции ситуационных центров в единую систему. Начало практической реализации этой идеи нашло отражение в обновленном названии конференции, а местом ее проведения была выбрана Воронежская область, ситуационный центр губернатора которой вошел в состав опытного района Системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (СРСЦ). Конференция прошла на высоком научно-теоретическом и организационном уровне и внесла весомый интеллектуальный вклад в формирование научной базы создания СРСЦ. В чем ценность российского опыта в области проектирования ситуационных центров (СЦ)? Какие задачи требуют первоочередного решения на этапе создания технологической и информационной инфраструктуры СРСЦ? Как обеспечить информационную безопасность и организовать подготовку кадров для СРСЦ? И это лишь некоторые вопросы, по которым состоялись дискуссии.

В работе конференции приняли участие более 300 человек, включая заместителя директора ФСО России – руководителя Спецсвязи ФСО России А.Г. Миронова, заместителя председателя Государственной Думы Российской Федерации И.В. Лебедева, начальника Управления информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации С.Н. Осипова, заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О.Б. Пака, заместителя директора ФСТЭК России А.В. Куца, должностных лиц аппаратов полпредств Президента Российской Федерации в семи федеральных округах, аппаратов Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности и обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Банка России, 42 федеральных и 46 региональных органов государственной власти, 36 компаний-разработчиков в сфере информационных технологий и государственных корпораций, 18 профильных институтов РАН и ведущих отечественных вузов, представителей Евразийского экономического союза, ОДКБ и Антитеррористического центра СНГ.

Экспертом-партнером конференции стала компания «Полимедиа», «серебряным» партнером – компания «Прогноз», партнерами – Научно-технический центр КАМИ, ГК «МАСКОМ», ГК «НЕОЛАНТ», компании SAS, РНТ, «Телеформ ИС», «Центр безопасности информации», «АйТи. Ведомственные системы», консорциум «Бизнес компьютерс групп». В демонстрационной зоне конференции компании-участники представили свои решения и услуги.

Программой конференции были предусмотрены проведение пленарного заседания и работа тематических секций. Участники «закрытой» секции под руководством начальника Управления информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации Сергея Осипова проанализировали опыт создания в нашей стране СЦ федеральных и региональных органов власти. Особое внимание было уделено нормативно-правовой базе формирования СРСЦ, вопросам организации информационного взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, методическим рекомендациям подготовки ведомственных СЦ к работе в едином контуре создаваемой СРСЦ.

Теоретические и практические аспекты информационно-аналитического и программно-технического обеспечения СЦ стали предметом обсуждения на секции, которую провел заместитель начальника управления Спецсвязи ФСО России, первый заместитель главного конструктора СРСЦ Николай Ильин. Представители научных организаций, разработчиков и поставщиков ПО выступили с предложениями по проектированию систем и подсистем СЦ, обсудили преимущества решений при реализации комплексного подхода к созданию СРСЦ.

Лейтмотивом секционного заседания, модератором которого выступил начальник управления 8 Центра ФСБ России Александр Максимовский, были вопросы информационной безопасности СЦ. На фоне изменившихся геополитических и экономических условий это относительно новое, но критически важное направление в рамках создания СРСЦ привлекло внимание специалистов-практиков в сфере ИТ.

О первоочередных задачах по обеспечению условий для овладения руководителями федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций информационно-аналитическими технологиями СРСЦ, а также по организации подготовки специалистов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала СЦ федерального и регионального уровней шла речь на заседании секции под руководством начальника управления Спецсвязи ФСО России Кирилла Клименко.

Инструментарий управления государством

На пленарном заседании конференции основное внимание было уделено концептуальным и практическим вопросам создания СРСЦ. Открывая конференцию, заместитель директора ФСО России руководитель Спецсвязи ФСО России Алексей Миронов отметил ценность российского опыта в области проектирования СЦ, важность обеспечения исполнения единого регламента взаимодействия распределенных СЦ. При этом он подчеркнул роль научных организаций, образовательных учреждений и российских ИТ-компаний, способных решить задачу импортозамещения и обеспечить наполнение технологической и информационной инфраструктуры СРСЦ.

Главная цель создания СРСЦ – повышение эффективности государственного управления на основе информационных и технологических возможностей СЦ. На этапе построения СРСЦ предстоит решить несколько ключевых задач. В частности, согласовать действия по интеграции СЦ, сформировать территориально распределенный информационный фонд, включая единый рубрикатор, обеспечить информационную безопасность инфраструктуры СРСЦ, организовать подготовку кадров, в том числе специалистов в области аналитики, стратегического прогнозирования, планирования и управления. При построении и модернизации действующих СЦ важно использовать типовые решения, внедрять информационные комплексы СРСЦ, обеспечивая их автоматизированное взаимодействие с ведомственными и территориальными информационными комплексами.

Проведенное ФСО России совместно с ИПИ РАН обследование программно-технических средств, информационно-аналитических систем (ИАС) и кадрового обеспечения выявило ряд насущных проблем. Недостаточное внимание уделяется формированию отраслевых и территориальных информационных ресурсов, внедрению ИАС и технологий подготовки и принятия управленческих решений. Некоторые руководители односторонне понимают назначение СЦ, отдельные органы государственной власти, особенно в субъектах Российской Федерации, ссылаясь на отсутствие средств, отказываются создавать СЦ, хотя сегодня это объективная реальность, считает Алексей Миронов. Вопрос финансирования – один из основных сдерживающих факторов развития СЦ и СРСЦ в целом. Универсального подхода к его решению нет. На конференции прозвучало мнение о том, что расходы на эти цели следует закладывать на этапе формирования бюджетов федеральных и региональных органов государственной власти при выделении средств на реализацию программ по информатизации.

С докладами на пленарном заседании выступили представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Правительства Российской Федерации, ряда федеральных органов исполнительной власти. В частности, заместитель председателя Государственной Думы Игорь Лебедев отметил роль и возможности СЦ при осуществлении стратегического планирования. В настоящее время важна скорость принятия решений, при этом далеко не всегда удается учесть все аспекты развития той или иной ситуации, оказывающие влияние на результат. В законодательной практике это зачастую приводит к тому, что депутаты вынуждены вносить поправки в только что принятые законы. Создание СРСЦ должно стать инструментом межведомственного взаимодействия и координации действий органов власти. Использование системы даст возможность повысить качество предварительного анализа информации, будет способствовать оптимизации решений, что станет важным шагом по реализации требований Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

На проблемах наполнения СЦ актуальными, достоверными и оперативными данными заострил внимание участников заседания статс-секретарь – заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Пак. В органах государственной власти огромное количество информационных систем (ИС), при этом создаются новые ведомственные ресурсы. Предлагается провести их аудит, а при согласовании проектов ИС для государственных органов обеспечить соблюдение требований их интеграции и обмена данными с СЦ. Реализация технологических форматов взаимодействия даст возможность не только регулярно получать, но и оперативно актуализировать информацию. Одним из элементов инфраструктуры «электронного правительства» является СМЭВ, к которой подключено 11 тыс. ИС разного уровня. СМЭВ, полагает представитель Минкомсвязи России, может стать источником получения информации для СЦ.

Заместитель директора ФСТЭК России Анатолий Куц посвятил свое выступление рассмотрению подходов к обеспечению рубежей защиты информации в ходе создания СРСЦ с использованием средств централизованного администрирования и контроля. Укреплению подсистемы ИБ в СЦ и СРСЦ в целом, а также оптимизации финансовых средств будет способствовать применение типовых унифицированных решений, на основе которых реализуются базовые технологии по защите информации.

Одним из ключевых сегментов создаваемой СРСЦ будет Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО). В ряде докладов речь шла о том, что представителям органов государственной власти следует обратить внимание на регламенты взаимодействия и обмена информацией с НЦУО. В частности, начальник управления информационно-технологического обеспечения НЦУО Владимир Курочкин проанализировал задачи организации информационного взаимодействия НЦУО с федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Для повышения эффективности этого взаимодействия планируется разработать соответствующую систему, состоящую из открытого и закрытого сегментов.

Об особенностях СЦ ФСБ России как одного их элементов СРСЦ и использовании методов межведомственного взаимодействия на примере организации и проведения Универсиады в Казани летом 2013 г. рассказал начальник ситуационного центра ФСБ России Александр Пастушенко. Как показывает практика, основой результативного взаимодействия ведомств в большинстве случаев служат двусторонние соглашения, закрепленные в нормативных документах. При этом наибольшего приложения усилий требуют вопросы согласования регламентов информационного обмена. Предусмотрено создание межведомственного СЦ для автоматизированного сбора информации от аппаратно-программных комплексов оперативных штабов субъектов Российской Федерации и оперативного согласования межведомственными группами вариантов управленческих решений на случай возникновения угрозы совершения терактов. По аналогии с террористической угрозой целесообразно разработать алгоритмы действий министерств и ведомств в рамках СРСЦ для других ситуаций, управление в которых предполагается осуществлять из соответствующих СЦ.

Первоочередным задачам информационно-аналитического обеспечения при создании СРСЦ посвятил свое выступление начальник управления Спецсвязи ФСО России Кирилл Клименко. Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусмотрено создание федеральной информационной системы стратегического планирования на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах, данных государственной статистики, а также сведений, необходимых для принятия управленческих решений в сфере государственного управления. По мнению докладчика, основным высокотехнологическим средством наполнения указанной системы и осуществления информационного обмена между ее пользователями может стать система СРСЦ. В связи с этим в СЦ должны применяться интеллектуальные системы обработки информации нового поколения – информационно-управляющие, экспертно-аналитические, проектного управления и прогнозирования. Примером реализации такого подхода служит макет системы информационно-аналитической поддержки стратегического планирования и управления, предназначенной для сбора и консолидации разнородных данных, решения аналитических задач на основе математического аппарата и представления информации в СЦ. Эффективность взаимодействия этой системы с ведомственными СЦ была продемонстрирована на примере опытного района СРСЦ. Исходя из реалий применения СЦ и необходимости повышения эффективности их информационно-аналитических возможностей, пришло время разработать методические рекомендации по созданию типовых комплексов ИАС СЦ федерального и регионального уровней по аналогии с методическими рекомендациями по созданию и вводу в эксплуатацию СЦ.

Первый заместитель генерального директора ОАО «Системы управления», генеральный конструктор ГАС ГОЗ Владимир Муравник представил направления интеграции ГАС ГОЗ, принятой в эксплуатацию в мае 2014 г., и СРСЦ. Обеспечение целостности информационного банка и поддержание в актуальном состоянии единой системы классификации и кодирования – нетривиальные задачи при создании распределенных межведомственных систем. На этапе проектирования ГАС ГОЗ удалось упорядочить ряд информационных потоков, структурировать информацию и применить надежные способы рубрикации и идентификации информационных ресурсов. Кроме того, создана высокоскоростная защищенная телекоммуникационная инфраструктура, объединяющая основные субъекты гособоронзаказа, внедрен ряд решений по обеспечению ИБ. Уникальность ГАС ГОЗ в том, что она строится как защищенная территориально распределенная межведомственная система, позволяющая передавать информацию с различными грифами секретности. Ресурсы ГАС ГОЗ не подменяют собой ведомственные ИС, а обеспечивают информационное взаимодействие. Эта система может стать элементом защищенных сегментов СРСЦ, а интеграция ресурсов обеспечит синергетический эффект.

По словам референта Аппарата Правительства Российской Федерации Сергея Евтушенко, с помощью СРСЦ руководители различных уровней должны получать выверенную информацию для принятия оперативных, тактических и стратегических решений в интересах страны с использованием разнотипных данных, с возможностью моделирования и прогнозирования сценариев и ситуаций. Причем эти данные должны вноситься только один раз согласно принятым методикам и регламентам. Предлагается ввести персональную ответственность для лиц, обеспечивающих поступление данных в СРСЦ, и лиц, отдающих команды вносить искаженную информацию.

Выступающие на конференции неоднократно указывали на низкий уровень качества источников и самой информации, используемой в СЦ. Применительно к созданию СРСЦ проблема чрезвычайно актуальна, поскольку результаты работы СЦ, построенных на подобных источниках, не заслуживают доверия. Вместе с тем представители регионов отмечали недостаточный уровень развития первичных систем сбора информации. Обсуждалась целесообразность создания единой эталонной ИТ-системы мониторинга низовых транзакционных систем и архитектуры государственных данных. Комплексному решению поставленных задач могла бы способствовать разработка федеральной целевой программы с привлечением к ее реализации частных инвесторов. Федеральным органам исполнительной власти рекомендуется «заморозить» текущую ситуацию, запретив на всех уровнях вводить новые несвязанные и дублирующие одна другую ИС, которые требуют огромных средств на их поддержку.

Аспекты информационной безопасности государств стали предметом выступления представителя Антитеррористического центра СНГ Евгения Власова. Стратегией информационной безопасности государств – участников СНГ предусматривается международное сотрудничество по сближению государственных политик в области обеспечения ИБ. В киберпространстве разворачивается противоборство между политическими организациями, странами и даже их альянсами. Действия, направленные на расшатывание основ государственности и политических систем, государственной безопасности в целом, представляют одну из серьезных проблем для членов Содружества. Органы безопасности и спецслужбы государств СНГ фиксируют повышенную активность экстремистских и террористических групп в социальных сетях, увеличение экстремистского контента в других сегментах интернет-пространства. Использование социальных сетей в террористических и экстремистских целях представляется элементом ведения информационной войны.

От СЦ к СРСЦ

Принятый в июне 2014 г. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должен дать мощный импульс развитию СРСЦ. В свою очередь, СРСЦ станет технической основой для решения задач, определенных этим законом. Одна из проблем, на которую указывали участники конференции, – пока еще слабое использование при построении СРСЦ методического потенциала отечественной академической и отраслевой науки в части моделирования сложных систем управления и нестандартных методов анализа.

В декабре 2013 г. Межведомственной комиссией по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, было утверждено Положение о совете конструкторов, созданном для коллегиального решения организационно-технологических вопросов создания, обеспечения функционирования и развития СРСЦ. О его деятельности рассказал главный конструктор СРСЦ, директор Института проблем информатики РАН, академик Игорь Соколов.

Один из вопросов, решаемых советом, – организация эксплуатации опытного района СРСЦ, предназначенного, в частности, для отработки методик работы СРСЦ. На сегодня определен состав опытного района, выработаны тактико-технические требования, программа и методика эксплуатационных испытаний, а также временный регламент взаимодействия СЦ. В феврале 2014 г. опытный район введен в эксплуатацию. В его составе: СЦ Совета безопасности и Правительства Российской Федерации, ряда федеральных органов исполнительной власти, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей субъектов Российской Федерации, государственных компаний, имеющих стратегическое значение. Управление работой опытного района осуществляется на базе СЦ Президента Российской Федерации.

Среди основных научно-технических проблем создания СРСЦ Игорь Соколов выделил формирование распределенного информационного фонда СРСЦ, доступ к ресурсам которого должен обеспечиваться на основе единого рубрикатора, с использованием технологии порталов и обеспечения ИБ, предусматривающей возможность обмена информацией ограниченного доступа, содержащей, в частности, сведения, составляющие государственную тайну. Для сложной распределенной системы с разнотипной информацией не подходят иерархические цифровые рубрикаторы, требуются подходы, основанные на развитой онтологии предметной области, новые системы рубрицирования и поиска. Еще одна проблема – развитие математического аппарата для решения аналитических задач разного класса. До недавнего времени мы, сказал академик, пользовались зарубежными аналитическими продуктами, они хороши, но в коммерческом исполнении (в котором и доступны) имеют ряд ограничений.

Серия докладов была посвящена развитию региональных и ведомственных СЦ. О перспективах Ситуационного центра Минэкономразвития России как средства поддержки принятия управленческих решений и элемента СРСЦ рассказал заместитель директора Департамента обеспечения деятельности Минэкономразвития России Андрей Воеводин. СЦ будет создаваться исходя из необходимости информационно-аналитической поддержки решения задач, стоящих перед министерством, а также опыта создания и функционирования действующих СЦ. При его создании будут учитываться рекомендации по интеграции в СРСЦ. Проблемы создания СЦ во многом связаны с особенностями финансирования, которое является целевым, осуществляется в рамках плана информатизации Минэкономразвития России и в условиях постоянного сокращения бюджетных ассигнований.

Основная миссия Ситуационно-кризисного центра «Росатома» – техническая, технологическая и информационно-аналитическая поддержка деятельности центрального аппарата «Росатома», а также участие в информационном обеспечении оперативного управления отраслью в условиях повседневной деятельности и чрезвычайной ситуации. Анатолий Паншин, заместитель начальника Управления мониторинга и оперативного реагирования ФГУП «СКЦ Росатома», рассмотрел принципиальные схемы организации взаимодействия, структуры аналитических систем, систем оповещения и т. д., а также представил обобщенную программу действий по развитию и совершенствованию системы предупреждения и ликвидации ЧС. Программа предполагает формализацию и систематизацию моделей возможных аварий и инцидентов на радиационно-опасных объектах, оценку необходимых сил и средств реагирования на объектовом, корпоративном и национальном уровнях. Существующую систему реагирования на ЧС предлагается исследовать путем ситуационного моделирования действий подразделений и должностных лиц в ходе мероприятий аварийного реагирования. В процессе исследований планируется построить модель отраслевой системы реагирования на ЧС (ОСЧС) и ее связей с общероссийской системой (РСЧС), определить процессы, участников и меру их ответственности, цели и функции подразделений и должностных лиц, оценить их технические возможности и т. д. По результатам исследования предусматривается разработка предложений по совершенствованию планов реагирования, организационной структуры систем реагирования, а также программно-технических средств обеспечения деятельности органов управления ОСЧС.

Ситуационный центр Санкт-Петербурга, функционирующий с 2006 г., сегодня входит в опытный район СРСЦ. О его работе рассказала начальник отдела развития прикладных и интеграционных систем Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Татьяна Бабурина. Функция СЦ – информационно-аналитическое обеспечение деятельности губернатора Санкт-Петербурга и органов государственной власти города. Для этого используются данные из распределенных источников – территориальных и отраслевых систем. Все они интегрируются в едином хранилище данных, на его базе работает система информационно-аналитического обеспечения, которая по заявкам формирует необходимые материалы для губернатора, вице-губернаторов и их аппаратов, а также исполнительных органов власти города. Развитие технологий СЦ Санкт-Петербурга идет в направлении совершенствования портала открытых данных и ГИС «Территориальная отраслевая региональная информационная система исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ТОРИС).

Начальник ситуационного центра губернатора Алтайского края Максим Чирков представил ИАС СЦ главы своего региона. Она состоит из подсистем стратегического мониторинга и управления, электронного офиса руководителя, геоинформационной системы Zulu, АПК «Безопасный город». Рассмотрев их особенности, докладчик сделал следующий вывод: особенности государственного управления на региональном уровне требуют от ИАС максимальной универсальности программных инструментов, способности интеграции с общераспространенными офисными программами, минимальных сроков и усилий по настройке и обслуживанию системы и, конечно, возможности разграничения доступа к информации.

Заместитель министра – начальник управления информатизации и связи Министерства развития информационного сообщества Калужской области Андрей Проскурнин говорил о том, как можно использовать существующую инфраструктуру корпоративной сети передачи данных субъекта Российской Федерации в качестве транспортной основы для сети СРСЦ. Высокоскоростная корпоративная информационно-коммуникационная сеть органов власти Калужской области (ВКИКС) представляет собой совокупность ЛВС различных областных органов власти и местного самоуправления, объединенных выделенными медными и оптическими линиями связи, а также виртуальными частными каналами, построенными на базе сетей передачи данных общего пользования. ВКИКС располагает тремя видами информационных ресурсов – публичными (интернет-портал органов власти, сайты муниципалитетов); ресурсами отдельных ведомств; централизованными информационными ресурсами, включая региональную ИАС и региональный сегмент ГАС «Управление», справочные правовые системы, телефонные справочники и пр. К настоящему времени проведен аудит защищенности, производительности и надежности ВКИКС, разработана концепция построения защищенной СПД областных органов государственной власти.

Один из проектов, выполняемых в области, – «Ликвидация цифрового неравенства», направленный на построение современных ЛВС в зданиях администраций муниципальных районов области и объединение их с помощью ВОЛС в единую сеть с администрацией муниципального района с подключением к ВКИКС. Другой проект предполагает оказание услуг связи на базе ВКИКС исполнительным органам государственной власти Калужской области, органам местного самоуправления и учреждениям бюджетной сферы с дополнительными возможностями организации Wi-Fi-доступа в Интернет для населения. Среди проблем на пути реализации проектов – зачастую отсутствующая или устаревшая компьютерная техника, а также невысокая интенсивность использования Интернета на ряде объектов.

Одна из идей конференции – необходимость перехода от ИС и ИАС к информационно-управляющим системам, что обусловлено ужесточением требований к качеству стратегического планирования. Целесообразно начать использовать СЦ в законотворческой деятельности – внешнеполитические и экономические факторы создают ситуации, для разрешения которых нужен современный инструментарий ситуационного управления.

Алексей Ульянов, начальник информационно-технического управления администрации Челябинской области, акцентировал внимание на таких функциях СЦ, как прогнозирование техногенных, правовых, политических и социальных рисков, поддержка принятия решений на основе современных методов и технологий и решение задач государственного управления имеющимися ресурсами. Для сценарного прогнозирования рисков в Челябинской области используется имитационная модель процессов в регионе. Модель формируется с участием экспертов и лица, принимающего решения на основе информации из единой базы данных. Модель охватывает процессы в демографии, экономике, сельском хозяйстве, промышленности и др. Особое внимание уделяется формированию баз экспертов, разработке регламентов и технологий их взаимодействия для качественной работы имитационных моделей, а также определению организационных, процедурных и информационных условий встраивания СЦ в существующую систему управления. На конференции неоднократно указывалось на разобщенность экспертного сообщества, его неоднородность и слабую верифицируемость. В докладе были предложены некоторые подходы к отбору, обучению и мотивации экспертов для СЦ.

Ставка на кооперацию

Основными свойствами такого высокотехнологичного и наукоемкого объекта, как СЦ, генеральный директор компании «Полимедиа» Елена Новикова назвала уникальность и неопределенность. При создании СЦ компания, имеющая большой опыт реализации подобных проектов, сталкивается с рядом проблем. В частности, отсутствует научный подход к проектированию и созданию СЦ; оставляет желать лучшего эффективность использования предоставляемого заказчиками инструментария – не хватает квалифицированных кадров; не определены критерии принятия решений о модернизации СЦ; нет методологии управления их жизненным циклом. Интегральный критерий качества проектируемых СЦ предлагается определять на основе информационно-аналитических показателей (соответствие ИАС задачам и предметным областям СЦ), инженерно-технических (доступность информации участникам совещания в одно и то же время) и архитектурно-планировочных (соответствие рабочих мест и параметров информации нормам эргономики). О возможностях инженерно-технического обеспечения СЦ рассказал заместитель технического директора компании «Полимедиа» Виктор Деменко, представивший решение для оснащения залов заседаний «КОНГРЕСС». В настоящее время компания готовится к сдаче в эксплуатацию СЦ акимата Кызылординской области Республики Казахстан. ИАС для этого центра разрабатывалась совместно с компанией «Прогноз».

О плодотворности подобного сотрудничества говорили представители обеих компаний. Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Прогноз» Сергей Шестаков отметил, что совместные проекты связывают «Прогноз» не только с «Полимедиа», но и с НТЦ КАМИ, ЦБИ. По словам Сергея Шестакова, компания открыта к сотрудничеству и кооперации, ценность которых многократно повышается при реализации масштабных проектов, каким является СРСЦ. Сложность аналитических и прогностических задач государственного управления объясняется характером и объемом информации, необходимостью интеграции СРСЦ с большим количеством источников информации и систем органов государственной власти. «Прогноз» предлагает типовую модель работы с данными, обеспечивая широкие возможности доступа к информации (с настольных рабочих мест, мобильных устройств, в веб-режиме). Руководитель направления региональных решений компании «Прогноз» Николай Муравьев поделился опытом создания ИАС СЦ в субъектах Российской Федерации, представил направления информационно-аналитического обеспечения процессов принятия управленческих решений, прогнозирования социально-экономического развития региона, общественно-политической ситуации.

На правах модератора одной из сессий пленарного заседания заместитель начальника управления Спецсвязи ФСО России, первый заместитель главного конструктора СРСЦ Николай Ильин заострил внимание участников конференции на идее интеграции возможностей российских ИТ-компаний. На этапе создания СРСЦ следует отказаться от конфронтации, чтобы объединить усилия для разработки технологической платформы будущей системы. От локальных разработок к кооперации в области ПО для СРСЦ – одна из рекомендаций участников конференции отечественным разработчикам. В качестве первого шага в этом направлении предлагается создать реестр лучших практик внедрения ПО в СЦ.

При составлении бизнес-планов отечественным разработчикам рекомендуется сделать ставку на перспективные решения для применения в рамках СРСЦ, отвечающие требованиям единого регламента взаимодействия распределенных СЦ. Ускорить и удешевить разработку ПО для СЦ можно при условии, что заказчики будут формулировать требования к функционалу, пользуясь терминологией управленца. Поскольку задачи, решаемые ведомствами, подвержены частым изменениям, важно обеспечить гибкость инструментария СЦ, предназначенного для повседневного применения. Для этого предлагается расширить функционал информационно-аналитических продуктов.

С предложением шире использовать ресурсы СЦ в законотворческой деятельности, повседневной работе парламентариев на конференции выступила референт Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Татьяна Штукина. Возникают ситуации, для разрешения которых требуется современный инструментарий ситуационного управления. С помощью ресурсов СЦ можно оптимизировать взаимодействие с регионами, ускорить обработку поступающих запросов, законодательных инициатив.

Ответственный секретарь Совета конструкторов СРСЦ Александр Чередниченко отметил три ключевых направления на данном этапе создания СРСЦ (организационно-правовое, технологическое и ресурсное). В 2016 г. должна быть введена ИС стратегического планирования, обеспечено сопряжение государственного правления и стратегического планирования. Многоуровневая кооперация в деятельности по созданию СЦ с четким распределением обязанностей между исполнителями и зон ответственности – залог эффективности усилий, прилагаемых сегодня для создания СРСЦ.

По принципу унификации

В последнее время большие дискуссии вызывает вопрос типизации решений для СЦ, что нашло отражение в докладе генерального директора компании «Глобус Телеком» Сергея Семенова. Основа для унификации блоков, задач и компонентов СРСЦ заложена в системе государственного управления, в частности, на уровне субъектов. Одним из подходов к разработке модулей СЦ должны стать определение и реализация единой функциональности в соответствии с классификацией органов власти.

Типовым решениям информационно-аналитического обеспечения деятельности
органов государственной власти региона посвятил свое выступление первый заместитель директора ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» Юрий Захаров. Работы по созданию ИАС СЦ выполняются в три этапа. На первом, занимающем два-три месяца, обследуются объекты автоматизации, обосновывается необходимость ИАС, разрабатывается концепция построения системы. На втором этапе в течение одного-двух месяцев составляется ТЗ, осуществляется эскизное проектирование, разрабатывается макет ИАС. Третий этап продолжительностью до полугода предусматривает разработку технического проекта и рабочей документации ИАС, прикладного ПО и ввод системы в опытную эксплуатацию.

В некоторых докладах подробно рассматривались инструменты мониторинга, внедряемые в рамках СЦ. В ходе обсуждения эффективности систем мониторинга участники конференции пришли к выводу о том, что на данном этапе развития СЦ целесообразно отказаться от применения подобных систем. При этом разработчикам рекомендовано закладывать в ПО инструментарий анализа и прогнозирования.

Заместитель генерального директора по региональному развитию компании «НТЦ КАМИ» Нина Адамова поделилась опытом создания ИАС оценки и моделирования угроз для СРСЦ. Она отметила преимущества ИАС «КАМИ-Эксперт», одним результатов внедрения которой является повышение оперативности, надежности, обоснованности и качества управленческих решений по предупреждению угроз, локализации и ликвидации последствий инцидентов, минимизации возможного ущерба.

О ходе работ по реализации программы создания Системы-112 на территории России рассказала заместитель начальника отдела создания и развития автоматизированных информационных систем ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Ирина Беляева. На сегодняшний день более 70 субъектов согласовали с МЧС России технический проект, для 15 субъектов в Минкомсвязи России разработаны системные проекты. В семи субъектах Российской Федерации (Республике Коми, г. Санкт-Петербурге, Астраханской, Калужской, Тульской, Московской и Новосибирской областях) идет подготовка к приемочным государственным испытаниям Системы-112.

Грани информационной безопасности

Особое внимание на конференции было уделено научно-техническим проблемам реализации Концепции информационной безопасности СРСЦ. С большим докладом на эту тему выступил старший научный сотрудник Института проблем информатики РАН Виктор Гаврилов. Он подчеркнул, что решение этих проблем позволит обеспечить конфиденциальность, целостность, доступность и аутентичность информации, обрабатываемой в СЦ и передаваемой из «открытого» контура в «служебный» и «секретный». План работ по созданию и развитию системы защиты информации СРСЦ предусматривает три этапа.

На первом этапе (2014–2015 гг.) необходимо организовать взаимодействие существующих СЦ через «воздушный зазор» с использованием защищенных каналов связи по единому регламенту. Предстоит построить единую платформу для создания СРСЦ (в рамках системного проектирования), разработать линейку программно-аппаратных комплексов (ПАК), необходимых для создания (модернизации) СЦ участников СРСЦ, удостоверяющий центр в интересах СРСЦ, а также создать Центр управления информационной безопасностью (ЦУИБ) СРСЦ с ограниченной функциональностью (контрольно-распорядительные функции, антивирусный центр).

Второй этап (2016–2018 гг.) предусматривает модернизацию СЦ на базе разработанных типовых ПАК, разработку технологии безопасного доступа к ресурсам, предоставляемым участниками в СРСЦ, и технических решений по защите информации для типовых и специализированных комплексов информационного взаимодействия (КИВ) участников СРСЦ, развитие ЦУИБ, внедрение УЦ функции центрального шифрооргана, создание центра мониторинга безопасности СРСЦ. Информационный обмен планируется обеспечивать с использованием ресурсов интегрированной сети специальной связи (применение типовых телекоммуникационных узлов) или иных ТКС на базе сертифицированного коммуникационного оборудования.

Задачи третьего этапа (2019–2020 гг.) – модернизация СЦ на основе типовых ПАК, развитие ЦУИБ, внедрение системы сбора и анализа информации о событиях безопасности в СРСЦ, удаленный аудит.

Как ни печально, защита информации в СЦ зачастую остается вторичной задачей и на этапе создания СЦ, как правило, не рассматривается. Между тем основные задачи по защите информации в СЦ можно корректно решить именно на этапе проектирования системы.

Как указал в своем докладе Юрий Язов, главный научный сотрудник ГНИИИ ПТЗИ ФСТЭК России, в сложившейся практике СЗИ создаются под конкретную ИС, сеть, СЦ, что оборачивается многократным увеличением временных затрат и существенным разбросом вариантов построения СЗИ на объектах со сходными характеристиками. Поскольку способы и средства защиты информации выбираются (или разрабатываются) уже после того, как облик СЦ сформирован, СЗИ не ориентированы на универсальное применение во многих классах систем и не подлежат перестройке при изменении условий работы СЦ.

Перспективным представляется построение многоагентных систем защиты информации. Такая система представляет собой совокупность интеллектуальных агентов (самостоятельных программ, выполняющих конкретные функции, например, обнаружение вторжений, антивирусную защиту и т. д.), которые распределены по сети, при необходимости могут мигрировать по ней и кооперироваться в процессе решения поставленных задач. Примеры таких разработок уже есть на рынке. Подобные системы дают возможность быстрой реконфигурации СЗИ за счет перераспределения функций агентов системы, обеспечивают высокую отказоустойчивость, поскольку система может продолжать функционировать, если часть компонентов системы оказалась разрушенной, и дают целый ряд других преимуществ.

Одна из актуальных задач для системы распределенных СЦ – обеспечение защищенного доступа к услугам разных категорий. В докладе Дмитрия Маркина, сотрудника Академии ФСО России, была представлена модель управления информационными потоками с разными уровнями конфиденциальности. Предложенная модель основана на управлении логической структурой информационной системы с использованием аппарата матричных графовых грамматик.

Управлению безопасностью сети хранения данных в СРСЦ посвятил доклад доцент Академии ФСО России Владимир Комашинский. Рассмотрев основные угрозы при доступе к сети SAN и управлении ею, докладчик сформулировал ряд рекомендаций: для доступа к SAN использовать различные виды зонирования, для расширенной безопасности – Port Security, для управления SAN – управление доступом на основе ролей (RBAC) при назначении прав администраторам, протоколы RADIUS или TACACS+ – для централизованного управления учетными записями; отключать все протоколы, кроме безопасных, включить NTP на всех коммутаторах и журналировать все события.

Вывод информации с разнокатегорийных, в том числе съемных, источников на общее устройство отображения – естественная практика для ситуационного центра. Важно не допустить просачивания защищаемой информации в контур открытой информации. Задача решается с помощью устройств однонаправленной передачи. О конкретных вариантах реализации таких схем с применением аудиовентиля, видеодиода, KVM-переключателя рассказал заместитель председателя ОАО «ЦБИ» Андрей Петров.

Константин Харин, директор по развитию ГК МАСКОМ, представил АПК «Свиток» – решение для криптографической аутентификации территориально распределенных источников информации и целостности передаваемых данных. Один из вариантов его применения – защита от подмены контента в сетях технического ТВ и видеонаблюдения.

Андрей Краснокутский, директор департамента информационных технологий ЗАО «Фирма НТЦ КАМИ», рассказал о комплексном решении для защиты информации в системах двойного применения «КАМИ-Терминал». Решение работает по клиент-серверному принципу и позволяет развертывать масштабируемые кластерные системы, состоящие как из терминальных серверов, так и серверов загрузки и управления. Среди новых возможностей решения – создание многоуровневой системы защиты информации начиная с формирования среды доверительной загрузки ОС терминала на локальном уровне (сразу после включения питания).

Дмитрий Едомский, доцент Сыктывкарского государственного университета, заместитель директора ГБУ Республики Коми «Центр безопасности информации», советник директора ГАУ «Центр информационных технологий», рассмотрел ситуационный центр как информационную систему, составляющими которой являются программное обеспечение, информационное обеспечение, техническое обеспечение и, самое главное, люди, готовящие принятие решений. Важно обеспечить не просто техническую защиту аппаратных и программных средств и информационных ресурсов, а безопасность самого процесса подготовки принятия решений, в том числе в критических ситуациях. Следовательно, необходимо обезопасить сотрудников, готовящих и принимающих решения, от неправомерных воздействий извне и по возможности от собственных ошибок. Докладчик еще раз подчеркнул, что комплексный подход к обеспечению ИБ подразумевает три аспекта: культуру информационной безопасности, меры организационно-правовые и организационно-технические.

Представляя опыт информационно-аналитической поддержки федеральных и региональных органов государственной власти в области радиационной безопасности, заместитель директора ИБРАЭ РАН по науке и координации перспективных разработок Рафаэль Арутюнян аргументировал свое предложение о необходимости интеграции в СРСЦ территориальных автоматизированных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования. Заведующий отделением ИБРАЭ РАН Сергей Красноперов рассказал о способах оказания информационно-аналитической поддержки НЦУКС МЧС России и СКЦ «Росатома», КЦ «Росэнергоатома» при решении задачи реагирования на радиационные аварии.

Ключ к реестру доверенных ГИС-платформ

По мере развития геоинформационных технологий в условиях меняющейся геополитической обстановки все более актуальным становится требование обеспечить независимость ГИС-приложений, применяемых в органах государственной власти, от ГИС-платформ разработчиков. Возможность реализации подобного подхода подтверждается практикой, о чем, в частности, рассказала генеральный директор компании «Неолант Запад» Наталья Резина. Независимость систем от программных платформ, на которых они разрабатываются, обеспечивает возможность перехода с одной платформы на другую, предоставляющую более совершенные инструментальные средства. Реализация такого подхода, сформулированного заказчиком в ТЗ, гарантирует преимущества не только заказчику, но и разработчику, который сможет тиражировать решения и расширять компонентные базы.

Примером подобного решения является проект создания региональной ГИС территориального планирования (РГИС ТП), реализуемый компанией в Якутии. Среди особенностей системы как инструмента управления развитием территории – применение свободной СУБД, отсутствие необходимости установки ГИС-клиента у пользователей пространственных данных (ПД), расширение отраслевых реестров ПД без изменения программного кода, решение интеграционных задач на базе ETL и модульный подход, позволяющий масштабировать систему. Компания рекомендует заказчику ориентироваться на свободно распространяемое ПО.

«Неолант» выступает с концептуально проработанной идеей создания системы стратегического управления развитием региона. В основе этой системы управления – механизмы стратегического и территориального планирования. Реализация предложенного подхода позволит отказаться от практики, когда, несмотря на мониторинг объектов капитального строительства, данные об объектах вводятся в реестр вручную. А ведь в схемах территориального планирования по развитию районов, субъектов и страны в целом, составляемых на 20 лет, прописаны данные объекты, указаны сроки их сдачи. Компания «Неолант» готова делиться тезисами по созданию такой системы.

Рассказывая о перспективных методах программного моделирования экстремальных ситуаций в пространственно-временном диапазоне на основе ГИС, сотрудник компании «Телеформ ИС» Лев Кокурин заострил внимание на ряде факторов, влияющих на эффективность СРСЦ. К ним относятся ложная информация, поступающая от первичных источников, несвоевременность ее обработки, несоответствие категории информации центрам ее приема, неточные выводы из результатов анализа информации, отсутствие количественно-качественных критериев оценки, наличие избыточной информации по отдельным направлениям (тормозит работу системы), а также отсутствие заготовленных вариантов разрешения кризисных ситуаций и моделей предвидения развития обстановки.

В дни проведения конференции стало известно о начале процедуры тестирования и создания реестра доверенных ГИС-платформ на базе ОАО «Системы управления». К участию в этой работе приглашаются все заинтересованные компании-разработчики.

Конструктор будущего

Основные положения концепции Интегрированной информационной системы управления устойчивым развитием территории (ИСУРТ) стали темой выступления заведующего отделом ИБРАЭ РАН Сергея Сумарокова. Развитие региона – процесс сложный и бесконечный, поэтому важно формулировать локальные цели в зависимости от текущей ситуации. Комплексный подход к построению ИСУРТ предполагает единую модель управления территорией, помогающую соблюсти баланс и учесть все составляющие устойчивого развития.

Начальник кафедры Академии ФСО России Александр Кукушкин представил инварианты сетевой аналитики как основы взаимодействия СЦ. Под инвариантами понимаются категории, величины и отношения, выражающие общие свойства и закономерности, определяющие архитектуру и взаимодействие в СРСЦ, остающиеся неизменными при ее модификациях и не зависящие от функционального назначения конкретных СЦ и ситуаций. Использование системы инвариантов аналитической деятельности в качестве обоснования структуры единого регламента взаимодействия распределенных СЦ в СРСЦ позволяет сделать вывод о целесообразности его разработки как иерархии частных регламентов (протоколов).

Технологии распределенного сбора и обработки ИС поддержки принятия решений для центров управления в кризисных ситуациях субъектов Российской Федерации представил профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Сергей Сущев. О принципах построения типовой платформы системы поддержки принятия решений в составе СЦ рассказал ведущий научный сотрудник ИПМ им М.В. Келдыша РАН Владимир Осипов. Актуальность создания такой платформы обусловлена, в частности, недостаточной эффективностью системы информационного обеспечения управленческой деятельности актуальными и достоверными данными, отсутствием системы анализа результатов реализации управленческих решений. Сервис-ориентированный подход к проектированию платформы предусматривает разработку множества вариативных модулей, которые подключаются через точки расширения каркаса системы.

Перспективам развития технологии управления в СРСЦ посвятил свой доклад профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Малков. В существующих ИС и ИАС, обеспечивающих в основном решение задач оперативного управления, реагирования на чрезвычайные ситуации, почти не представлены технологии стратегического прогнозирования, планирования и управления. Реальная польза от СРСЦ будет в том случае, если она поможет регионам перейти от конкуренции между собой к кооперации в рамках макрорегионов, реализуемых мегапроектов. Докладчик настаивает на необходимости выстраивать систему не конкурирующих регионов, как это происходит сейчас при составлении рейтинга субъектов, а единого организма страны. Многие проекты могут быть реализованы только при обеспечении межрегионального сотрудничества, технологической основой для которого и должна стать СРСЦ.

Одной из проблем при организации работы СЦ является разобщенность экспертного сообщества, его неоднородность и слабая верифицируемость. Участники форума анализировали варианты поиска, аттестации и подготовки экспертов для СЦ. Способы решения подобных задач, в частности, путем привлечения большого количества экспертов (сотни, тысячи) без потери оперативности, заочного участия в сессиях, представил сотрудник Академии СФО России Михаил Сазонов.

Презентация опыта

Формат конференции предоставляет хорошую возможность для обмена опытом создания СЦ в органах государственной власти и государственных компаниях, обсуждения наиболее успешных проектов и систем. Участники конференции не упускают шанса представить свои достижения и поделиться трудностями, возникающими в процессе работы.

Помощник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Шатунов проанализировал первый год работы Ситуационно-информационного центра «Рособрнадзора». Созданная на федеральном уровне площадка дала возможность интегрировать и транслировать всем заинтересованным сторонам информацию, связанную с решением вопросов качества образования.

О перспективных направлениях развития СЦ ФБУ «Рослесозащита» рассказала начальник информационно-аналитического отдела ФБУ «Российский центр защиты леса» Александра Бабурина. При этом она заострила внимание на актуальности кадровой проблемы, препятствующей решению целого ряда первоочередных задач, связанных, например, с составлением программы для автоматического формирования оперативной отчетности, созданием банков данных информации из внешних источников, разработкой мобильного офиса руководителя.

Комплекс типовых задач по оценке кадрового потенциала в рамках СРСЦ представил генеральный директор компании «Измеримые кадровые технологии» Сергей Сухарев. По его мнению, кадровый учет необходимо вести с использованием измеримых квалификационных и других кадровых характеристик. Это позволит управлять результатами работы персонала СЦ. В настоящее время на базе ЦНИИ ЭИСУ осуществляется опытная эксплуатация информационно-аналитического модуля «Оценка соответствия квалификационным требованиям».

Эксперт компании SAS Россия/СНГ Дмитрий Коновалов посвятил свое выступление теме управления рисками в СЦ как одной из областей предиктивной аналитики, которая позволяет выявлять тренды и закономерности. Примером построения системы управления рисками на базе платформы SAS может служить РЖД. В компании осуществляется факторный анализ состояния безопасности движения в подразделениях, обеспечивается управление надежностью объектов инфраструктуры РЖД.

«Простор» – интегрирующая программная платформа для построения СЦ, автоматизированных и ИС. О преимуществах решения на конференции рассказал специалист компании «Бизнес компьютерс групп» Анатолий Щербина. Один из модулей платформы «Простор Каркас» обеспечивает создание единого комплекса обработки данных в рамках геоинформационного и информационного пространства, включающего в себя портал, ГИС и наложенные средства контроля доступа.

Начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин отметил, что новые формы представления прогнозов об опасных природных явлениях и предполагаемых районах стихийных бедствий другим СЦ, использование интегрированных ИС на базе ГИС-технологий при разработке прогнозов, обмен оперативными данными в режиме ВКС, равно как и налаживание взаимодействия с оперативными службами, осуществляющими мониторинг объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, способствуют повышению эффективности эксплуатация критически важных объектов.

Тему интеграции СЦ субъекта Российской Федерации с системами «электронного правительства» выбрал для выступления на конференции генеральный директор компании «АйТи. Ведомственные системы» Вадим Деянышев. По его мнению, использование в СЦ данных, поступающих только из отчетов ответственных органов исполнительной власти, например «Росстата», не позволяет оперативно отслеживать тренды и тенденции, своевременно прогнозировать ситуацию. Интеграция СЦ и системы «электронного правительства» субъекта Российской Федерации, содержащей актуальные исходные данные, даст возможность строить прогнозы и выявлять тенденции на стадии их формирования.

Инновационные методы обработки и анализа неструктурированных данных стали темой выступления заведующего отделом компании «НИИгазэкономика» Александра Бочкова. Среди известных способов обработки распределенных данных он выделил методы полнотекстового поиска, позволяющие быстро выделять нужную информацию, и R Data Mining – совокупность методов обнаружения в данных практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в разных сферах деятельности.

Подготовка кадров

Одна из ключевых задач в сфере создания СРСЦ – подготовка и переподготовка кадров. Например, аналитиком специалист становится через 10–15 лет работы, но и технологии в это время не стоят на месте. Поэтому необходимо выстраивать не только систему базовой подготовки, но и систему повышения квалификации и переподготовки кадров для СРСЦ.

По мнению начальника кафедры Академии ФСО Александра Кукушкина, задача подготовки кадров для СРСЦ имеет две стороны: организация подготовки специалистов по эксплуатации и обслуживанию оборудования СЦ и обеспечение условий для овладения руководителями федеральных органов исполнительной власти применяемыми в СЦ информационными технологиями. Для решения обоих вопросов предлагается создать учебно-методический совет вузов «Управление информационно-аналитической деятельностью». Руководители должны проходить подготовку и периодическую переподготовку по программе «Управление информационно-аналитической деятельностью». Целесообразно также указать в должностных инструкциях сотрудников СЦ требования по компетенциям в области информационно-аналитической работы. В докладе были изложены и требования к стандарту специальности «Автоматизированные системы специального информационного обеспечения органов государственной власти».

Тему подготовки специалистов в области автоматизированных аналитических систем продолжил доцент Академии ФСО России Борис Соловьев. Рассматривая области знаний, умений и навыков специалистов этого профиля, он отметил, что от них требуется несколько видов компетенций: в области технических средств телекоммуникаций и ИБ, в области технологий ИС, включая политологические, социологические, лингвистические, математические и пр. Соответственно строится иерархия знаний выпускника.

В целом требованиям к специальности аналитика участники конференции уделили особое внимание. На данный момент существует базовый набор требований к аналитику, но требования в конкретных практических областях существенно различаются. Требования к аналитику в основном сформулированы, но они пока не нашли широкого применения в высшей школе.

Зачастую к работе в СЦ привлекаются выпускники вузов, недостаточно владеющие техническим инструментарием, не говоря уже об отсутствии экспертного и аналитического опыта. Отчасти это вина самих вузов. По данным, которые привел Леонид Мачнев, заместитель председателя секции специальности «Информационно-аналитические системы безопасности» УМО «Информационная безопасность», качество абитуриентов, поступающих в вузы по специальности «Информационная безопасность», достаточно хорошее – в 2014 г. их средний балл по ЕГЭ составлял более 72. Что касается качества подготовки, то оно во многом зависит от системы координации профессионального образования. В ней должны участвовать не только УМО «Информационная безопасность», но и смежные УМО, работодатели, уполномоченные органы исполнительной власти, ведомственные системы образования и т. д.

Заведующий кафедрой автоматизированных систем обработки информации и управления МЭСИ Андрей Микрюков предлагает в качестве основы учебного плана для специалиста СРСЦ использовать учебный план для специалиста Национального центра управления обороной России, разработанный Военной академией РВСН им. Петра Великого. Заложенные в нем базовые компетенции специалиста включают: способность применять современные информационные технологии для решения различного рода задач; способность анализировать обстановку и формировать предложения по ситуационному управлению; умение использовать методы экспертной оценки, управления рисками и технологии управленческих решений для координации деятельности органов управления; владение современными методами автоматизации и моделирования, методами исследования эффективности управления; умение применять ГИС и технологии анализа и визуализации данных. Реализовать созданный учебный план позволит единая информационно-образовательная среда МЭСИ.

В 2006 г. в МЭСИ была создана кафедра комплексного обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем (КОИБАС), одним из направлений работы которой является подготовка специалистов, владеющих методами и инструментарием аналитической работы. Об опыте ее работы рассказал заведующий кафедрой КОИБАС МЭСИ Николай Баяндин. Одним из важных направлений работы на кафедре является участие студентов в НИР. Так, в 2012–2014 гг. при участии студентов были проведены исследования проблем развития интеллектуальных информационных технологий для достижения конкурентного превосходства бизнеса на основе методов деловой разведки. Еще одна тема НИР была связана с изучением конкурентной образовательной среды. Ее цель – определение направлений развития вузов, которые в будущем намерены давать учащимся востребованные компетенции. На кафедре существует также программа дополнительного профессионального образования по специальности «Информационно-аналитическое обеспечение безопасности бизнеса».

Старший преподаватель кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрий Копытов рассказал о том, как проводится на кафедре подготовка специалистов СЦ. Обучение включает как теоретическую, так и практическую части. В сентябре 2014 г. в университете начал работать Научно-учебный центр управления в кризисных ситуациях (НУ ЦУКС). Аппаратно-программный комплекс НУ ЦУКС интегрирован с аппаратно-программным комплексом Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС. Среди функций НУ ЦУКС – организация опытно-исследовательских учений и штабных тренировок, проведение онлайн-семинаров и совместных занятий с другими кафедрами. Современные технологии позволяют в реальном времени моделировать деятельность подразделений РСЧС при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Само МЧС России проводит подготовку кадров для СРСЦ в стенах своей академии. Об этом рассказал начальник центра современных средств обучения Академии гражданской защиты МЧС России Андрей Горячев. Обучению, переподготовке и повышению квалификации подлежат управленцы в области защиты населения и территорий, аналитики и технический персонал. Для каждой категории специалистов существует единый план подготовки на основе моделирования ситуаций. Предусмотрены практические стажировки в органах управления, участие в ликвидации реальных чрезвычайных ситуаций, командно-штабные учения в составе органов управления.

Опытом разработки обучающе-тестирующих программ для сотрудников СЦ, направленных на повышение их подготовки к ликвидации кризисных ситуаций, поделился Олег Пьянков, заместитель начальника кафедры инфокоммуникационных систем и технологий Воронежского института МВД России. Работа в программе предусматривает разные режимы: режим экспромта; сценарный режим разрешения проблемных ситуаций, не относящихся к экстремальным; сценарный режим разрешения ЧС; режим повседневной деятельности. Сценарии включают теоретические основы решения поставленной задачи, характеристики используемых АРМ, описание принципов работы с АРМ при решении проблемы и методы работы участников занятия в ходе решения задачи. На такой программе отрабатываются, например, действия руководителей подразделений ОВД по поиску и задержанию особо опасных правонарушителей.

***

На заключительном заседании по окончании работы секций состоялся обмен мнениями по наиболее злободневным темам, поднятым в дни работы конференции. Один из самых животрепещущих вопросов был связан с проблемой импортозамещения. Участники конференции не раз отмечали, насколько важно гибко подходить к выбору ПО и корректно толковать тезис о необходимости импортозамещения. Вряд ли целесообразно отказываться от импортных программных продуктов, используемых в некритичных, в частности с точки зрения безопасности, областях, как, впрочем, и в тех сферах, где пока нет отечественных аналогов. В нынешних условиях импортозамещение означает прежде всего переход на ПО отечественного производства либо продукты с открытым кодом, прошедшие сертификацию в соответствующих органах.

Выступающие акцентировали внимание на первоочередных задачах развития и модернизации СЦ органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, формулировали рекомендации их руководителям в части методического и технического обеспечения создания, модернизации и развития ИС. Прозвучала идея об интеграции типового СЦ губернатора с ИС муниципальных образований, что продиктовано изменениями в законодательстве и бюджетной политике, повышающей роль органов местного самоуправления. В то же время нужно обеспечить четкое разделение сфер ответственности и задач, решаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В перечень типовых задач СЦ следует включить обеспечение экономической безопасности региона. Обмен мнениями дал возможность наметить план мероприятий, проведение которых, как ожидается, будет содействовать реализации комплексного подхода к созданию в нашей стране СРСЦ.

www.ситцентр.рф

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку