Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за февраль 2017 г. Спутниковая фиеста стран третьего мира

«Ариан 5» сделала выстрел дуплетом

Спутник связи тяжелого класса SKY Brasil-1 (SKYB-1)

14 февраля с космодрома Куру во французской Гвиане состоялся запуск под номером Flight VA235: ракета-носитель «Ариан 5-ECA» (высота – 54,8 м; масса – 780 т; тяга – 13,000 кН) вывела на геопереходную орбиту (ГПО) с высотой 35 736 км и наклонением 4º два спутника связи – SKY Brasil-1 и Telkom 3S. Общая масса полезной нагрузки составила 10 482 кг – не рекорд, но вполне солидный результат.

Аппарат SKY Brasil-1 (SKYB-1) принадлежит оператору AT&T/DIRECTV – это уже десятый спутник связи AT&T, запущенный концерном Arianespace. AT&T/DIRECTV является на сегодня ведущим мировым провайдером цифрового телевидения: оператор планирует использовать спутник SKY Brasil-1 для трансляции программ на территорию Латинской Америки, где у него насчитывается 12,5 млн подписчиков в таких странах, как Венесуэла, Аргентина, Чили, Колумбия и Бразилия. Космический аппарат был построен компанией Airbus Defence and Space в Тулузе (Франция) на платформе Eurostar E3000 – он стал уже 116-м спутником, собранным Airbus DS и запущенным Arianespace. Первые два аппарата данного проекта – спутники Telkom 1 и Telkom 2 – были запущены в 1999 и 2005 гг., соответственно.

SKY Brasil-1 относится к спутникам связи тяжелого класса: аппарат весит около 6 000 кг; размеры спутника составляют 7,5 × 2,9 × 2,3 м; он оснащен 60 транспондерами диапазона Ku; мощность – 16 кВт. Пожалуй, самая интересная техническая подробность заключается в том, что, в отличие от многих других современных аппаратов, борт SKYB-1 рассчитан не на 15-летний, а на 19-летний срок службы. После вывода на геостационарную орбиту (ГСО) спутник будет размещен в орбитальной позиции 43,1º з. д., чтобы он мог покрывать территорию Бразилии и Северной Атлантики.

Второй аппарат – Telkom 3S – принадлежит полуприватизированной государственной компании Telkom Indonesia (Telkom), для которой он был построен крупнейшим в Европе франко-итальянским производителем аэрокосмической продукции – корпорацией Thales Alenia Space на платформе Spacebus 4000B2 в Тулузе и Канн (Франция). Telkom Indonesia занимается телевизионным вещанием на территории островов Малайского архипелага. Новый спутник Telkom 3S позволит оператору связи транслировать телевизионный сигнал высокого разрешения (HDTV), а также предоставлять телефонные услуги и ШПД-доступ к Интернету. Это 146-й спутник, созданный Thales Alenia Space и запущенный с помощью ракеты-носителя концерна Arianespace.

Данный аппарат обладает менее впечатляющими характеристиками: спутник весит 3 550 кг; размеры Telkom 3S составляют 1,8 × 2,95 × 2,86 м; он оснащен 24 транспондерами диапазона C, которые будут транслировать ТВ-сигнал на Индонезию и Юго-Восточную Азию, 8 расширенными транспондерами диапазона С, с помощью которых этот аппарат сможет охватывать не только Индонезию, но и часть территории Малайзии, а также десятью транспондерами диапазона Ku (для обслуживания территории Индонезии); мощность – 16 кВт. Планируется, что спутник Telkom 3S сможет работать на орбите около 16 лет. После выведения на ГСО аппарат разместят в орбитальной позиции 118º в. д.

Одним махом семерых побивахом

Индийская ракета-носитель Polar Satellite Launch Vehicle

Как вы думаете, сколько спутников можно отправить на орбиту с помощью одного запуска ракеты-носителя? Правильный ответ будет – 104. Нет, сегодня не 1 апреля, и данная цифра не шутка. 15 февраля с космодрома Космического центра имени Сатиша Дхавана, расположенного на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе на юге штата Андхра-Прадеш, с первой стартовой площадки (First Launch Pad – FLP) был произведен запуск индийской ракеты-носителя PSLV-C37 (Polar Satellite Launch Vehicle – ракета-носитель для вывода спутников на полярную орбиту), которая вывела на SSO – полярную солнечно-синхронную орбиту высотой 505 км над уровнем моря (геоцентрическая орбита с такими параметрами, что объект, находящийся на ней, проходит над любой точкой земной поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время) спутник серии Cartosat-2 и 103 так называемых наноспутника.

Cartosat-2 – это очередной индийский спутник дистанционного зондирования Земли. Первый – Cartosat-1 – был запущен 5 мая 2005 г. Масса Cartosat-2 составляет 714 кг. Основной задачей спутника является получение данных для формирования и обновления высокоточной цифровой модели рельефа (ЦМР). Национальная программа космических исследований под общим названием Cartosat, запущенная департаментом космических исследований Индии, направлена на мониторинг и управление природными ресурсами. До последнего запуска серия включала в себя пять космических аппаратов: Cartosat-1, Cartosat-2, Cartosat-2A, Cartosat-2B и Cartosat-3.

Теперь будем разбираться с наноспутниками. Два космических аппарата – INS-1A и INS-1B – принадлежат ISRO (Indian Space Research Organisation) – Индийской организации космических исследований. Эти спутники несут полезную нагрузку от Space Applications Centre (SAC), данный центр занимается разработкой приборов и полезной нагрузки для спутников, и Laboratory for Electro Optics Systems (LEOS), Лаборатория электронно-оптических систем в Бангалоре.

Остальные наноспутники принадлежат различным коммерческим организациям. По одному наноспутнику запустили следующие страны: Казахстан, Израиль, Нидерланды, Швейцария и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Индия запустила два наноспутника. Еще 96 аппаратов принадлежат компаниям из Соединенных Штатов.

Как пояснили в Индийской организации космических исследований, 101 наноспутник был выведен на орбиту в рамках коммерческого соглашения, заключенного между компанией Antrix Corporation Limited (государственное предприятие, работающее под началом департамента космических исследований Правительства Индии) и различными иностранными коммерческими компаниями.

Общая масса полезного груза, выведенного на полярную солнечно-синхронную орбиту, составляет 1377 кг. Как видим, по сравнению с запусками той же «Ариан 5» или нашего «Протона» масса полезной нагрузки, выведенной индийской ракетой PSLV, не такая уж и большая. Однако по количеству одновременно запущенных на полярную солнечно-синхронную орбиту спутников PSLV-C37 является рекордсменом, и данный старт, безусловно, можно уже сегодня отнести к числу знаковых достижений индийской космической программы последних лет.

«Дракон» Илона Маска

 

Старт многоразовой ракеты-носителя Falcon 9

19 февраля, на день позже запланированного срока, с космодрома на мысе Канаверал, со стартового комплекса Launch Complex 39A (LC-39A), был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9. Здесь следует дать два небольших пояснения. Во-первых, первоначально старт ракеты должен был состояться 18 февраля, но из-за «очень небольшой» (very small) утечки топлива его пришлось отложить ровно на сутки. Во-вторых, мы не случайно указали точное название стартового стола, поскольку это историческое место: отсюда была запущена первая сверхмощная ракета-носитель «Сатурн 5» с космическим кораблем «Аполлон 4» и макетом лунного модуля в качестве полезной нагрузки, а 16 июля 1969 г. с этого стартового стола отправился в лунную миссию корабль «Аполлон 11», впервые доставивший астронавтов на Луну.

Видимо, Илон Маск, будучи настоящим бизнесменом, точно просчитывает имиджевую составляющую своей космической программы и не забывает «попиариться» на старых достижениях. А если говорить серьезно, то еще с 2014 г. компания SpaceX взяла в аренду на 20 лет комплекс LC-39A у NASA. Это гигантское сооружение было существенно модернизировано и подверглось значительной перестройке, которая, по заверению Илона Маска, все-таки позволила сохранить «историческое наследие». Эти работы преследовали вполне определенную цель – сделать старый стартовый комплекс пригодным для запуска сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, которая сможет доставлять до 54,4 т на низкую опорную орбиту, до 22,2 т на геопереходную орбиту и до 13,6 т до Марса (кстати, первый запуск планируется произвести уже в текущем году).

Теперь поговорим о полезной нагрузке Falcon 9 – данный старт официально обозначается как «Миссия SpaceX CRS-10» (Commercial Resupply Services), поскольку ракета вывела на орбиту частный транспортный космический корабль «Дракон» (Dragon) компании SpaceX, разработанный по заказу NASA в рамках программы Commercial Orbital Transportation Services (COTS). «Дракон» предназначен для доставки и возвращения полезного груза и, в перспективе, людей на Международную космическую станцию (МКС).

Транспортный корабль с сухой массой в 4200 кг способен доставить на МКС полезную нагрузку до 3310 кг и забрать со станции груз массой 2500 кг. Конкретно данный корабль доставил на МКС более чем 250 инструментов и приборов для научных экспериментов, проведение которых запланировано в ходе экспедиций за номерами 50 и 51. Речь тут идет о разработке новых способов лечения тяжелых заболеваний, исследовании изменений климата планеты и пр.

Как несложно догадаться по названию SpaceX CRS-10, это уже десятая миссия, между тем, NASA еще в январе прошлого года объявило о том, что по контракту с компанией SpaceX запланировано 20 запусков космического корабля «Дракон», последний из которых будет произведен в 2024 г. Собственно говоря, «Дракон» является важнейшей компонентой американской космической программы – он призван вернуть США возможность самим запускать на МКС астронавтов. Как ожидается, это сможет сделать следующая версия корабля – Crew Dragon.

Что же касается миссии CRS-10, то транспортный «Дракон» был состыкован с МКС при помощи роботизированной механической руки длиной 17,6 м. Через месяц корабль будет отстыкован от станции, и после 30-минутного полета он приземлится в заданной акватории Тихого океана.

Система ретрансляции данных от компании INMARSAT тестировалась на спутнике Velox-11

Ретранслятор от INMARSAT

Не все космические проекты начинаются под гром фанфар и при огромном скоплении журналистов со всего мира. Так, известная международная компания спутниковой связи INMARSAT («Инмарсат») только спустя год раскрыла подробности своего уникального проекта IDRS, который она осуществила в сотрудничестве с коммуникационной фирмой Addvalue Innovation (AVI), штаб-квартира которой расположена в Сингапуре.

Название IDRS расшифровывается как Inter-satellite Data Relay Service – речь здесь идет о том, что INMARSAT разработала специальный сервис, который позволяет спутниковым операторам связи поддерживать передачу данных на свои маленькие спутники на низкой околоземной орбите (НОО, англ. low-Earth orbit – LEO). Вице-президент INMARSAT по перспективным технологиям Питер Дингли (Peter Dingley) заявил в связи с этим, что IDRS фактически открывает перед его компанией совершенно новый рынок востребованных в среде спутниковых операторов услуг: «С помощью всего лишь трех наших спутников на геостационарной орбите мы можем держать в поле зрения все маленькие спутники, вращающиеся вокруг Земли, и осуществлять с ними обмен данными».

Вы спросите, а как же обстоят дела сейчас? Очень просто: все частные спутниковые операторы связи вынуждены пока поддерживать связь с низкоорбитальными аппаратами через наземные станции. Чем плох такой традиционный подход? Тем, что в таком случае операторам приходится собирать информацию и передавать инструкции на спутники в период времени, который длится от 15 до 20 минут. А сеть Inmarsat’s Broadband Global Area Network (BGAN) снимает эти временные ограничения.

Кстати, первый аппарат проекта IDRS с терминалом, работающим в диапазоне L, был выполнен в формате небольшого спутника массой 13 кг, который запустили на орбиту еще в 2015 г. Только через год компания Addvalue Innovation смогла послать набор инструкций на спутник Velox-2 через геостационарную группировку Inmarsat-4. И это был не просто тестовый набор инструкций, а новая «прошивка» для трансивера. Успех этого эксперимента подтвердил, что спутниковые операторы связи смогут в будущем запросто конфигурировать свои маленькие низкоорбитальные аппараты для внесения изменений в предоставляемые сервисы. Представители сингапурской компании AVI не без гордости называют свою технологию «game-changing effect» («эффект, меняющий правила игры»).

Предполагается, что пользователи системы ретрансляции данных IDRS будут приобретать у INMARSAT услуги связи с низкоорбитальными спутниками так же легко, как сейчас индивидуальные клиенты покупают пакеты услуг для спутниковых телефонов.

Разумеется, в каждой бочке меда найдется и своя ложка дегтя – есть она и у проекта IDRS. Выясняется, что типичные клиенты этой системы смогут осуществлять передачу данных только на три, пять или семь низкоорбитальных спутников. Новый сервис ретрансляции данных не рассчитан на перспективные спутниковые группировки на низкой орбите, которые, как ожидается, будут включать в себя сотни аппаратов.

Как пояснили в компании AVI, речь не идет о возможности переброски больших объемов данных, на что, например, способны современные разведывательные спутники. Система IDRS позволяет передавать на низкоорбитальные спутники небольшие порции командных данных и перенастраивать аппараты под новые задачи.

 

Использованные источники

Arianespace SA

http://www.arianespace.com/

 

Indian Space Research Organisation

http://isro.gov.in/

 

NASA (National Aeronautics and Space Administration)

https://www.nasa.gov/

 

SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation)

http://www.spacex.com/

 

Space.com

http://www.space.com/

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2016

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика