Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за ноябрь 2017 г.: Американцы запускают полярную группировку

Старт ракеты-носителя «Вега»

Марокканский спутник

7 ноября с космодрома Гвианского космического центра, расположенного на побережье Атлантического океана между городами Куру и Синнамари, был произведен запуск под номером Flight VV11.

Это уже десятый успешный запуск концерна Arianespace в текущем году и 11-й по счету запуск легкой ракеты-носителя «Вега», первый старт которой состоялся в 2012 г. Проект ракеты «Вега» разрабатывался с начала 1990-х гг. итальянским космическим агентством ASI (Agenzia Spaziale Italiana), как замена ракеты-носителя «Скаут» производства NASA. 27–28 ноября 2000 г. проект «Вега» принят в программу ракеты-носителя «Ариан». Италия является ведущим разработчиком проекта и отвечает за 65% бюджета, другие страны-участники – Франция (15%), Испания (6%), Бельгия (5,63%), Нидерланды (3,5%), Швейцария (1,34%) и Швеция (0,8%)

«Вега» вывела на солнечно-синхронную орбиту (геоцентрическая орбита с такими параметрами, что объект, находящийся на ней, проходит над любой точкой земной поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время, поэтому угол освещения земной поверхности является приблизительно одинаковым на всех проходах спутника) спутник MOHAMMED VI. Этот космический аппарат, предназначенный для зондирования земной поверхности, был создан консорциумом Thales Alenia Space в кооперации с Airbus по заказу Королевства Марокко.

Аппарат MOHAMMED VI A (MN35-13) является первым из двух спутников, которые Марокко планирует иметь на орбите Земли. Кстати, второй спутник – MOHAMMED VI B, как ожидается, будет запущен на орбиту с помощью российской ракеты-носителя «Союз-СТ-А» и разгонного блока «Фрегат-M» с космодрома Гвианского космического центра.

Спутник был выведен на орбиту высотой 620 × 622 км (98˚). Космический аппарат массой 1110 кг должен прослужить около пяти лет. Он будет использоваться для картографирования и землеустройства, регионального развития, сельскохозяйственного мониторинга, предотвращения стихийных бедствий и борьбы с ними, общего мониторинга изменений в окружающей среде и опустынивании, а также с целью пограничного и прибрежного наблюдения. Впрочем, в западной прессе при обозначении данного космического аппарата встречается термин Reconnaissance («разведывательный»), однако в большинстве источников военное предназначение спутника MOHAMMED VI не раскрывается.

Французская компания Thales Alenia Space, являясь основным подрядчиком, поставляла полезную нагрузку, включая оптические инструменты, подсистему передачи изображений и наземный сегмент для обработки и производства изображений. Концерн Airbus, будучи генеральным подрядчиком данного проекта, отвечал за его интеграцию, а также поставлял платформу и наземный сегмент для планирования миссий и управления КА.

MOHAMMED VI – уже 150-й по счету спутник, построенный Thales Alenia Space для запуска с платформы Arianespace. На сегодняшний день еще 15 спутников находятся на заводах Thales Alenia Space на разных стадиях постройки.

Корейский связной

Старт ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX

30 октября ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX Илона Маска вывела на ГПО корейский спутник связи Koreasat-5A. Геопереходная орбита (ГПО) является переходной между НОО – низкой опорной орбитой (высота около 200 км) и ГСО – геостационарной орбитой (35 786 км). В отличие от НОО и ГСО, которые в первом приближении являются круговыми, геопереходная орбита – это сильно вытянутая эллиптическая траектория движения космического аппарата, перигей которой лежит на расстоянии НОО от Земли, а апогей на расстоянии ГСО (орбита Гомана – Ветчинкина).

Старт ракеты-носителя Falcon 9 был произведен с известного комплекса LC-39A (Launch Complex 39A), с которого 16 июля 1969 г. отправился в лунную миссию «Аполлон 11», доставивший астронавтов на Луну.

Как и в предыдущий раз, первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 благополучно вернулась на Землю через 11 минут и приземлилась на платформу в Атлантическом океане под необычным названием «Of Course I Still Love You» («Конечно, я все еще люблю тебя» – по мотивам известной фантастической новеллы Иэна Бэнкса «Игрок»).

Напомним, что компания SpaceX разработала технологию, позволяющую возвращать на Землю первую ступень ракеты-носителя – спуск осуществляется с помощью двигателей и парашютной системы.

Koreasat-5A, построенный французским консорциумом Thales Alenia Space, принадлежит единственному в Южной Корее спутниковому оператору KT SAT.

Космический аппарат будет расположен в орбитальной позиции 113° в. д., что позволит спутнику расширить охват KT SAT в Азии и на Ближнем Востоке. В отличие от других спутников платформы Koreasat, Koreasat-5A обеспечит морское покрытие Персидского залива, Индийского океана, Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.

Спутник будет предоставлять услуги спутникового телевидения (Direct To Home – DTH), а также широкополосный доступ к сети Интернет в диапазоне Ku. Koreasat-5A оснащен 12 транспондерами Ku-диапазона по 36 МГц каждый и 24 транспондерами Ku-диапазона по 54 МГц каждый.

Koreasat-5A оснащен четырьмя специальными передатчиками Ku-диапазона (по 54 МГц каждый). Эти перенаправляемые транспондеры будут предоставлять коммерческие услуги вещания DTH в регионе Северной Азии к концу текущего года. Космический аппарат, обладающий общей массой 3500 кг (по неофициальным источникам) и построенный на платформе Spacebus 4000B2, располагает мощностью 7 кВт. Ожидается, что он сможет прослужить на орбите 15 лет.

Корейский оператор KT SAT стремится стать одним из ведущих операторов спутниковой связи на высококонкурентном азиатском рынке. Компания планирует консолидировать свои зарубежные офисы в одном центральном узле, расположенном в столице Юго-Восточной Азии, чтобы обеспечить себе полноценное присутствие на целевом рынке.

Кстати, в самой Корее спутник имеет несколько иное обозначение – Mugungwha 5A. Но, видимо, в целях упрощения восприятия англоязычными странами было решено для его международного обозначения выбрать более простой и понятный вариант – Koreasat-5A.

Полярная спутниковая система

Спутник JPSS-1 на испытательном стенде

18 ноября компания United Launch Alliance (совместное предприятие корпораций «Боинг» и «Локхид Мартин») запустила с военно-воздушной базы Ванденберг (США, Калифорния) со стартового комплекса Space Launch Complex-2 тяжелую ракету-носитель «Дельта-2», которая вывела на орбиту космический аппарат JPSS-1 – новый климатический и метеорологический спутник следующего поколения системы JPSS – Joint Polar Satellite System (Объединенная полярная спутниковая система).

Отметим, что старт «Дельты-2» стал уже 123-м по счету запуском United Launch Alliance. Кроме того, для ракеты «Дельта-2» это 53-й запуск в интересах NASA и 154-й запуск с момента ввода ракеты в строй, который произошел в 1989 г. С помощью «Дельты-2» NASA запускало в космос марсианские аппараты Spirit и Opportunity. «Дельта-2» также вывела на орбиту в 2011 г. Suomi NPP – первый полярный орбитальный спутник, который послужил своеобразным мостиком между программами EOS (Earth Observing System) и JPSS. Кстати, Suomi NPP был назван в честь Verner E. Suomi – метеоролога из Висконсинского университета в Мадисоне.

JPSS-1 должен стать первым в создаваемой группировке из четырех метеорологических спутников, которые будут двигаться по полярной орбите Земли. Аппарат будет пересекать экватор 14 раз в сутки, предоставляя специалистам информацию о земной поверхности дважды в день. В NASA полагают, что это позволит повысить точность прогнозов погоды от трех до семи дней.

Если мы обратимся к истории, то проект JPSS был запущен Белым домом в феврале 2010 г. после реструктуризации программы NPOESS (National Polar-orbiting Operational Environmental Satellite System – Национальная программа полярной спутниковой системы наблюдения за окружающей средой). Первоначальная концепция полярной орбитальной системы из программы NPOESS была разделена между двумя агентствами США: НОАА (U.S. National Oceanic and Atmospheric Administration – Национальное управление океанических и атмосферных исследований) была ответственна за дневную орбиту, а измерения с утренней орбиты должны были быть получены из DWSS (Defense Weather Satellite System).

Однако проект DWSS был отменен в апреле 2012 г. Пока не будет подписан новый долгосрочный план замены, военным придется полагаться на орбитальную группировку устаревшей системы DMSP (Defense Meteorological Satellite Program).

Спутник JPSS-1 оснащен прибором VIIRS (Visible Infrared Imaging Radiometer Suite) – это радиометр, работающий в УФ, ИК и видимом диапазоне (0,45–12 мкм) и предназначенный для наблюдений за пожарами, движениями льда, изменениями территории. На борту КА также имеется CrIS (Cross-track Infrared Sounder) – интерферометр Майкельсона для изучения влажности и давлений. Еще один интересный инструмент – ATMS (Advanced Technology Microwave Sounder) – микроволновый радиометр для изучения влажности и температур. Набор уникальных спектрометров OMPS (Ozone Mapping and Profiler Suite) с возможностью получения изображений послужит для измерения уровней озона.

Отметим также, что на данном космическом аппарате был установлен CERES (Clouds and the Earth’s Radiant Energy System) – радиометр для измерения тепловых потоков, как испускаемых Землей, так и солнечных, отраженных от планеты и атмосферы.

 

Использованные источники

SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation)

http://www.spacex.com/

 

Arianespace SA

http://www.arianespace.com/

 

ULA (United Launch Alliance)

http://www.ulalaunch.com/

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика