Операторские приложения и консерватизм абонентов

Очередное приложение, загруженное в смартфон накануне отпуска, избавило от необходимости распечатывать проездные документы. Для того чтобы пройти контроль, достаточно приложить телефон к турникету или терминалу. Могу лишь догадываться, сколько не менее полезных приложений мне еще предстоит открыть, и, честно говоря, не могу себе представить и даже вообразить количество существующих приложений, возможно, не менее ценных для повседневного пользования. Недавно сообщалось, что для платформы iOS предлагается 2,7 млн приложений, а для Android – почти 3 млн. При этом пользователи мобильных устройств обращаются преимущественно всего к нескольким, необходимым для посещения социальных сетей, обмена короткими сообщениями и просмотра видео.

По мере того как открываются преимущества приложений, смартфон обретает дополнительные возможности и по воле собственного владельца утрачивает стандартные функции, характерные для телефонного аппарата со времен его изобретения. Зачем сегодня лишний раз беспокоить родных, знакомых или коллег телефонным звонком, если можно написать сообщение? Причем не обязательно СМС с их ограничениями по знакам и стоимости! Мессенджеры позволяют сэкономить время, четко сформулировать просьбу, задачу, выразить мнение или возмущение (причем без избыточных эмоций) и т. д. Подключение к Интернету, доступный едва ли не повсеместно Wi-Fi в сочетании с Telegram или WhatsАpp, другими системами мгновенного обмена текстовыми сообщениями с поддержкой голосовой связи уже привели к «перезагрузке отношений» абонентов со своими мобильными устройствами. А это, в свою очередь, радикально меняет бизнес операторов. Коммерческая привлекательность отдельных, некогда доходных направлений, услуг, приносивших немалую прибыль, стремится к нулю.

Аналитики, не отказывающие себе в удовольствии прогнозировать, уже заявили о скорой смерти СМС и сотовой связи в привычном ее виде. Только ли эти форматы услуг в скором времени станут достоянием истории? Операторы с их телекоммуникационными сетями как трубой для трафика превращаются в инфраструктурные компании, наподобие коммунальных или энергетических, которые также располагают сетями соответствующего функционала. Правда, операторы, в отличие от других компаний по «инфраструктурному цеху», в эпоху больших данных готовятся реализовать возникающие в новых рыночных условиях возможности, обусловленные Big Data.

Согласно прогнозам экспертов из Strategy Analytics, к 2021 г. доходы операторов от традиционных услуг сотовой связи снизятся на 42% по сравнению с 2015-м. Одна из причин – распространение сервисов обмена сообщениями, программ для интернет-звонков. По данным на начало текущего года, через Skype в мире совершалась четверть всех международных звонков. А что касается упомянутых CМС, то еще в прошлом году мессенджер WhatsApp ежедневно обрабатывал 42 млрд сообщений, что вдвое больше, чем передавали операторы по своим сетям, – 20 млрд.

Интернет-технологии, которые становятся повседневной необходимостью, благом, сравнимым, пожалуй, с воздухом, меняют привычки пользователей и заставляют операторов меняться, чтобы переломить очевидную и весьма неутешительную для бизнеса в сфере телекоммуникаций тенденцию. Десятками миллиардов долларов исчисляются финансовые средства, потерянные сотовыми компаниями вследствие распространения мессенджеров и сервисов VoIP. Год от года эта тенденция усиливается. Например, компания Juniper Networks подсчитала, что в 2014 г. по этой причине телеком-операторы недосчитались свыше 14 млрд долларов, а в следующем году эта сумма может увеличиться более чем в 27 раз − до 386 млрд.

При разработке стратегии компании-операторы стремятся учитывать эту тенденцию, но подходы и тактика действий различаются. Одни выстраивают схемы обоюдовыгодного партнерства с разработчиками сервисов OTT, которые предлагают услуги на основе сетей передачи данных операторов. Вторые прибегают к блокировкам, что чревато последствиями не столько для абонентов, сколько для самих операторов. А третьи – компании с хорошим потенциалом развития – берутся за разработку собственных платформ и приложений.

Примером удачного взаимодействия может служить вариант партнерства сотовых операторов в разных странах и социальной сети Facebook. Стоило телеком-операторам предложить своим абонентам безлимитный доступ к Facebook Messenger и не взимать за это дополнительную плату в рамках уже выбранного тарифа, как клиентская база заметно увеличилась. Другой вариант соглашения на выгодных условиях партнерства – тариф включает в себя пакетный или безлимитный доступ к популярным в той или иной стране системам обмена сообщениями. Следствием реализации решения стали не только рост количества пользователей мобильным Интернетом, особенно среди молодежной аудитории, но и увеличение выручки на одного абонента.

Второй способ предотвратить снижение доходов – блокировка, когда голосовые услуги операторы разрешают предоставлять только пользователям сертифицированных платформ VoIP. Интернет-форумы пестрят дискуссиями, которые вспыхивают в каждом случае, когда становится известно, что той или иной стране запрещаются звонки через WhatsApp, время от времени сообщалось даже об обращениях в суд. К слову, в прошлом году, как известно, был случай, когда суд вынес решение о разблокировке пользования Skype.

Что касается третьей тактики поведения операторов, теряющих доходы от предоставления услуг сотовой связи и СМС, то она отвечает принципу возглавить движение, противостоять которому нецелесообразно. Операторы взялись за создание своих платформ и приложений, а также развитие инструментов обмена сообщениями. Разработка внутренней платформы для обмена сообщениями не только помогает  увеличить лояльность пользователей, избежать их оттока в мессенджеры и повысить узнаваемость бренда, но и может содействовать развитию инфраструктуры. В частности, аналогичные инструменты можно внедрить в мобильные игры и другие приложения, а полученные данные об абонентах помогут персонализировать рекламные предложения и маркетинговые акции.

Собственные платформы и бесплатные мессенджеры есть у заокеанских телеком-гигантов – Verizon AT&T. Абоненты могут обмениваться сообщениями, видео, совершать видео- и аудиозвонки, а переписка на протяжении трех месяцев хранится в облаке. В стадии разработки аналогичное решение от компании Vodafone. Примером реализации того же подхода на российском телекомрынке стала платформа VEON, о запуске которой объявила во второй декаде июля одноименная Группа компаний, которая в России представлена брендом «Билайн». Проект уже опробован компанией в Италии. Абонентам предлагается скачать приложение, позволяющее обмениваться сообщениями, совершать голосовые и видеозвонки. В дополнение к этому к услугам пользователя адресный контент, подписка на тематические новости, агрегатор новостей и предложения от партнеров в виде скидок и бонусов, например, угощение в кафе быстрого питания.

Станет ли продвижение этой платформы судьбоносным для развития бизнеса оператора, покажет время. Пока у консервативных абонентов, к которым отношу и себя, возникает немало вопросов, адресованных, кстати, не компании, а самим себе. Например, зачем мне еще один мессенджер, если тех, которыми пользуюсь и к которым привыкла (а привычка, как известно, вторая натура), и так достаточно? Простоту, дизайн, удобный интерфейс и преимущества предложения еще ведь надо суметь оценить. Но кто знает, вдруг подвернется случай, и я смогу убедиться в том, что VEON – это как раз и есть то, что нужно мне. Ведь до середины нынешнего лета я старательно выводила на печать все свои проездные документы, особо не задумываясь о том, что мир-то давно вертится вокруг мобильных приложений.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку