Пандемия и рынок спутниковой связи в России. 16 июня состоялся онлайн круглый стол «Бизнес-диалог. Спутниковый интернет: VSAT vs COVID-19»

Главной темой дискуссии представителей отраслевого сообщества стали особенности работы в условиях пандемии COVID-19 и самоизоляции. К участию в круглом столе были приглашены производители VSAT-оборудования и VSAT-операторы. Эксперты обсудили самый насущный вопрос текущего момента: что происходит с поставкой оборудования – с учетом закрытия многих государственных границ и резких колебаний валютных курсов, а также – как реагируют на эти изменения операторы и вендоры?

В работе круглого стола приняли участие:

  • Евгений Буйдинов, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ГП КС;
  • Константин Ланин, глава представительства Hughes Network Systems в России, СНГ и странах Балтии;
  • Денис Стафеев, генеральный директор ООО «Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)»;
  • Андрей Ромулов, председатель совета директоров АО «КБ «Искра»;
  • Сергей Пехтерев, акционер «Ка-Интернет»;
  • Михаил Муттерперл, коммерческий директор ГК РТКОММ;
  • Павел Баканов, генеральный директор ООО «Истар»;
  • Никита Демиденко, директор по продажам в России и СНГ VT iDirect;
  • Андрей Кириллович, директор Департамента интеграционных услуг и комплексных проектов ГП КС;
  • Михаил Глинка, директор Департамента продаж операторских и корпоративных решений ГП КС;
  • Алексей Антоненко, директор по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ;
  • Сергей Медведев, директор Департамента развития DOZOR-TELEPORT

 

В качестве модераторов онлайнового круглого стола выступили Андрей Кириллович, директор Департамента интеграционных услуг и комплексных проектов ГП КС, и Михаил Глинка, директор Департамента продаж операторских и корпоративных решений ГП КС.

Евгений Буйдинов, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ГП КС, обратился к участникам круглого стола с приветственным словом и рассказал о том, как в сегодняшних условиях работает ФГУП «Космическая связь».

Топ-менеджер ГП КС отметил, что его предприятие неукоснительно соблюдает все требования, предписанные Роспотребнадзором, включая перчатно-масочный режим. Евгений Буйдинов особо подчеркнул, что в настоящее время даже оперативные совещания в ГП КС проводятся в режиме видеоконференцсвязи, несмотря на то что большинство сотрудников, принимающих в них участие, находятся в одном здании. В целях предотвращения заражения, в офисе отключена система кондиционирования. Несколько раз производилась дезинфекция помещений с полной обработкой всех предметов, находящихся в кабинетах, всех поверхностей рабочего оборудования.

Тем не менее, есть места, где люди работают, по долгу службы, в тесном контакте – это, например, дежурные смены, где невозможно дистанцировать работников друг от друга.

Для большинства сотрудников организована полноценная дистанционная работа – для них организован удаленный доступ ко всем системам, которые требуются для выполнения должностных обязанностей.

Евгений Буйдинов откровенно признался, что работать дистанционно из дома достаточно тяжело в психологическом плане – производительность труда заметно снижается.

Что же касается ситуаций с закупками оборудования, то ГП КС спасло то, что компания располагает долгосрочным планированием, – ФГУП «Космическая связь» обладает стратегическим запасом всех необходимых запчастей и расходных материалов.

Топ-менеджер ГП КС отдельно остановился на ситуации со спутником «Экспресс AM6», отметив, что успешно реализуется план по переводу клиентов на другие аппараты связи: пользователей переводят на «Экспресс АМУ-1», «Экспресс АМ5» и «Экспресс АМ33». На спутнике «Экспресс AM6» было примерно 6,5 тыс. абонентов – 2 тысячи из них перешли на «Экспресс АМ5». Телекоммуникационное сообщество помогло ГП КС сделать перевод абонентов безболезненным и оперативным. В этой связи Евгений Буйдинов обратился со словами благодарности к компании Eutelsat Networks, которая предоставила ресурсы на спутнике «Экспресс АМУ1», и компании Hughes Network Systems. В настоящее время больше 1300 станций уже работают на «Экспресс АМУ1».

Вспомнив, как он провел время, находясь под Солнечногорском в режиме самоизоляции, Евгений Буйдинов заявил о том, что для удаленной работы он подключился к спутнику «Экспресс АМУ1» (диапазон Ka): «Работали все приложения достаточно хорошо, однако немного мешали задержки, поэтому для работы с большими документами приходилось скачивать файлы на удаленный компьютер».

Обращаясь к коллегам, Евгений Буйдинов отметил, что в период пандемии обратный трафик, идущий от абонентов в сторону сети, заметно возрос, хотя привычная всем схема работы подразумевает большой канал на закачку данных и уменьшенный в разы канал на отдачу. Для профессиональной работы пользователям требуется трафик на отдачу почти такой же, как и на закачку данных. Поэтому сейчас пропускная способность системы в большей степени определяется не прямыми каналами, а обратными. В связи с этим он обратился напомнил вендорам о необходимости учитывать это изменение парадигмы.

Константин Ланин, глава представительства Hughes Network Systems в России, СНГ и странах Балтии, отметил, что американская компания ни на один день не останавливала производство – 180 человек работали в обычном режиме, хот и с соблюдением всем мер безопасности. Спрос в период пандемии растет, так что Hughes пришлось приостановить рекламную компанию в США. Однако спрос растет только в консьюмерском сегменте – в B2B-секторе идет явный спад, поскольку многие компании приостановили свой бизнес. Тем не менее, у Hughes новые разработки идут полным ходом, в частности, под систему Jupiter-3 создается новый производительный чип.

Никита Демиденко, директор по продажам в России и СНГ VT iDirect, как и его коллега, подтвердил, что ни одного дня простоя у его компании не было, хотя некоторые проблемы обнаружились в сфере доставки. Что касается объемов реализации, то Никита Демиденко отметил увеличение продаж в 1,5 раза по России и СНГ.

Денис Стафеев, генеральный директор ООО «Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)», также заявил об отсутствии перерывов в работе. При этом он согласился с Константином Ланиным, что сейчас правит бал консьюмерский рынок, а корпоративный идет на спад – особенно в секторе подвижной связи. Например, компания Gogo Inflight Internet до конца года остановила все закупки. В России «Гилат» отгружает по 2000 комплектов в месяц, поскольку очень вырос спрос в секторе физических лиц.

Павел Баканов, генеральный директор ООО «Истар», указал на то, что в пандемию его предприятие завершило цикл производства и получило с заводов пополнение на складах – теперь можно спокойно работать. По России у компании показатели продаж примерно прошлогодние, а вот глобальный рост у ООО «Истар» оказался на уровне +25% – по сравнению с прошлым годом. Павел Баканов также отметил повышенный спрос со стороны операторов на услуги технической поддержки в режиме 24/7.

Денис Стафеев, генеральный директор ООО «Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)», заявил о том, что реальную ситуацию с корпоративным сектором очень сложно оценивать, поскольку он сидит на долгосрочных контрактах. Однако уже сегодня ясно, что бюджеты на следующий год будут резаться, что грозит отрасли спутниковой связи стагнацией.

Никита Демиденко, директор по продажам в России и СНГ VT iDirect, согласился с мнением, что в следующем году, когда корпоративный сектор просядет, спутниковая связь получит отложенный удар.

Константин Ланин, глава представительства Hughes Network Systems в России, СНГ и странах Балтии, анализируя состояние спутниковой связи на глобальном рынке, указал на интересный опыт Мексики, где активно финансируется постройка хотспотов для VISAT коллективного пользования – за 50 центов в час люди получают доступ в Интернет. По мнению Константина Ланина, коллективный доступ набирает популярность в Латинской Америке и в Азии.

Сергей Пехтерев, акционер «Ка-Интернет», заметил, что в общем раскладе на рынке спутниковой связи России больших изменений роста трафика пока не видно, однако наметилась явное усиление конкуренции в сегменте предоставления услуг Ka-band.

Михаил Муттерперл, коммерческий директор ГК РТКОММ, согласился с тем, что в корпоративном секторе больших изменений по трафику нет, в то время как в сегменте B2C объемы передаваемых данных резко выросли.

Андрей Ромулов, председатель совета директоров АО «КБ «Искра», заявил о том, что удаленная работа изменила саму структуру трафика: прямые каналы в настоящее время загружены в большей степени из-за мессенджеров и видеоконференцсвязи. Он также отметил прирост трафика в Ka-диапазоне на так называемых «безлимитных тарифах».

Алексей Антоненко, директор по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ, считает, что заметного роста трафика не произошло. Хорошая новость – клиенты не откладывают тендеры, не оставляют деньги на черный день. Говоря о влиянии пандемии на бизнес, Алексей Антоненко отметил лишь один «нервный момент», когда было неясно, будут ли заказчики пускать к себе сотрудников оператора для наладки оборудования.

Сергей Медведев, директор Департамента развития DOZOR-TELEPORT, считает, что в секторе B2B изменений трафика не произошло, за исключением компаний, занимающихся добычей – там отмечается 30% снижение. По мнению Сергея Медведева, это связано со сделкой с ОПЕК – некоторые копании ушли из России, другие – сократили добычу. В то же самое время он отметил, что были запросы на расширение каналов от госсектора, так что сектор B2G показал себя стабильным и перспективным. Но главные надежды связаны с сектором B2C, который обеспечил уверенный рост на 20%, что и позволило компании закрыть провал по нефтянке.

Андрей Ромулов, председатель совета директоров АО «КБ «Искра», анализируя возможные перспективы новых услуг, сделал очень интересное замечание касательно телемедицины. Он отметил, что в медицинском оборудовании сейчас присутствует много проприетарных стандартов и необычных интерфейсов, и для подключения медтехники к оборудованию спутниковых операторов связи требуется некий переходной интерфейс. В связи с этим Андрей Ромулов заявил о том, что сейчас в сферу здравоохранения пришли новые молодые кадры, знакомые с ИТ, поэтому ситуация меняется в лучшую сторону.

Алексей Антоненко, директор по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ, указал на то, что все операторы сейчас пробуют новые решения, чтобы отличаться друг от друга: «Если конечный потребитель увидит реальную пользу от новых сервисов, то он выделит для них средства, несмотря на кризис. Другими словами, мы, операторы связи, сами можем стать драйвером развития отрасли, предлагая полезные сервисы».

Сергей Медведев, директор Департамента развития DOZOR-TELEPORT, напротив, относится к перспективе телемедицины с большим скепсисом: «Это не массовый продукт, в сравнении с тем же удаленным обучением, поэтому драйвером развития она не будет».

Рассуждая о рынке подвижной связи, Алексей Антоненко, директор по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ, подчеркнул, что имеется большое отличие в состоянии авиации и судоходства: «Да, самолеты стоят на приколе, а вот суда плавают по океану, как и до пандемии – ни одно судно не встало к причальной стенке, а спутниковый интернет для кораблей жизненно необходим».

Сергей Медведев, директор Департамента развития DOZOR-TELEPORT, согласился с коллегой, что суда работают – от них даже идут запросы на расширение каналов: «Сектор судоходства оказался очень стабильным, хотя тут возникли проблемы с модернизацией и обслуживанием оборудования: на суда никого не пускали – боялись заражения экипажа».

В завершающем беседу блиц-опросе Сергей Пехтерев и Михаил Муттерперл заявили о том, что в настоящее время невозможно предсказать, что будет с рынком спутниковой связи через два-три года.

Андрей Ромулов, председатель совета директоров АО «КБ «Искра», заявил о том, что с большими корпорациями в России ничего критичного не произойдет, поэтому он ждет постепенного восстановления рынка B2B за два года.

Сергей Медведев, директор Департамента развития DOZOR-TELEPORT, высказал надежду на быстрое восстановление российской нефтянки и на рост курса доллара.

Алексей Антоненко, директор по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ, заявил о том, что скорость восстановления зависит от того, умеют ли думать сами операторы связи: «Мы быстро найдем новые перспективные сегменты рынка».

Константин Ланин, глава представительства Hughes Network Systems в России, СНГ и странах Балтии, заметил, что телеком – это не туристический бизнес, от пандемии мы пострадали меньше всех: «Связь – единственная отрасль, которая не упадет никогда».

Денис Стафеев, генеральный директор ООО «Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)», поддержал своего коллегу, добавив, что в отрасли спутниковой связи все зависит от позиции государства.

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку