Приход Ultra HD будет не таким быстрым

4 октября в Москве прошла 2-я Международная конференция «Digital TV&Video in Russia. 4K&HDR», посвященная обсуждению вопросов внедрения, производства, доставки и потребления премиального контента в России.

Форум открылся пленарным заседанием «Экосистема 4K в России и мире». Модератор сессии, Александр Калигин, главный редактор журнала «Теле-Спутник», предложил участникам президиума формат свободной дискуссии и обмена мнениями. Как показал дальнейший ход конференции, эта форма работы оказалась продуктивнее классических докладов, зачастую превращающихся в монотонное бормотание спикеров.

Кирилл Махновский, генеральный директор ГК «Орион», выступил на заседании в роли «злого полицейского»: он прямо заявил, что рынок 4K в России не сформировался, так что пока мы имеем лишь 8 UHD-каналов, и никто из провайдеров не знает, как их монетизировать. Впереди паровоза бежит «Триколор ТВ», но даже у них речь об окупаемости UHD не идет. Что касается своей компании, то Кирилл Махновский объяснил, что пока «Орион» занимает выжидательную позицию. Он также высказал мнение, поддержанное впоследствии большинством выступающих, что рынок UHD-TV в России должен формироваться с помощью производителей телевизионной техники.

Алексей Иванов, генеральный директор компании «Спутниковое ТВ МТС», решил несколько охладить пыл аудитории и отметил, что даже в США, которые сегодня являются безусловным лидером в деле продвижения формата UHD, отмечается лишь 10–15% проникновение UHD-каналов на рынке. В России ситуация была бы вообще в «точке замерзания», если бы производители телевизоров не стали постепенно снижать цены на UHD-модели. Сегодня в России разница в цене HD- и UHD-телевизоров с одинаковой диагональю экрана составляет около 30%, что уже приемлемо для покупателя.

Тем не менее, доминирующим фактором Алексей Иванов назвал не пользовательское оборудование и его доступность, а контент, указав, что UHD-каналы, которые сегодня распространяются в России, не локализованы, поэтому не вызывают особого интереса у массового пользователя. «Спутниковое ТВ МТС» предоставляет абонентам один UHD-канал на бесплатной основе, чтобы дать пользователям представление о новых возможностях, однако о получении дивидендов говорить рано.

При анализе технических деталей Кирилл Махновский указал на тот факт, что сегодня узким местом UHD-технологии является низкая пропускная способность спутников связи. В последнее время мы часто слышим от спутниковых провайдеров, что наши космические аппараты способны предоставить такой мощный ресурс, который даже не востребован заказчиками. А на поверку оказывается, что один транспондер даже самого производительного спутника класса HTS не может транслировать больше 3 UHD-каналов – в такой ситуации об окупаемости говорить бессмысленно. То есть для UHD-технологии необходимы спутники с пропускной способностью, которая будет на порядок выше, чем у лучших современных аппаратов (речь идет о терабитах в секунду).

В связи с этим стоит напомнить, что амбициозный проект ViaSat-3 предусматривает запуск на ГСО в 2019–2020 гг. двух сверхмощных спутников с пропускной способностью по 1 Тбит/с на каждый аппарат.

Кирилл Махновский также отметил, что сдерживающим фактором являются обычные компьютерные технологии. Так, время обработки UHD-видео увеличивается в четыре раза по сравнению с HD-контентом. «Орион» снимает контент уже в формате 4K, но дальше его не выкладывает, поскольку этот процесс будет тормозить обработка видео. Генеральный директор «Ориона» считает, что для абонента фактор UHD пока не имеет особого значения – гораздо важнее содержание каналов, которые ему предлагают для просмотра.

Стефан Хаймбекер, директор по инновациям и стандартам Sky Deutschland, поддержал своих российских коллег, заявив, что и в Европе UHD-контент по большей части остается на стадии пилотных запусков, до его рабочего использования дело еще не дошло. Стефан Хаймбекер заострил внимание аудитории на одной очень важной мысли, которую потом повторяли и другие спикеры на конференции. Сегодня мы практически не имеем каких-либо ограничений в плане создания новых технологий – создали 4K, 8K, их можно мультиплицировать и дальше, но задача не в этом. Главная проблема – создание и продвижение новых бизнес-моделей, соответствующих этим технологиям. Пока с UHD никто не предлагает внятной модели монетизации, так что о развитии 4K/8K говорить преждевременно.

Арсен Хомутов, директор по производству телеканалов «Триколор ТВ», оказался единственным представителем провайдера, который мог рассказать что-то из «живой» практики. Он объяснил, что сейчас «Триколор ТВ» использует очень простой метод совмещения: абоненту предлагается в пакете обычный набор телеканалов и, как «вишенка на торте», UHD-канал, за который дополнительная плата не взимается.

Объясняя сложность пропаганды новой UHD-технологии среди пользователей платного телевидения, Кирилл Махновский сравнил переход от SD к формату HD с переходом от черно-белого телевидения к цветному. Это была революция – разница в качестве была настолько зримой, что пользователь понимал ее сразу, и объяснить ему преимущества новой HD-технологии было несложно.

С переходом на UHD ситуация принципиально иная, поскольку разница в качестве картинки почти не заметна для невооруженного взгляда. Абонент готов платить за «дополнительную ценность» –  ее он сегодня видит, например, в нелинейном контенте, который неплохо продается на рынке, а в UHD-формате – нет.

Алексей Иванов согласился со своим коллегой, что нельзя сводить все инновации к одной-единственной проблеме внедрения UHD – не только этот формат может быть драйвером на рынке услуг платного ТВ. Есть такие вещи, как нелинейный контент, интерактивный контент. UHD – лишь «кусочек паззла», но не весь «пейзаж». Нужна синергия различных технологий и моделей, таких как VOD (видео по запросу), UHD, интерактивный контент и пр.

Кирилл Махновский перевел дискуссию в плоскость обсуждения возможностей вендоров и заявил, что проблема продвижения UHD-контента на рынке – в большей степени задача производителей UHD-телевизоров, которые жизненно заинтересованы в этом процессе. Они и должны взять на себя львиную долю расходов по раскрутке и внедрению нового формата, а операторы здесь будут играть роль второй скрипки.

Алексей Иванов напомнил аудитории, что два года назад давались прогнозы о том, что уже к 2017 г. UHD-контент будет занимать у нас до 30% на рынке. Однако на практике до этого еще очень далеко даже в Америке, не говоря уже о России.

В завершение дискуссии Кирилл Махновский порассуждал на тему, какой именно контент мог бы послужить драйвером продвижения UHD-технологии. По его мнению, предложение на российском рынке сериала «Игра престолов» в новом формате UHD могло бы иметь успех. Он также отметил хороший потенциал Чемпионата мира по футболу 2018, который пройдет в России. Отвечая на вопрос (какой вопрос?) обозревателя журнала Connect, Кирилл Махновский согласился, что владельцы баров, в которых будут показывать матчи Чемпионата 2018, могли бы выложить требуемую сумму, чтобы монетизация UHD-канала из теории стала реальностью.

Однако все выступающие сошлись на том, что давать оптимистичные прогнозы по UHD пока рано, – для начала необходимо выработать приемлемую для операторов бизнес-модель продвижения контента в новом формате.

Дмитрий Шульгин

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку