Роботы в очереди на трудоустройство. В SAP рассказали о преимуществах роботизации бизнес-процессов

В Москве, в Центре цифрового лидерства SAP, компания организовала очередную лекцию, посвященную технологиям. На этот раз речь шла о роботизации бизнес-процессов – Robotic Process Automation (RPA). Рынок RPA уже сформировался, утверждают эксперты. Роботы, они же цифровые помощники, цифровые сотрудники, выстраиваются в очередь, чтобы перехватить у человека выполнение ряда функций. Какие бизнес-процессы компании доверяют роботам, и в чем они превосходят способности человека?

Весной компания SAP объявила о выходе на новый для себя рынок RPA, который в 2018 г., по данным Gartner, оценивался в 680 млн долл., а ежегодный его рост превышает 50%. Как показывает практика, на рутинные операции, в частности, связанные с обработкой данных, человек тратит больше времени, чем роботы. Чтобы преодолеть барьер из рутины, который препятствует проявлению креативности сотрудников, система должна самостоятельно делать простые вещи, без участия человека. Как посудомоечная машина. Интеллекта в ней – ноль, но при этом она регулярно выполняет скучный процесс. Подобных помощников можно приспособить к бизнес-системам, что и осуществляется в рамках роботизации бизнес-процессов.

Типичная для многих компаний ситуация, когда сотрудники проверяют достоверность и копируют данные. Делают долго и при этом нередко, увы, допускают ошибки, хотя в самой процедуре ничего сложного нет. В таких случаях на помощь приходит технология RPA. Простые роботы, обученные процессу «копи – паст», не допускают ошибок, невероятно эффективны. Подсчитано, что их использование позволяет сэкономить от 20 до 40% фонда зарплаты.

По словам представителей компании SAP, мы хотим, чтобы везде, где человеку скучно, трудился робот. RPA – это цифровая рабочая сила, один из ключевых элементов интеллектуального предприятия. Посудомоечная машина не станет хорошим собеседником, не предложит, как повысить эффективность бизнеса. Хотя, если прикрутить к движку RPA искусственный интеллект… Если робот смог прочесть данные, значит, он сможет их проанализировать, предложить свое решение. На форуме компании утверждалось, что SAP предлагает интеллектуальную роботизацию бизнес-процессов. И с выходом компании на этот рынок все только начинается.

Юрий Бондарь

Об этом слушателям лекции в Центре цифрового лидерства SAP напомнил заместитель генерального директора SAP CIS Юрий Бондарь. Предпосылками к роботизации бизнес-процессов послужила автоматизация, которая помогла человеку обратить внимание на повторяющиеся задачи, решаемые по принципу «копи – паст». В большинстве случаев люди даже не замечают этого. В то же время бизнес заинтересован в том, чтобы сотрудники решали «умные» задачи, креативные, выходящие за пределы возможностей информационной системы. И потребность в этом повышается.

Бизнес, движимый прагматизмом (приемлемый результат за минимальные деньги), отдает предпочтение автоматизации рутинных операции, а реализуется данная потребность при помощи цифровых сотрудников и цифровых помощников. В первом случае человека заменяет робот, во втором – часть работы выполняется цифровым помощником, который в разы повышает производительность. И та и другая модель широко применяются в компаниях, правда, по мнению, Юрия Бондаря, пока превалирует цифровой помощник. Однако в перспективе нескольких лет цифровой сотрудник будет значимым элементом некоторых бизнес-функций, например, в финансах, HR, административном управлении персоналом.

Что касается финансового становления этого сегмента рынка, то он начал наполняться деньгами, когда разрыв между интеллектуальными и рутинными задачами стал очевиден для бизнеса. В этом году объем быстро растущего рынка RPA оценивается уже в 1,55 млрд долл.

Для понимания сути технологии лектор провел параллель с концепцией Uber. Имеющаяся инфраструктура дополняется сервисом, и на этой основе предлагается услуга нового качества, что значительно упрощает для потребителя модель пользования ею. По аналогии с этим в RPA имеющаяся ИТ-инфраструктура снабжается надстройкой, умеющей работать с несколькими информационными системами, и за короткий промежуток времени бизнес получает результат.

На российском рынке примерно два десятка компаний, которые предлагают RPA-решения. Уникальность SAP в том, что компания работает с приложениями SAP, и это дает огромные преимущества пользователям систем, утверждают представители вендора. Сегмент RPA сформировался, поскольку определены правила игры, известен ожидаемый заказчиком функционал, реализованы продуктивные проекты, можно подсчитать экономику потенциального проекта до его старта (все это атрибуты сформированного рынка).

Почему компании охотно выбирают технологию роботизации бизнес-процессов? «Робот работает в режиме 24/7, не уходит в отпуск, не болеет, не требует сисадмина, масштабируем, их могут быть тысячи. Робот не хочет яхту, не тырит колбасу, не способен на махинации. У него нет иной мотивации, кроме как заложенной в нем. При правильной его настройке количество ошибок значительно меньше по сравнению с допускаемыми человеком. Механизм работы робота позволяет снизить количество времени на операцию», – перечислил преимущества Юрий Бондарь.

Вектор развития данной технологии в индустриях различается. В ИТ технология используется для структурирования поступающих запросов, в здравоохранении – для автоматизации отчетов и сопоставления данных. Предпочтительными индустриями для RPA эксперты называют финансовую и страховую сферы, аутсорсинг бизнес-процессов.

Александр Чуглин

У каждой компании как потенциального потребителя решений RPA свой набор задач дня нее. Опытом применения роботов поделился с журналистами руководитель направления по технико-методологической поддержке НСИ «Норникель – Общий центр обслуживания» Александр Чуглин. С 2014 г. в компании – крупнейшем в мире производителе никеля и палладия – реализуется большая программа трансформации, внедряются новые информационные системы управления предприятием, в частности SAP ERP. Нормативно-справочная информация (НСИ) – ядро единого информационного пространства предприятия. В прошлом году служба управления НСИ (насчитывающая около 50 сотрудников) обработала более миллиона запросов.

Большой объем рутинных операций и заставил компанию одной из первых присмотреться к технологии RPA. Выгода от ее применения оказалась очевидной. Сейчас в плане роботизации процессов НСИ компании представлено 12 роботов, пять из них находятся в промышленной эксплуатации. Три запустили в прошлом году, два в текущем, остальные RPA-решения компания дорабатывает. Роботы успешно справляются с переназначением и обработкой запросов, ведением количественно-качественного учета. Показателен пример робота, которому поручено переназначить запрос на бизнес-пользователей. Ценность такого инструмента для «Норникеля» трудно переоценить. Сотрудник ушел в отпуск, протяженность которого за Полярным кругом может достигать 90 суток, а поступившая заявка не исполнена. Много запросов в службу поступает из-за того, что пользователи просят переадресовать активную заявку на коллегу. И с этим справляется робот, который заходит в систему ServiceNow, по ключевым словам определяет такой запрос, затем заходит в систему АСУ НСИ под ролью техподдержки, находит процесс, запрос, фамилию сотрудника, с которого надо переназначить заявку, и фамилию коллеги, которому нужно ее переадресовать.

Другая группа роботов используется службой техподдержки («роботизировали сами себя»). Существуют такие постоянные операции, как обновление общероссийских классификаторов. Операция выполняется по определенному алгоритму. В частности, нужно зайти на сайт ФНС, скачать файлы. Теперь робот сохраняет файл, распаковывает архив, сверяет дату обновления последней версии с той, что используется. Если файл содержит актуальную информацию, робот его загружает в систему автоматически, обновляя таким образом справочник.

Упомянутые роботы используются в «Норникеле» в статусе цифровых помощников. В настоящее время в компании готовятся к внедрению контробота, которому доверят ведение справочника контрагента (создание и изменение записей). Для того чтобы он стал цифровым сотрудником, разработчикам предстоит еще преодолеть ряд трудностей, связанных, например, с распознаванием роботом скан-образов и некоторых адресов (таких как 58-й км МКАД, с дробями и т. д.). Второй создаваемый контробот, как ожидается, будет выполнять роль эксперта, например, создавать заявки на добавление нового контрагента, а после обработки и утверждения заявок результаты операций сможет заносить в excel-файл. В компании рассчитывают с его помощью не только сэкономить время на эти операции, но и исключить ошибки, допускаемые сотрудниками.

Помимо службы НСИ в «Норникеле» роботизируют и другие процессы, в частности, в сфере кадрового учета. Формирование справки 2НДФЛ в компании, насчитывающей более 70 тыс. сотрудников, раньше занимало около трех рабочих дней, теперь робот составляет этот документ за семь минут.

Для аккредитации поставщиков в «Норникеле» совместно с роботами, которые проверяют полноту пакета обязательных документов, применяют технологии машинного обучения. Модель обучали на основе существующей базы сканов документов. В подразделении бухгалтерского налогового учета пять роботов находятся в промышленной эксплуатации. А в очереди на работу в этом блоке стоят около 70 роботов с функцией бухучета.

Что касается процесса отбора процессов для роботизации, то, по словам Александра Чуглина, ориентиром служат четыре критерия:

– процесс основан на правилах, а не на суждениях (его можно представить в виде алгоритма);

– регулярность процесса (несколько раз в день, ежедневно, еженедельно);

– приоритет исходя из трудозатрат (высокие трудозатраты на выполнение с учетом повторяемости);

– небольшое количество исключений в правилах процесса.

Таким образом, роботы выстраиваются в очередь на трудоустройство, поскольку умеют открывать и закрывать приложения и системы веб-клиентов, электронной почты (включая вложения), создавать и перемещать файлы, папки, ходить по ссылкам и эмулировать нажатие кнопок, совершать автоматический переход между приложениями, заполнять и копировать формы, загружать данные из внешних источников в программный интерфейс и напрямую в базу данных, сравнивать и проверять данные, выполнять математические вычисления, работать с условиями и циклами, распознавать текст, перепроверять данные, введенные человеком, общаться с клиентами в мессенджерах с помощью чат-ботов.

Возникает закономерный вопрос: роботы уже вытесняют сотрудников? Представители компаний SAP и «Норникель» утверждают, что бояться этого не стоит, поскольку речь в данном случае идет о перераспределении человеческих ресурсов, направлении усилий работников на решение задач, которые роботам пока не под силу. Видимо, представители бизнеса уверены, что избавленный от рутины сотрудник способен генерировать идеи, или, во всяком случае, рассчитывают на это.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку