«С точки зрения работы с государственным сектором Fujitsu в России имеет веские основания для оптимизма»

Интервью с генеральным директором Fujitsu России и СНГ

– Какое место занимает сотрудничество с государственными структурами в бизнесе Fujitsu Technology Solutions? Какова сегодня доля государственных организаций в структуре заказчиков в России и ближнем зарубежье?

– Оценить эту долю однозначно едва ли возможно. Помимо чисто государственных структур (органов власти) существуют коммерческие организации со значительной долей государственного участия, таких, например, как Сбербанк России или ОАО «РЖД». В разных странах доля подконтрольных государству коммерческих структур различается – в Казахстане она доходит до 50–60%, в Украине, Беларуси, государствах Центральной Азии колеблется от 20 до 50%. Что касается заказчиков Fujitsu, то с учетом компаний, где в той или иной степени задействован государственный капитал, на них в среднем приходится 50% бизнеса. Хотя достаточно одного крупного проекта, чтобы пропорции резко изменились.

– Какие ИТ-решения сейчас требуются государственным предприятиям в России? Какие задачи госсектора позволяют решить технологии Fujitsu? Что из зарубежного опыта сотрудничества компании с госструктурами можно было бы применить в нашей стране?

– Государством взят курс на внедрение инновационных методов управления. Инновационные методы управления требуют оптимизации обработки информационных потоков. Необходимо быстро обрабатывать данные и предоставлять заинтересованным лицам результаты обработки (отчеты, справки и пр.) в понятной форме.

Поэтому сейчас для государственных учреждений очень актуальны решения по архивации данных, организации электронного документооборота, а также средства предоставления простых и понятных сервисов населению и бизнесу. Один из очевидных примеров – ведение налоговой базы, которое требует и текущего учета по всем юридическим и физическим лицам, и работы с архивными данными. Аналогичный пример – ведение базы государственных услуг. Правильно организовать работу таких баз можно только при наличии дата-центров, способных обмениваться между собой данными по достаточно простым алгоритмам и отвечающих требованиям информационной безопасности. Поэтому востребованы решения по обеспечению безопасности данных – не секретности, а именно безопасности, т. е. по резервному копированию и восстановлению.

Что касается зарубежного опыта, то не думаю, что он сильно опережает российский. Единственное, чему на Западе начали уделять внимание значительно раньше, это механизмы выверки данных. В некоторых российских ведомствах такие механизмы тоже есть. Еще один важный вопрос – обеспечение юридической значимости информации, хранящейся в электронном виде. Со временем жизнь заставит решить и его.

– Если обратиться к существующей практике использования решений Fujitsu в российских государственных структурах, то какие решения востребованы госзаказчиками?

– В нашем «послужном списке» есть проекты по построению центров обработки данных на основе решений Fujitsu. В том числе с развертыванием сервисов SAP на базе интегрированных инфраструктурных решений FlexFrame for SAP.

Востребованы решения Fujitsu для создания инфраструктуры рабочих мест.

Практика показывает, что для заказчиков актуальны вопросы использования вычислительных устройств, защищенных в соответствии с нормативной базой РФ. В рамках объявленного полгода назад сотрудничества с компанией Kraftway в России начато производство компьютеров Fujitsu с интегрированными в них сертифицированными средствами защиты информации. Причем защита вычислительного устройства реализуется на уровне BIOS. Других таких предложений на рынке нет, и у этих устройств большое будущее.

– У компании имеется спектр решений для сфер образования и медицины. Находится ли им применение в образовательных и медицинских учреждениях на пространстве бывшего СССР?

– Находится. У нас есть несколько интересных проектов в области телемедицины. Есть проекты, связанные с автоматизацией процесса обучения в университетах, есть также примеры совместных исследовательских проектов. Суперкомпьютерными технологиями Fujitsu пользуются, например, Южный Федеральный университет (ЮФУ) и Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева. Опыт сотрудничества вполне позитивный.

Однако надо понимать, что для образования, науки, медицины ИТ выполняют вспомогательную, сервисную роль. Сами по себе ИТ не могут служить локомотивом развития этих сфер. Поэтому пока в той же медицине не будут решены базовые вопросы, такие как оснащенность медучреждений собственно медицинскими инструментами и препаратами, мотивация персонала и др., ждать большого эффекта от ИТ не приходится. То же касается образования. Большую роль играет политика государственного финансирования. Своих ИТ-кадров у больниц и школ, как правило, нет, значит, нужно платить внешнему провайдеру. А если администрация стоит перед выбором: сделать ремонт/закупить лекарства или внедрять новые технологии, то понятно, каким будет этот выбор.

Тем не менее основания для оптимизма есть. Хотя бы потому, что в отрасли приходит новое поколение людей, которые уже не мыслят своей жизни без ИТ.

– Хотелось бы затронуть тему обработки больших объемов данных. Технологии Big Data успешно осваивают многие государственные структуры за рубежом, наша страна тоже постепенно к этому приходит. Каковы преимущества решений Fujitsu с точки зрения работы с «большими данными»?

– Тема Big Data, конечно, актуальна. Понятно, что системы хранения данных должны быть готовы к поддержке этих технологий и что требуют решения такие вопросы, как архивация, быстрый поиск и восстановление больших объемов данных.

На данном этапе алгоритмы оптимального применения технологий Big Data еще только начинают выстраиваться. Поэтому если говорить о преимуществах наших решений, то можно отметить, что существующие системы Fujitsu, особенно относящиеся к классу hi-end, обладают всем набором функций и характеристик, необходимых для работы с неструктурированным контентом. При той производительности, какой обладают системы хранения Fujitsu ETERNUS, и сжатие, и поиск данных осуществляются быстро при всей трудоемкости этих процедур.

– Fujitsu уделяет большое внимание облачным решениям и сервисам. Насколько перспективным представляется вам это направление с точки зрения развития сотрудничества с российскими государственными структурами?

– Государственные структуры достаточно консервативны – это относится не только к России. В нашей стране существует еще и проблема довольно слабой ИТ-подготовки госслужащих. Это и вопрос поколения, и вопрос образования. Подчас, каким бы энтузиазмом и активностью ни обладали молодые руководители ведомств, им бывает весьма сложно изменить психологию основной массы сотрудников, заставить их перейти на новые способы работы с использованием тех или иных информационных технологий.

Играет роль и скрытый лоббизм со стороны некоторых чиновников, поскольку внедрение любой информационной технологии в той или иной степени наступает на коррупционную составляющую. А облачная модель требует особенной прозрачности. Вообще, я полагаю, что если внедрение информационных технологий в государственной структуре тормозится, стоит задаться вопросом: «Кому это выгодно?».

Сказанное отнюдь не означает, что применение облачных решений в госструктурах невозможно. Но существуют важные и непростые вопросы, которые прежде необходимо решить.

Первый – безопасность данных и приложений в облаке; этот вопрос обсуждается в отрасли давно и широко. Второй – расчеты за услуги. Если речь идет о получении услуг не от собственной внутренней структуры (частного облака), а от внешнего провайдера (гибридной или публичной модели), то госзаказчику нужно не просто подсчитать, сколько памяти, вычислительных ресурсов и т. д. он использовал, но и быть в состоянии доказать, что ему нужно было именно столько и деньги он потратил только на необходимое. Коммерческим структурам в этом смысле проще. А государственная структура должна что-то предъявлять проверяющим органам, например Счетной палате. Что? Логи, цифры учтенного трафика? А какова юридическая значимость этих данных?

О полноценном использовании госструктурами облачных сервисов можно будет говорить только после решения этих двух ключевых вопросов.

– Для работы с государственным сектором большое значение имеет наличие российского производства и необходимых сертификатов. Такой опыт у Fujitsu есть. Каковы результаты этого опыта? Можете ли поделиться дальнейшими планами в этой области?

– Исторически у нас были конкретные проекты, в рамках которых мы выпускали оборудование на базе заводов своих российских партнеров, в частности в Зеленограде. Так что положительный опыт в этой области у нас есть.

На сегодня можно отметить уже упомянутое сотрудничество с компанией Kraftway. Планы у нас самые оптимистические. Сейчас речь идет о производстве полного спектра моделей компьютерного оборудования Fujitsu на площадке Kraftway. Думаю, темпы развития в России бизнеса локализованных продуктов Fujitsu будут исчисляться миллионами евро.








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика