Технологии 3D и виртуальной реальности как инструменты маркетинга в строительстве и проверки проектных решений

Юрий Корнео, основатель и руководитель студии архитектурной визуализации Photoreal 3D, эксперт в области архитектурной 3D-визуализации и дополненной виртуальной реальности

Применение технологий виртуальной (Virtual Reality – VR) и дополненной реальности (Augmented Reality – AR) ассоциируется в первую очередь с развлекательной индустрией. Между тем VR и AR проникают и в другие сферы деятельности, например в строительную индустрию, где они зарекомендовали себя удобными бизнес-инструментами. Рассмотрим возможности и потенциал этих технологий на конкретных примерах.

В сфере развлечений технологии VR применяются довольно давно. А с недавнего времени инструменты VR и AR успешно используются и в таких областях, как строительство, энергетика, медицина, образование и т. д.
Если говорить о строительной индустрии, то можно выделить несколько основных направлений, в которых нашли применение технологии VR и AR:
• обучение рабочих сложным технологическим операциям или работам, связанным с высоким риском.
В данном случае речь идет о различных симуляторах. С использованием VR можно имитировать в 3D-модели полную технологическую цепочку и пройти ее по шагам. При этом можно симулировать любые окружающие условия, например высотные работы в плохую погоду;
• использование AR-технологий непосредственно на строительной площадке. С помощью дополненной реальности можно получать актуальную в данный момент информацию в реальном времени. Сотрудник в шлеме или очках видит все, что происходит в реальности на объекте, при этом на экран устройства выводится дополнительная информация о технологических нюансах, например порядок сборки конструкции и т. д.
Пример. Такой проект был реализован на складе DHL. Автоматизация склада была выведена на технический уровень, при котором вся информация о грузе отображалась на устройстве оператора. Отпала необходимость поиска данных в базе, оператору на устройстве AR была доступна информация, поступающая в зависимости от того, где он находится и какую операцию выполняет в данный момент;
• проверка проектных решений.
В первую очередь VR позволяет максимально адекватно оценить, как будущий объект вписывается в окружающую территорию. Полный эффект присутствия с помощью VR дает возможность максимально полной оценки проекта – как дизайнерских, так и инженерных решений;
• реклама и маркетинг. Продажа квартир в новостройках стартует уже на этапе строительства, нередко задолго до полного завершения этапа проектирования. Ключевой момент для застройщика в данном случае – возможность максимально эффектно представить объект будущему покупателю. Пока человек не может зайти на реальный объект, ему ничто не мешает прогуляться по нему с помощью технологий виртуальной реальности.
Актуальность применения технологий 3D и VR в строительной индустрии повышается, что неслучайно. Ведь эти инструменты значительно упрощают работу на каждом этапе, начиная с разработки концепции и заканчивая продажей готовых объектов.
При проверке проектов инструмент VR позволяет решить вопрос эстетического характера. С его помощью можно адекватно оценить объект с позиции нравится – не нравится, понять, насколько он вписывается в окружающую территорию, как взаимодействует с другими объектами.
Пример. Есть такое понятие, как инсоляция. Применительно к строительству оно означает необходимый уровень освещения помещения солнцем в течение суток. Иными словами, каждая комната ежедневно должна освещаться солнечным светом не меньше, чем предусмотрено нормами. Для проверки этого нюанса на стадии проектирования строятся упрощенные 3D-модели застройки, с помощью которых можно наглядно проанализировать освещенность в зависимости от времени суток.

 

На этапе проектирования объектов в строительных компаниях уже давно используются традиционные 3D-модели. К технологиям VR пока присматриваются, считая их скорее игрушкой, нежели полезным инструментом. Однако в практику отделов продаж строительных компаний технологии VR уже проникают, что становится все более четкой тенденцией. Применение этих инструментов актуально для крупных агентств недвижимости.
Примером может служить виртуальная демо-квартира, которую внедряет студия Photoreal3D. Идея инструмента проста: потенциальный покупатель заходит в пустое помещение, надев очки VR и… оказывается во дворе жилого комплекса, в котором планирует приобрести квартиру (либо сразу в квартире). На ограниченном пространстве агент может показать покупателю любое имеющееся количество планировок, вариантов отделки, дизайн-проектов. По сути, это полное погружение в виртуальную реальность. Хотя сама система состоит из голых стен, компьютера и шлема VR.
Для сравнения: Cave-система представляет собой комнату, составленную из экранов, на которые проецируются изображения поверхностей помещения. Недостатки такой системы – высокая стоимость и наличие стыков между плоскостями, на которые проецируются изображения.
Площадь помещения, по которому можно «бродить», рассматривая свою потенциальную квартиру, может быть размером 5×5 м. Но это в реальности. В таком пространстве с помощью шлема VR и джойстика можно прогуляться по всей территории жилого комплекса, зайти в любой подъезд, квартиру, комнату, попутно меняя цвет стен и обстановку в помещениях. Несомненным преимуществом для агента в использовании демо-квартиры является то, что у клиента сложится нужное впечатление об объекте.
Этот инструмент особенно подходит для девелоперов и агентств, которые специализируются на продажах удаленных объектов, в том числе на вторичном рынке жилья. Предлагая квартиру (дом) в своем городе, агентству не составит труда ознакомить клиента с объектом. Но если речь идет о другом регионе или загранице, то инструмент демо-квартира, пожалуй, самое удобное решение для успешной демонстрации объекта. Причем показать можно не один объект недвижимости, а десятки, что повышает шансы совершения сделки с клиентом.
Технологию AR также можно применять в качестве маркетингового инструмента в сфере недвижимости. Все просто: клиент возьмет каталог, скачает мобильное приложение. Дома в спокойной обстановке ознакомится с предложениями агентства по каталогу, пользуясь планшетом или телефоном, на котором установлено приложение. Для этого нужно навести устройство на страницу каталога и получать дополнительную информацию, рассматривая видеоконтент, фотографии и 3D-модели.
Любую полиграфическую продукцию студия Photoreal3D может представить в виде мультимедиа-презентации с широким функционалом.
Пример. Недавно с подобной просьбой к нам обратился производитель кирпича. Был сделан каталог, в котором при наведении на фотографии разных видов кирпичей появлялись 3D-модели коттеджей, заборов и других объектов из этого материала. Очень удобно: клиент может увидеть, как кирпич смотрится под разными углами, с разных ракурсов в готовом объекте.

Ближайшее будущее технологий VR и AR, скорее всего, будет определяться следующими условиями:
• устройства станут мобильнее и дешевле;
• появится стандартизация форматов предоставления данных;
• массовые общедоступные решения расширят круг пользователей технологий VR и AR. Они перестанут быть инструментами для специалистов узкого профиля и будут доступны всем желающим, как это произошло вначале с текстовыми, а затем графическими и видеоредакторами.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку