В предлагаемой вашему вниманию заметке мы бы хотели снова поднять тему реестра российского ПО, но только в этот раз взглянуть на проблему извне. До сих пор все наши материалы, посвященные данной проблематике, рассматривали перипетии, происходящие внутри этого процесса: мы описывали, как проходят заседания экспертного совета, какие он принимает решения, какие вопросы там обсуждаются, что мы имеем на выходе, – в виде списка, вывешенного на официальном сайте, и т. д.SOFT REESTR

Однако после опубликования письма Минкомсвязи от 15 марта 2016 г. за подписью главы ведомства Николая Никифорова с разъяснениями о применении реестра российского ПО в части соблюдения требований по защите информации тема «внутренних разборок» себя исчерпала, поскольку основная интрига прояснилась. Министерство обратило внимание респондентов на необходимость самостоятельного принятия решений об установлении требований по защите информации, содержащейся в их информационных системах, в том числе при выборе из реестра общесистемного, прикладного, специального ПО, ИТ, а также средств защиты информации. Эти решения госзаказчики должны принимать, ориентируясь на соответствующие требования Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), Федеральный закон «Об информации, ИТ и о защите информации» и постановление Правительства о защите персональных данных. Другими словами, для попадания в реестр важно соблюдение критериев «отечественности», а не наличие лицензий внутренних контролирующих органов. Строго говоря, Никифоров не сообщил ничего нового – он просто еще разъяснил и так всем очевидные вещи, сказал, что «черное – это черное, а белое – это белое», однако граждане России испытывают такой инфернальный страх перед всеми нашими контролирующими органами, что иногда подобные разъяснения просто необходимы.

Все это, безусловно, очень важно и интересно, однако, на наш взгляд, гораздо важнее не сама деятельность по созданию реестра, а ее конечный результат. Что мы имеем в виду? Простите за прямоту, но если реестр отечественного ПО не будет оказывать основополагающего влияния на политику закупок ПО в России, то грош ему цена в базарный день. В самом деле, как все задумывается в теории? Примерно так: российский чиновник, перед которым возникает задача обеспечения какого-то проекта соответствующим программным обеспечением, первым делом отправляется в реестр отечественного ПО и анализирует, имеются ли там программы, которые можно использовать в конкретном проекте. Если же он самостоятельно не способен решить эту проблему, то обращается за помощью в экспертный совет – специалисты дают ему все необходимые консультации и находят приемлемый вариант. И только если ни при каком раскладе оказывается невозможным отыскать отечественный аналог, еще раз, только в этом единственном (исключительном!) случае российский чиновник идет на поклон к представителям зарубежных компаний в России, чтобы произвести закупку ПО иностранного происхождения.

Понятно, что такая схема неприменима в секторе частных предпринимателей (хотя вряд ли российских предпринимателей всерьез можно считать «частными»), которых у нас нельзя на законодательном уровне обязать (пока еще нельзя, а там как знать) использовать то ПО, на которое им решило указать государство. Однако когда речь идет о госзакупках, там все просто и однозначно: российское ПО должно иметь неоспоримый приоритет. Кстати, в этом плане мы лишь следуем в фарватере Европы, которая давно уже пытается найти приемлемые варианты применения независимого ПО в государственном секторе.

И вот здесь-то и начинается самое интересное. Давайте посмотрим на то, что происходит в реальности. Как сейчас, когда реестр ПО уже появился, проходят аукционы, как ведутся закупки ПО государственными организациями для общественно значимых проектов. Если год назад можно было ссылаться на некие «объективные обстоятельства», рассуждать о том, что соответствующие механизмы импортозамещения еще не заработали в полную силу, то сегодня такие отговорки уже не действуют.

Итак, обращаемся за конкретными примерами. Как известно, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) собирается проводить в 2016 г. всероссийскую сельскохозяйственную перепись, в рамках которой впервые за последние десять лет будут собраны данные о сельхозорганизациях, фермерских хозяйствах и дачных участках страны. Сбор этой информации критически важен, поскольку именно он позволит провести анализ продовольственной безопасности страны, в том числе в контексте импортозамещения в данной сфере. В рамках этого проекта Росстат решил создать ИКТ-инфраструктуру ЦОД, а также организовать защиту информации автоматизированной системы переписи.

Казалось бы, это отличный повод для того, чтобы по максимуму задействовать отечественное аппаратное ИТ-оборудование и российское ПО. А что же мы видим на практике? Как следует из конкурсной документации, список предоставляемых ресурсов включает в себя серверное ПО: ОС Microsoft Windows Server 2012R2 Enterprise Edition 64 bit; СУБД Microsoft SQL Server 2012 Enterprise Edition 64 bit.

Допустим, что Росстат по каким-то одному ему известным причинам не доверяет серверному ПО на базе Linux, но выясняется, что речь идет не только о серверах. Внимательно читаем документацию и находим там, что ПО для рабочих станций пользователей включает в себя: ОС MS Windows 8.1; офисный пакет Microsoft Office Standard Edition 2013.

Опять сплошной Microsoft, как будто в реестре российского ПО сейчас нет сотен наименований отечественного программного обеспечения.

Если же упомянуть о том, что коэффициент доступности ЦОД должен будет составлять не менее 99% в течение срока действия госконтракта, то можно смело прогнозировать, что и в плане аппаратного обеспечения ставка будет сделана на зарубежных вендоров, а не на отечественных производителей серверного оборудования.

Следующий пример: на всей территории России 18 сентября 2016 г. пройдут выборы в Госдуму седьмого созыва. Это важнейшее событие в политической жизни нашего государства, которое определит дальнейший вектор развития общества. И совсем не случайно глава ЦИК Владимир Чуров был отправлен на «заслуженный отдых», а его кресло заняла Элла Памфилова. В рамках подготовки к предстоящим выборам Центризбиркому предстоит самым серьезным образом обновить всю аппаратную часть (в первую очередь речь идет о видеокамерах) и программное обеспечение по всей территории России.

В частности, Центральная избирательная комиссия собирается закупить около 3900 так называемых многофункциональных устройств (МФУ), сочетающих в себе копировальные и печатные свойства ксероксов и принтеров. Поставщиком выступит «Крок», выигравший  тендер у компаний «Ланит», «Ай-теко» и «Технопрогресс», который предположительно предоставит заказчику технику японской компании Ricoh. Вы скажете, а при чем тут  софт? Давайте опять внимательно посмотрим на конкурсную документацию – мы увидим здесь один примечательный пункт: «МФУ должны сопровождаться дисками с драйверами для поддержки ОС Microsoft Windows 7».

О чем он нам говорит? Да все о том же – аппарат Центральной избирательной комиссии работает на зарубежном ПО и в ближайшее время не собирается переходить на альтернативный отечественный софт.

Дмитрий Шульгин

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку