Кибер-физический интеллект. Состоялась четвертая открытая конференция OpenTalk.AI

Состоялась четвертая открытая конференция OpenTalk.AI, на которой обсуждались наиболее общие аспекты применения технологий искусственного интеллекта. Конференция началась с дня дистанционных лекций, который проводились только в онлайн-режиме и на которых можно было ознакомиться с современным положением дел в области искусственного интеллекта. В первый очный день рассматривались вопросы использования искусственного интеллекта для машинного зрения и ведения диалогов на естественном языке, а вот второй день был посвящен наиболее общими проблемам искусственного интеллекта – «обучению с подкреплением» и универсальному искусственному интеллекту.

 

Обучение с подкреплением

 Лучших результатов «универсализации» искусственного интеллекта удалось добиться в задачах кибер-физического интеллекта или Embodied AI, то есть искусственный интеллект решает задачи для физического робота, отдавая исполнительным механизмам последнего определенные команды и наблюдая за тем, что происходит.. Первой задачей для такого кибер-физического интеллекта является ориентация в пространстве и вообще изучение пространства, в которое попал робот. Здесь и начинают работать методы обучения с подкреплением, в которых за определенные действия робот получает награду, а за некоторые – наказание. Именно этим методом роботов учит играть во всякие игры с неизвестными для них правилами.

 Именно с помощью обучения с подкреплением удалось научить робота ставить в соответствие объекты на карте и предметы, которые он видит собственной камерой. Это позволяет роботу передвигаться в помещении по заданным координатам, используя для ориентации собственные камеры, не сталкиваясь с препятствиями и находя, хотя и не оптимальный, но всё-таки достижимый путь к указанной цели. Оказалось, что быстрее робот выполняет подобную задачу, если ему поставлена не только конечная цель, но и несколько промежуточных – плотность подкрепления помогает ему лучше искать путь к конечной цели.

 Впрочем, далеко не всегда кибер-физический интеллект учиться на реальных объектах. Сейчас разработана методика обучения физических роботов в симуляторе, где картинка создаётся в виртуальной реальности, в которой робот также может перемещаться и выполнять поставленные перед ним задачи. Первичное обучение роботов, скорее всего, лучше делать именно в виртуальной реальности, поскольку при обучении с подкреплением часто работы идут на “самоубийственные” действия, за которыми традиционно следует наказание, но физическое тело робота при этом может пострадать. Виртуальная реальность предоставляет широкие возможности для любых экспериментов, а потом уже полученный опыт роботу можно будет проверить и на реальном физическом объекте.

 Следует отметить, что автономные автомобили как раз учатся управлению с помощью метода «обучения с подкреплением», когда они стремятся управлять автомобилем максимально повторяя действия человека. В этом случае вначале человек проезжает определенный маршрут и передаёт запись роботу, который старается повторить все действия человека. Правда, обычно в таком опыте нет аварийных ситуаций, поскольку человек старается в них не попадать, но если робот попадет в такую ситуацию, то он просто не будет знать, что ему делать. Именно поэтому обучение в виртуальной реальности с разбором аварийных ситуаций, возможно, поможет роботам лучше ориентироваться на дороге и в реальной жизни.

 

Универсальный искусственный интеллект

Следует отметить, что метод обучения с подкреплением позволяет максимально близко подойти к решению задачи универсального искусственного интеллекта – полноценного робота, как их представляют писатели-фантасты. Собственно, “Три закона робототехники” Айзека Азимова вполне могут быть реализованы в виде правил для получения положительных подкреплений или наказаний. Конечно для универсального кибер-физического интеллекта важны будут не только положительные и отрицательные оценки, но и состояние собственных ресурсов, тем не менее методика обучения наиболее универсальных роботов вполне может быть для этого применена. Так что, вполне возможно, что роботы из научно-фантастических романов в скором времени появится и в коммерческой эксплуатации.

 

Поделиться:
Спецпроект

Win-win цифровизация «убьет» розницу и мегаполисы и создаст 13 млн. новых рабочих мест в российской «глубинке»

Подробнее

Светлана Архипкина: «Выиграет тот, кто раньше других оценит перспективы виртуальных сотрудников»

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку