VR/AR-инструменты в школьном портфеле. Российские учителя апробируют технологии виртуальной и дополненной реальности

В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция, на которой были представлены первые результаты программы апробации образовательного программного обеспечения виртуальной и дополненной реальности. Исследование проводилось Центром Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Дальневосточного федерального университета при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В ходе подготовительного этапа программы было проведено анкетирование 21 тыс. педагогов и руководителей образовательных организаций среднего образования в 80 регионах страны. Собранный материал позволил получить данные об уровне оснащенности школ VR/AR-оборудованием, а также об отношении педагогов к новым технологиям. В рамках второго этапа программы российские учителя смогут ознакомиться с программными продуктами в области виртуальной и дополненной реальности.
Замысел программы заключается в том, чтобы на практике свести вместе учителей, проявляющих интерес к решениям в области VR/AR, и обеспечить доступ к этому пространству разработчиков, которые могут не только предложить свои решения, но и путем апробации внести в них существенные для педагогов корректировки, изменения. Важно, чтобы предлагаемые школе решения были максимально адаптированы к содержанию или формам образовательного процесса, отметил проректор по развитию Дальневосточного федерального университета (ДФУ), лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.
Основная ресурсная база программы апробации – Центр Национальной технологической инициативы по VR/AR ДФУ. Технология, которая изначально была востребована в сегменте игр и развлечений, постепенно проникает в другие сферы – производство, медицину, образование. По мнению Дмитрия Земцова, применение VR/AR в образовании – это часть будущего технологического пакета любого педагога. Современные решения могут значительно повысить доступность качественного образования, что очевидно на примере распространения аналогичных продуктов в сфере химических и физических практикумов. Виртуальная физическая и химическая лаборатории в отдаленных сельских школах может компенсировать невозможность доставки туда реактивов.
По результатам анкетирования интерес к практическому применению программных решений проявили почти 800 школ. Ряд коллективов на бесплатной для них основе получают продукты и в ближайшую четверть будут их использовать. Организаторы программы рассчитывают получить квалифицированную обратную связь от российского педагогического сообщества.
Если сравнивать программу с международными исследованиями в этой области, то аналогов ей по охвату в мире сейчас нет. Отечественным педагогам для апробации предлагается широкая линейка образовательных решений по различным дисциплинам. На первом этапе это физика, химия, история, английский язык. На втором этапе перечень дополнится математикой и другими дисциплинами, составляющими ядро школьной программы.

Проректор по развитию Дальневосточного федерального университета (ДФУ), лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов

Как ожидается, в декабре будут представлены результаты второго этапа программы апробации – мнение педагогического сообщества России о том, какие образовательные решения в школе нужны и в каком формате учителя готовы их применять.
Что касается доступности технологий VR/AR, то 1,5 тыс. школ из более чем 20 тыс. оснащены соответствующим оборудованием. Высокий уровень оснащенности продемонстрировала, например, Республика Саха (Якутия). По оценке Дмитрия Земцова, у школ есть возможность применения новых образовательных технологий. В ряде российских регионов оснащенность школ оборудованием VR/AR составляет 10–20%. Поэтому внедрение образовательных решений в этой сфере возможно.
Самый распространенный вид оборудования – шлем виртуальной реальности. В государственных образовательных учреждениях основной поставщик данной продукции – компания НТС.
Отсутствие технического персонала в общеобразовательных учреждениях считалось значительным барьером, сдерживающим внедрение технологии виртуальной реальности в образовательный процесс. Однако опрос показал, что ИТ-специалистов нет в 27% школ, участвовавших в исследовании, в 25% учебных заведений ИТ-компетенции доступны всегда, а в 48% – по запросу.
Если говорить об отношении педагогов к виртуальной и дополненной реальности, то выбор технологии для использования в образовательном процессе должен быть оправдан целями и задачами урока, дополнен другими методами и средствами обучения, а также ограничен допустимыми временными нормами. Выяснилось также, что 37% педагогов, имеющих оборудование VR/AR, его не применяют (не знают, какое ПО использовать), 35% обращаются к нему по мере необходимости. Участвовавшие в опросе согласны с тем, что инструменты виртуальной реальности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, помогают в усвоении важных понятий и тем. Более половины респондентов (54%) согласны с тем, что VR-технология способствует развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, педагогическое сообщество в целом готово к применению VR. Для успешного внедрения технологии в учебный процесс нужно обеспечить качественную подготовку кадров, а также постоянное обслуживание оборудования ИТ-персоналом.
В апробации продуктов VR принимают участие специалисты Центра педагогического мастерства г. Москвы. Руководитель центра Иван Ященко рассказал, что в рамках проекта «Математическая вертикаль» планируется применить VR-решения по направлению геометрии. При этом важно разработать педагогические методики, помогающие учителю эффективно включать VR-продукты в ткань урока.
Педагог должен в первую очередь ориентироваться на результаты учеников. VR – это не кампанейщина, когда учителя ставят галочку, отчитываясь о применении новых технологий, отметил Иван Ященко. Для педагогов представляют интерес технологии, позволяющие улучшить результаты учащихся. Эксперт заострил внимание на необходимости интеграции таких инструментов в учебный процесс развития талантливых ребят. Важно также выделить в школьной программе направления, где использование решений виртуальной и дополненной реальности будет наиболее эффективным, где VR действительно сработает, где «бумаги, ручки или экрана компьютера недостаточно». В столице уже реализуется ряд пилотных проектов.

Руководитель Центра педагогического мастерства г. Москвы Иван Ященко

На конференции отмечалось, что развитию данного сегмента будет способствовать расширение ассортимента умных очков, предлагаемых ведущими мировыми производителями оборудования. И тогда инструменты дополненной реальности будут весьма востребованным форматом и в школьном обучении.
Готовность педагогов к работе с оборудованием VR/AR – один из важнейших элементов реализации данной программы, отметил первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко. В стране около 100 детских технопарков, в школах создаются «Точки роста» (сейчас 3 тыс., в скором времени их будет 20 тыс.). Актуальной задачей является повышение качества доступного образовательного контента. В настоящее время профильное министерство работает над верификацией контента. Большой интерес к программе проявили Якутия, Оренбургская, Курская, Орловская, Вологодская, Кемеровская области. Отдельные элементы VR-обучения появятся в российских школах в ближайшие два-три года. Таков прогноз представителя Минпросвещения. При этом закупка и поставка оборудования – наиболее простая часть проекта, гораздо сложнее – научиться его эффективно использовать.

Заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева

В настоящее время VR-обучение применяется в системе среднего профессионального образования. Разработка курсов повышения квалификации или переподготовки педагогического состава с целью ускоренного освоения VR/AR-инструментов – очевидный, но не самый плодотворный путь, считают участники онлайн-конференции. Намного продуктивнее расширять практику диалоговых педагогических семинаров, посвященных образовательным технологиям. Сейчас дистанционные форматы позволяют педагогам из любой точки подключаться к таким семинарам. Преимущество данного подхода в том, что учитель может активно включиться в обсуждение, разработку и доработку педагогических технологий на основе виртуальной и дополненной реальности.
В ходе онлайн-конференции заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева представила проекты VR/AR по созданию реконструкций, игр и познавательных обучающих историй.
Программа всероссийской апробации технологий VR/AR направлена на решение задач, закрепленных в национальных проектах «Образование» и «Цифровая экономика» и федеральных проектах, входящих в их состав, а также в государственной программе «Развитие образования».

Connect-WIT

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку