«Переход к программно-определяемому ЦОД требует совместного развития различных технологических направлений»

На вопросы журнала Connect отвечает с ведущий системный архитектор Московского дизайн-центра IBM

– В свое время ИТ-производители пропагандировали концепцию динамических инфраструктур, потом акцент сместился на облачные вычисления. Сейчас говорят о программно-определяемых дата-центрах (Software Defined Data Center – SDDC). Что принципиально нового привносит эта концепция?

– Концепция SDDC является логическим продолжением общей линии развития инфраструктуры дата-центра. Динамическая инфраструктура – это первый шаг, на котором обеспечивается хорошая управляемость оборудования и ПО. Следующий шаг – облако, т. е. выделение ресурсов по требованию, их полноценный учет и биллинг.

Очередной виток развития – SDDC. Можно провести аналогию между этой концепцией и тем, что происходит в мире мобильных устройств. Чтобы выполнить ту или иную операцию, владельцу смартфона достаточно провести пальцем по экрану – это удобно и просто, хотя в основе лежат сложные аппаратные и программные решения, которые скоординированы между собой и могут работать на смартфонах любых производителей. Концепция SDDC предполагает, что человек, не знакомый с ИТ, может управлять сложной системой на уровне удобного и понятного интерфейса. Сейчас, например, перегруппировка ИТ-ресурсов для выполнения вновь возникших задач представляет собой довольно трудоемкую процедуру. В идеальном программно-определяемом ЦОД администратор смог бы выполнить эту задачу путем манипуляции пиктограммами на экране управляющей консоли, а система сама осуществила бы все настройки и переподключения.

Но движение к SDDC находится еще только в самом начале. Как показывают обследования дата-центров, которые проводила IBM для своих клиентов, далеко не все владельцы ЦОД завершили внедрение технологий, необходимых для создания динамической инфраструктуры. К тому же проект все-таки требует немалых вложений. Заниматься этим могут только крупные структуры, и они хотят быть уверены в том, что вложения достаточно быстро окупятся. Однако в России и СНГ недостаточно развиты средства учета, позволяющие понять, каков финансовый результат от работы ИТ.

– Есть ли уже в мире реализации SDDC?

– О полноценных реализациях вести речь пока рано. Но примеры использования принципов SDDC для решения конкретных задач есть. В Монпелье, где городские власти воплощают идеи «умного города», IBM реализовала систему для «интеллектуального» госпиталя. Объекты и материальные ресурсы внутри госпиталя (вплоть до расходных материалов) учитываются с помощью датчиков, и человек, не обладающий опытом работы с ИТ, может в зависимости от ситуации перераспределять и перенаправлять их с единой консоли.

Сейчас мы наблюдаем попытки собственных реализаций SDDC отдельными производителями. Одно из важнейших технических условий создания SDDC – совместимость оборудования, программных приложений и возможность взаимодействия всех компонентов в едином информационном пространстве. Чем более унифицирована инфраструктура, тем лучше, поэтому многие производители пытаются воплощать идею на моновендорных инфраструктурах. Но такой подход имеет мало шансов на реализацию. У

крупного заказчика, особенно с распределенной структурой, достигнуть полной унификации практически невозможно, поэтому придется идти по пути интеграции, создания того, что раньше называлось интеграционной шиной. Кроме того, существуют специфические задачи, которые можно решать только на специализированном оборудовании. Необходимо учитывать и массу дополнительных факторов – унаследованное оборудование и ПО, вопросы безопасности и пр.

– Какие технологии лежат в основе SDDC? Понятно, что прежде всего это виртуализация и управление…

– Обычно применительно к инфраструктуре дата-центра говорят о трех доменах – серверах, сетях, системах хранения. Но в действительности этим список ИТ-доменов не исчерпывается, на основании наших обследований мы выявили 14 доменов, а согласно некоторым классификациям их еще больше. И в каждом из них помимо виртуализации, унификации, управления возникают неочевидные на первый взгляд задачи, которые требуют специального сопровождения и специального инструментария. Особенно это актуально для крупных дата-центров, имеющих множество площадок.

Пример такой задачи – верификация данных и проверка их актуальности. Допустим, мы виртуализировали серверы, системы хранения и начали выделять ресурс пользователям на местах. Но можно ли быть уверенным, что данные мониторинга ИТ поступают своевременно? Если мы не сумеем поддерживать в актуальном состоянии конфигурационную базу данных, бесполезно пытаться управлять серверами и системами хранения.

Некоторые процессы сложно автоматизировать в силу существующих бюрократических процедур, принятых политик, требований внешних структур. Предположим, выходит новый закон, касающийся защиты информации. Чтобы ему соответствовать, в уже созданном программно-определяемом комплексе необходимо поменять определенные настройки, что повлияет на все его компоненты.

Слабо проработаны и вопросы лицензирования ПО для программно-определяемого дата-центра. Если по данным системы мониторинга у нас есть ресурс таких-то приложений и мы хотим «перебросить» его на другой участок, может оказаться, что существующие условия лицензионных соглашений не позволят этого сделать.

Переход к программно-определяемому ЦОД требует проработки множества механизмов и совместного развития различных технологических направлений. Задача непростая, поэтому, на мой взгляд, концепция будет реализовываться «по частям», в виде отдельных компонентов SDDC.

– Какие продукты и решения предлагает IBM для продвижения к SDDC?

– IBM не продвигает SDDC как таковые. Но у нас есть целый ряд направлений, которые связаны друг с другом и в совокупности позволяют приблизиться к программно-определяемым ЦОД.

Одно из таких направлений связано с виртуализацией. Напомню, идею виртуализации IBM начала развивать еще в 1960-х гг. на базе мэйнфреймов. Впоследствии развитие технологии виртуализации IBM пошло по нескольким направлениям, и сейчас она реализована и в системах Power, и на платформе х86, и в системах PureFlex, и для различных операционных систем. Более того, в технологии IBM решены такие задачи, как отсутствие влияния логических разделов друг на друга.

Что касается конкретных продуктов, то их огромное количество: СУБД, суперкомпьютеры, решения класса Big Data. И предлагаем мы их исходя из задач конкретного заказчика. Основная ценность IBM для заказчика – это экспертиза.

Около пяти лет назад в IBM была проработана концепция динамической инфраструктуры и облачных вычислений. Были разработаны методика и инструментарий проведения обследования существующих инфраструктур. Такие обследования проводятся для заказчиков бесплатно. За прошедшие годы мы провели более 70 обследований, и сегодня хорошо понимаем состояние рынка и существующие проблемы. По результатам обследования наша команда предлагает заказчику те инструменты, которых ему не хватает для эффективного решения его задач. Так, аппаратная платформа и гипервизоры подбираются исходя из конкретных нагрузок – для этого существует методология Fit for Purpose. Если необходимо решить задачи, связанные с мониторингом и управлением информационными ресурсами, предлагаются продукты семейства Tivoli. Это многокомпонентное ПО, инструменты в его составе позволяют решать множество частных, на первый взгляд, второстепенных, но очень важных задач. Например, говоря о программно-определяемом ЦОД, часто забывают о таком нюансе, как гарантированная доставка сообщений из точки А в точку Б – а ведь без этого невозможно полноценно управлять своими ресурсами. Данная проблема особенно актуальна для распределенных структур с учетом того, что качество каналов зачастую оставляет желать лучшего. Специализированная технология IBM MQSeries осуществляет гарантированную доставку сообщений независимо от качества каналов, вида протоколов и форматов данных.

Отдельный пласт задач связан с вопросами безопасности, в том числе проактивного реагирования на возможные проблемы. На это нацелено решение IBM QRadar SIEM, которое регистрирует события в корпоративной сети и выявляет связь между ними, позволяя идентифицировать слабые места и отличать реальные угрозы от ложных срабатываний.

Стоит отметить, что компания IBM не замыкается исключительно на собственных решениях. Когда этого требуют интересы заказчика, мы приглашаем в проект других производителей.

– Путь к SDDC – всегда эволюционный? Можно ли сразу построить программно-определяемый ЦОД?

– Теоретически – можно, и заказчики иногда высказывают такие пожелания. Но на практике резкие скачки чаще приводят к проблемам.

Какой бы квалифицированной ни была ИТ-команда заказчика, у нее не хватит опыта, чтобы предусмотреть все возможные «ловушки». Для того и нужна консультация вендора – он хорошо знает и теорию, и ситуацию «в полях». Проведя обследование, мы можем предложить стандартизованную методику – дорожную карту, где подробно расписана последовательность шагов исходя из существующего положения дел и с учетом рекомендаций лучших системных архитекторов. Заказчики, которые следуют нашим методикам, получают гарантированный результат.

Другой вопрос, что на практике не все и не всегда выполняют требования методик. Чаще всего это связано с ограничением бюджетов, кадровыми проблемами и тому подобными факторами. В России ИТ зачастую воспринимаются как искусство: «айтишник» изображает «мастера Левшу», вместо того чтобы спокойно следовать инструкциям. Присутствует и настороженное отношение к «новомодным» технологиям, идущим с Запада, заказчики предпочитают ждать уже обкатанных решений, и их можно понять. Но, с другой стороны, в современном мире «временнóе окно» конкурентного преимущества от появления новой технологии до ее широкого внедрения очень мало и продолжает сужаться. Поэтому все сливки снимет тот, кто будет первым. Стандартизованные методики вендора как раз и позволяют вписаться в это «окно», избежав возможных рисков.

– Какова роль внешнего сервиса при эксплуатации SDDC?

– Как я уже сказал, современные ИТ – это не искусство, а стандартизация. Значит, нет смысла внедрять уникальные решения и содержать штат специалистов для обслуживания гетерогенных систем. Перевод ИТ на сервис – общая тенденция, которая по мере движения к программно-определяемым ЦОД будет только усиливаться. Ведь SDDC – это интеллектуальная система, которая не требует регулярного вмешательства квалифицированного ИТ-специалиста. Логичнее иметь страховку в виде сервисного контракта.

– Что можно сказать о рыночных перспективах SDDC? Что способствует и что мешает их развитию?

– Мы видим со стороны рынка запросы на решение проблем, справиться с которыми позволит движение в сторону SDDC. Рыночная конкуренция затрагивает все отрасли, включая государственный сектор. А значит, бизнесу нужны ИТ-сервисы все более высокого качества. Качество – это удобство, скорость и точность. Их обеспечивает облачное решение. Следующий шаг – программно-определяемый ЦОД.

Однако есть проблема взаимопонимания ИТ и бизнеса. В ходе наших обследований мы изучали, как видят будущую ИТ-инфраструктуру ИТ-команда и бизнес-команда. Если условно разбить путь от физических серверов и СХД до облачных сервисов на пять шагов, то в среднем ИТ опережает бизнес на один шаг. ИТ-специалисты привыкли искать новое и стремятся его внедрять, а бизнес относится к новациям более осторожно, желая получить от них гарантированную отдачу. Но чем больше мы приближаемся к SDDC, тем сложнее понять, как выразить в деньгах эффект от ИТ. Программно-определяемый ЦОД – это удобство. Как описать удобство в терминах, понятных финансовому директору?

Внедрение новых технологий частично тормозится неумением ИТ-специалистов донести до бизнеса свое видение и неумением бизнеса понять «айтишников», их методы и инструментарий. Одна из задач IBM – обеспечить взаимопонимание между бизнесом и ИТ. Методики для этого у нас есть. Во всех своих рекомендациях мы отмечаем важность регулярных встреч ИТ- и бизнес-руководителей для выяснения целевых показателей, фиксации их на бумаге и превращения в программу действий, которая поэтапно выполняется и корректируется по результатам каждого этапа.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку