Роман Ройфман: «Мы № 1 в All-Flash-СХД и сохраняем самые быстрые темпы роста»

Одним из признанных мировых лидеров, предлагающих инновационные решения в секторе All-Flash-СХД, является компания NetApp. Поэтому в процессе подготовки материалов номера по тематике Flash мы никак не могли обойти вниманием этого американского вендора. Редакция журнала Connect попросила Романа Ройфмана, технического директора NetApp в Восточной Европе, Турции, России и СНГ, разъяснить стратегию компании в данной области и рассказать, насколько ситуация на российском рынке All-Flash-решений соотносится с общемировыми тенденциями.

 

NetApp изначально делала ставку именно на AllFlash решения и пропагандировала их, когда еще мало кто верил в успех этого начинания. Почему была выбрана такая стратегия?

– Если отвечать на этот вопрос предельно честно, то данная стратегия была выбрана по той причине, что мы опоздали. Целое десятилетие компания NetApp почивала на лаврах самого инновационного производителя в секторе СХД: мы делали лишь косметические улучшения собственных продуктов и пропустили достаточно мощный технологический тренд. В результате компания оказалась в позиции догоняющей.

Но мы хотели не просто догнать, а вернуть себе лидерские позиции – для этого мало просто двигаться в том же направлении, в котором идут все остальные игроки рынка. Компания решила переосмыслить свои стратегические цели: мы должны были понять, чего хотим достичь, где хотим оказаться. Уэйн Гретцки как-то сказал: «Я мчусь не туда, где шайба, а туда, где она будет». Эта же идея работает и для нашей компании.

Итак, NetApp определила для себя основные вызовы, в числе которых значились: Flash, облачные технологии и гиперконвергентные решения. Было принято решение плотно работать именно в этих трех секторах, причем не заниматься неким улучшательством, а «идти на прорыв». Поэтому в секторе СХД мы сделали ставку на технологию Flash, на глубокое технологическое сотрудничество с тремя гиперскейлерами (не просто установка нашего оборудования рядом, а возможность глубокой интеграции в их экосистему) и на новую, отличную от предложений других вендоров платформу гиперконвергенции (кстати, она также построена вокруг Flash).

Начав движение в этом направлении, NetApp радикально перестроила свою внутреннюю инфраструктуру – были выделены разные бизнес-подразделения для каждого их трех императивов: Flash, облачные технологии и гиперконвергентные решения.

Радикальная перестройка компании дала весомые результаты: мы из состояния некой самоуспокоенности перешли в разряд самого динамично развивающегося лидера СХД: акции компании растут; NetApp стала ведущим производителем All-Flash-решений, выйдя на первое место в мире. Кстати, в секторе All-Flash-решений мы являемся № 1 и в России. И что не менее важно, мы сохраняем самые быстрые темпы роста.

Можно ли сейчас говорить об отставании России от западных трендов в сфере продвижения Flash-решений?

– Когда мы сегодня говорим о Flash, следует признать, что никакого отставания в России от западных трендов больше не наблюдается. Более того, например, производителем № 1 в секторе All-Flash-решений в России мы стали раньше, чем в мире. И надо признать, что российские заказчики на самом деле очень инновационные люди.

Чуть сложнее происходит адаптация канала к изменениям. Мы сами до сих пор все еще слишком плотно ориентируемся на традиционные приложения для СХД – базы данных, виртуализация и пр. А в это время наши коллеги по Северной Европе активно работают по проектам, связанным с AI/ML, – наши быстрые Flash-системы в этой новой области крайне востребованы. Но это уже в большей степени вопрос к нам самим, а вовсе не к заказчикам, поскольку российские компании сейчас также очень активно развивают это перспективное направление. Это одна из наших точек роста.

 

В каких отраслях российской экономики СХД, построенные на Flash, являются наиболее востребованными со стороны заказчиков решениями?

– Решения на основе Flash популярны в России в финансах, госсекторе, а также в нефтяной и газовой отраслях. Как мне представляется, именно эти отрасли российской экономики обеспечивают нашей компании наибольший рост продаж Flash-решений на данный момент.

Что же касается мультимедийных компаний, заказчиков из медиаиндустрии, то они традиционно завязаны на потоковую обработку данных, где Flash-решения пока еще не стали мейнстримом. Основные объемы данных там обрабатываются традиционными инструментами, а Flash применяется точечно – в тех проектах, где он необходим.

 

Не могли бы вы популярно объяснить, в чем состоит выгода перевода корпоративных СХД с «дешевых» HDD на «дорогие» SSD-диски?

– Надо признать, что в нашей индустрии при обсуждении это проблемы есть некая степень лукавства. Да, действительно, если сравнивать носители – HDD и SSD – один с другим напрямую, то Flash будет немного дороже. Отрицать этот факт сегодня было бы нечестно.

Однако, если мы будем рассматривать этот вопрос с другой точки зрения – с позиции так называемой эффективной (полезной) емкости All-Flash-систем хранения, то она может оказаться аналогичной или даже более привлекательной в сравнении с традиционными дисковыми системами, не говоря уже о том, что заказчик получает совсем другой уровень производительности от систем хранения данных. Но для этого потребитель должен сам принять «правила игры» – идею эффективной (полезной) емкости с использованием дедупликации, компрессии. И для многих заказчиков это не просто, особенно в настоящий момент. Тем не менее процесс этот идет, и его уже не остановить.

В принципе, если рассматривать этот вопрос с точки зрения технологий, то битва на этом фронте уже закончена: Enterprise HDD 10K и 15K доживают свои последние дни: в наших системах они уже являются нишевым продуктом лишь для нескольких сценариев использования. По дорожным картам производителей дисков также видно, что технология HDD уходит, хотя емкие NL-SAS-диски еще остаются с нами. В настоящее время мы пока не можем сравнятся по стоимости хранения с этими носителями – вполне возможно, что ситуация поменяется в ближайшем будущем, когда произойдет переход на QLC-носители.

Я бы подытожил свой ответ следующим образом: для Enterprise этот вопрос уже стал неактуален, а вот что касается сектора дешевого хранения, то битва за него еще, пожалуй, всерьез и не начиналась.

 

Сегодня в NetApp уже говорят о переходе на 30-терабайтные SSD-диски и появлении первых N2N NVMe Flash-систем А800 класса Super HighEnd. Как эти технические новинки изменят облик СХД?

– Когда мы говорим о больших носителях, то они, с моей точки зрения, вносят в структуру СХД «косметические» изменения, поскольку мы в этом случае сохраняем традиционную архитектуру систем хранения, лишь получая большую емкость при меньшем количестве дисковых полок. Да, это важный шаг, но он не вносит радикальных изменений в саму идеологию построения СХД.

Что же касается NVMe, это тоже очень интересный шаг, но и его я бы отнес к такого рода пошаговым «косметическим» изменениям: мы с его помощью решаем только небольшие унаследованные проблемы с протоколом, которые накопились за последние двадцать лет. Да, мы переходим на новый уровень задержек от систем хранения, но не меняем саму идею построения СХД, которая была сформирована еще два десятка лет тому назад.

Мы сейчас делаем первые шаги к возможности использования новых носителей – таких как SCM и PMEM, которые могут быть как в системах хранения, так и на уровне серверов. А здесь нас уже могут ждать фундаментальные сдвиги: мы переходим к другим понятиям задержек.

Само понятие СХД будет меняться радикальным образом, причем в обозримой перспективе, а не в отдаленном «светлом будущем». Прямо здесь и сейчас, на наших глазах происходит технологическая революция – на уровне носителей, протоколов подключения, на уровне собственно самой идеи управления данными.

NetApp уже не позиционирует себя как просто производителя СХД – мы говорим об управлении данными, и это не просто красивый слоган.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку