Григорий Сизоненко: Возможен ли технологический прорыв

В стране уже сегодня существуют все предпосылки для технологического прорыва в сфере информационных технологий. Государством сформирована мощная нормативная база, регламентирующая переход на российские технологические решения. Отечественные производители операционных систем и разработчики аппаратных платформ в инициативном порядке создали технологическую пару «процессор – операционная система». Она служит фундаментом для построения ИТ-инфраструктур предприятий и организаций любого масштаба и состава аппаратно-программных средств, а также для всех без исключения прикладных инновационных решений на основе технологий блокчейн, Big Data, промышленного Интернета и др.

Для того чтобы процесс обретения технологической независимости не терял силу, необходимо формировать в стране благоприятные законодательные и экономические условия для развития собственной технологической базы. Причем важно, чтобы государство обозначило задачу не просто создания софтверных и аппаратных решений, а развития отечественной инфраструктуры разработки. Только при наличии инфраструктурного базиса можно реализовать полный и долгосрочный жизненный цикл программных и аппаратных изделий: от НИОКР, проектирования и серийного производства до внедрения в организациях/на предприятиях и гарантированной технической поддержки.

Необходимо, чтобы отечественные технологии внедрялись последовательно и неуклонно. К сожалению, сегодня существует огромная армия чиновников, которые были воспитаны и живут в убеждении, что Россия в сфере информационных технологий навсегда отстала от мейнстрима. Они служат зарубежным компаниям удобным орудием для лоббирования собственных интересов и удерживания огромных долей российского рынка. Нам – от отдельных людей до государства в целом – очень вредит привычка недооценивать собственные силы и интеллектуальный потенциал. Нужно возрождать психологию победителя, не бояться ставить и решать сложные задачи. В сфере ИТ мы способны создавать программные и аппаратные средства, не уступающие лучшим мировым образцам, а порой и превосходящие их. Такие разработки уже существуют. Например, российская операционная система АЛЬТ, которая может служить фундаментом для построения ИТ-инфраструктуры организации или предприятия любого масштаба и состава аппаратно-программных средств. Или отечественный процессор «Эльбрус», на базе которого созданы высокопроизводительные серверы и рабочие станции. Семейство отечественного системного и прикладного программного обеспечения разработки ИВК для автоматизации основных процессов организаций. Российская система электронного документооборота «Дело». Эти и многие другие программные продукты включены в Единый реестр отечественного ПО. Необходимо, чтобы в ходе конкурсов на приобретение софта для этих программных продуктов создавались условия для честной конкуренции с зарубежными аналогами, чтобы технические задания разрабатывались исходя из реальных задач организаций, а не из интересов зарубежных вендоров.

Однако, поддерживая развитие ИТ-отрасли, государство не должно финансировать разработки: ИТ – это отрасль, которая должна развиваться на деньги предпринимателей, а не государства. Именно предприниматели умеют и успевают отслеживать динамику рынка, его тенденции, потребности и угрозы. Они кровно заинтересованы в том, чтобы программный продукт развивался постоянно, не прекращают разработку даже в трудные для страны и отрасли времена, вплоть до временного ухода «в минус». Государство, к сожалению, не умеет управлять инвестициями в ИТ-сфере: заказывая разработку в области софта, оно фактически спонсирует создание «мертворожденного» программного продукта.

Приведу пример типичного проекта разработки системного софта на госсредства. За один-два года на государственные деньги разрабатывается техническое задание. К моменту появления на свет ТЗ уже не актуально, потому что ИТ – сверхдинамично развивающийся рынок, на котором изменения происходят буквально каждый день. Но государственные средства тратятся на разработку программного продукта по данному ТЗ. Лет через пять государственный заказчик получает программный продукт, который не соответствует ни его изменившимся потребностям, ни современному уровню технологий. Поэтому заключается (опять же – за государственный счет!) соглашение на доработку функционала. На это уходит еще года два. И когда, наконец, продукт ставится на снабжение, он уже безнадежно устарел и, по большому счету, бесполезен. Но деньги-то потрачены огромные, поэтому ведомству приходится использовать  неэффективный софт. А альтернативный продукт – мощный, функциональный, но созданный рынком,– игнорируется. Нелепо? Да. Но такие нелепости встречаются сплошь и рядом.

В разработку программных продуктов нельзя вкладывать бюджетные средства! Просто запрещено самой логикой бизнеса. Например, наша компания в ходе разработки  программных средств (на которые, отметим, не потрачено ни копейки государственных денег) вносит изменения в техническое задание практически каждый месяц, потому что понимает: рынку нужно не то, что было задумано пять лет назад, а то, что отвечает требованиям сегодняшнего дня и современным технологическим тенденциям. Это совершенно иная, эффективная экономическая модель разработки софта.

Государство должно выступать потребителем высокотехнологичных решений, созданных бизнесом, а не заниматься разработкой их на госсредства. Сфера софта должна развиваться только на деньги коммерческих предприятий, которые умеют рисковать, видят перспективу, готовы ловить и реализовать тренды «на лету». А в качестве поддержки ИТ-отрасли государству надо развивать нормативную базу, формирующую условия для честной конкуренции, поддерживать и учитывать профессиональную, не ангажированную чиновниками экспертизу решений, которые принимаются по госинвестициям в ИТ, по поддержке отечественных разработчиков, по продвижению российских программных продуктов на внутренний и внешний рынки. Государственная финансовая поддержка отечественных разработчиков высоких технологий должна осуществляться в виде грантов, некой «государственной премии» за инициативу и профессионализм.

Для того чтобы в стране создавался собственный пул технологий, требуются специалисты и широкого, и узких профилей. Сегодняшний рынок ИТ испытывает острую нехватку в них, несмотря на то, что российские вузы ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов в сфере информационных технологий.

Государство должно четко обозначить направления, на которые следует сориентироваться сфере образования: вузы должны получить внятный запрос на подготовку специалистов, которые будут разрабатывать инновационные технологии. Прежде всего, их необходимо готовить не к потреблению технологий, созданных кем-то за рубежом, а к умению и, что особенно важно, к желанию решать фундаментальные задачи, воплощать амбициозные планы по созданию лучших, прорывных отечественных технологий и решений.

Некоторые компании не бездействуют в ожидании притока новых специалистов на рынок. Мы, например, сотрудничаем с вузами, в первую очередь, с МФТИ, МГТУ им. Баумана, МГУ. Приглашаем студентов на стажировку в компанию, готовим людей, которые будут разрабатывать технологии мирового уровня. И поддерживаем в них амбиции победителей – людей, стремящихся создать лучшие, инновационные, прорывные, технологически независимые решения.








 

ИД «Connect» © 2015-2018

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика