Андрей Брыксенков: Немощное радиовещание

Андрей Брыксенков, РГО

Андрей Брыксенков, председатель Консорциума ЦРТП, член Полярной комиссии Русского географического общества V Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», прошедший 7–9 декабря в Санкт-Петербурге, завершил годовую программу конгрессных мероприятий, посвященных вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В рамках панельной сессии форума «Формирование единого информационного пространства в Арктической зоне РФ» были рассмотрены предложения различных предприятий и ведомств по организации единого телекоммуникационного поля в АЗРФ.
Андрей Брыксенков, председатель Консорциума ЦРТП, член Полярной комиссии Русского географического общества

Инфраструктура мощного радиовещания Российской Федерации в ДВ, СВ и KB диапазонах, созданная в 60–70-х годах прошлого столетия, стоящая на балансе в основном у ФГУП «РТРС», представляла собой уникальный государственный информационно-пропагандистский ресурс, обеспечивающий покрытие не только территории России, но и всего Земного шара.

До 1 марта 2013 г. на сети государственного мощного радиовещания использовалось более 150 передатчиков мощностью от 50 до 1200 кВт, расположенных в 44 радиоцентрах государственного оператора эфирного телерадиовещания ФГУП «РТРС».

Но в недавнем прошлом мощное радиовещание государственных радиостанций в нашей стране было практически полностью прекращено. Так, с марта 2013 г. ФГУП «РТРС» перестало транслировать на длинных (ДВ) и средних (СВ) волнах передачи радиостанции «Маяк». Осталось только локальное эфирное вещание в городах на FM диапазоне. Затем, в начале 2014 г., отключили и вещание «Радио России» на длинных и средних волнах, что привело к тому же результату, что и с «Маяком». Ушла со всех диапазонов радиоволн (КВ, ДВ) радиостанция «Голос России», вещавшая на зарубежные страны. Ее передачи с радиоцентров ФГУП «РТРС» на территории России также были прекращены.

Во всех этих случаях причиной выключения передатчиков мощного радиовещания было сокращение государственного финансирования, предоставлявшегося компании ФГУП «ВГТРК» как заказчику на эти цели.

В ответ на обращения по поводу прекращения АМ радиовещания руководство Минкомсвязи как регулятор отрасли объясняло, что программы государственных радиоканалов можно услышать во всех регионах России в составе телевизионных мультиплексов. Но для их прослушивания пока необходим ТВ приемник. И вообще, по мнению руководства регулятора отрасли, мощное радиовещание – это сервис для пенсионеров и малообеспеченных людей, поскольку он бесплатный. А бесплатное хорошим быть не может.

Однако мощное радиовещание помимо решения вопроса информационной безопасности страны – важный ресурс для выполнения задач Минобороны России, так как инфраструктура мощного радиовещания является системой двойного назначения. Радиопередающие центры могут широко использоваться для радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и для решения других специальных задач в интересах Минобороны, МЧС (оповещение населения ГО и ЧС) и силовых ведомств.

Мощное радиовещание способно решать задачи, выполнение которых при помощи других технологий практически невозможно либо экономически невыгодно. Поэтому Совет безопасности России на заседании в мае 2014 г. принял решение о создании в ведении Министерства обороны РФ (МО) специального федерального государственного бюджетного учреждения для осуществления вещания в КВ, СВ, ДВ диапазонах государственных радиостанций «Радио России» и «Голос России» как внутри страны, так и за рубежом.

Наконец 19 января 2016 г. было принято ожидаемое постановление Правительства РФ о передаче инфраструктуры мощного радиовещания от ФГУП «РТРС» на баланс МО. Работникам радиоцентров предложено определиться – либо они остаются в структуре ФГУП «РТРС», либо переходят служащими в структуру МО.

Но для создания и функционирования предприятия также требуется выделение необходимых бюджетных средств. Кроме того, необходим бюджет для модернизации инфраструктуры радиоцентров. К сожалению, про деньги толком ничего не сказано. Поэтому непонятны перспективы создания данного федерального бюджетного учреждения.

При отсутствии финансирования возможен вариант консервации оборудования (кроме небольшого количества систем, используемых для выполнения специальных задач в интересах силовых структур), к чему склоняется руководство профильных управлений МО.

Дальнейшие перспективы мощного радиовещания в случае консервации оборудования можно рассмотреть на примере наших бывших братских республик. Так, республиканское мощное радиовещание Республики Казахстан было прекращено несколько лет назад. Последний КВ-передатчик, на радиоцентре Толкын под Алма-Атой (Алматы), выведен из эксплуатации в марте 2012 г. Оборудование было законсервировано. Через некоторое время передатчики пришли в негодность от сырости, протечек кровли и разукомплектования. Вследствие этого оборудование было списано и утилизировано. Антенно-мачтовые сооружения находятся в аварийном состоянии или обрушены и сданы на металлолом.

В результате от некоторых радиоцентров не осталось ничего.
Часть территории бывших радиоцентров сдана в аренду, используется не по назначению или уже застроена.

В настоящее время, в условиях сложной геополитической обстановки, государственное мощное радиовещание является важнейшим инструментом реализации внутренней и внешней политики России, выполнения специальных задач в интересах МО. Радиовещание не должно быть немощным, а отрасль беспомощной. Поэтому задача сохранения и развития государственной передающей сети мощного радиовещания крайне актуальна.

 

Добавить комментарий

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку