РВК представила Стратегию развития венчурного рынка до 2030 года

РВК совместно с Министерством экономического развития России представила проект Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. Инициативы стратегии направлены на расширение круга активных на венчурном рынке инвесторов, привлечение в Россию зарубежного капитала и стимулирование выхода российских проектов на международные рынки, развитие инфраструктуры поддержи технологического предпринимательства и совершенствование нормативно-правовой базы.

 Разработка стратегии предусмотрена планом мероприятий по стимулированию инновационного развития России, утвержденным распоряжением Правительства РФ в июне 2017 года. По заказу Министерства экономического развития России проект стратегии был разработан РВК совместно с международной консалтинговой компанией PWC.

Цель стратегии – создание в России зрелой индустрии венчурного инвестирования, что предполагает увеличение годового объема сделок на национальном рынке венчурного капитала в 30 раз к 2030 году до 410 млрд руб. в год. Достижение этого показателя предполагает рост суммарного предложения капитала на венчурном рынке в 10 раз до 2,7 трлн руб., увеличение количества ежегодно создаваемых высокотехнологических проектов в 2-2,5 раза до 40 тыс., двукратное расширение рынка сбыта инновационной продукции до 10 трлн руб., а также повышение привлекательности российской юрисдикции.

Стратегия включает более 40 инициатив, направленных на устранение ключевых барьеров развития в России венчурной индустрии. Среди них – снятие законодательных ограничений и создание экономических стимулов для выхода на рынок новых классов инвесторов, в том числе негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, которые занимают существенную долю на мировом рынке венчурного капитала.

Согласно предложениям стратегии, НПФ могут получить возможность вкладывать определенный лимит средств в венчурные фонды в формате договора инвестиционного товарищества, отобранные в рамках процедуры сертификации. При этом будут внесены необходимые корректировки в подходы к оценке риска инвестиций и методологии стресс-тестирования. Для выхода на российский венчурный рынок первых НПФ предлагается реализовать пилотный проект по участию НПФ в фондах с государственным капиталом. В таких фондах будет реализован принцип ассиметричного распределения прибыли, благодаря чему НПФ смогут получить повышенную доходность. Реализация мероприятий стратегии позволит довести долю НПФ в капитале венчурных фондов в России к 2030 году до 10%.

Для вовлечения на венчурный рынок другой важнейшей категории инвесторов – корпораций – в стратегии предложен комплекс мер налогового стимулирования. Он предполагает снижение налоговой базы при расчете налога на прибыль при создании корпоративных венчурных фондов, участии корпораций в венчурных фондах в качестве LP и инвестиций крупного бизнеса в технологические проекты. Целевой показатель объема корпоративного капитала на венчурном рынке – 960 млрд руб. к 2030 году.

Льготы в части налога на доходы физических лиц и увеличения лимита налогового вычета призваны стимулировать инвестиции в венчурные проекты со стороны частных инвесторов и бизнес-ангелов. Кроме того, стратегия предусматривает внесение изменений в законодательство, разрешающих участие физических лиц в договорах инвестиционного товарищества, через которые структурируется большинство венчурных фондов. В сфере налогового регулирования также предлагается рассмотреть инициативу по снижению тарифов по взносам в фонды социального страхования для малых инновационных компаний до 14%.

Для доступа к передовой международной экспертизе в стратегии предложена возможность налоговых льгот для зарубежных компаний при размещении в России R&D центров и выполнении требований по локализации НИОКР. Также запланирован запуск программы по систематическому инвестированию фондов с госкапиталом в глобальные венчурные фонды и зарубежные инновационные компании. Для ускоренного выхода российских компаний за рубеж предлагается создание акселерационных центров, предоставляющих комплекс услуг по поиску международных партнеров и продвижению продукции на целевых рынках.

Отдельный блок инициатив посвящен повышению доступности биржевых площадок как основного инструмента привлечения инвестиций для компаний поздних стадий. В документе предложены меры по пересмотру правил выхода на биржу быстрорастущих инновационных компаний, создание специальной методологии по их подготовке к листингу ценных бумаг и субсидирование соответствующих расходов. Кроме того, стратегия предлагает субсидирование ставок по облигациям для повышения привлекательности инструментов инновационных компаний для инвесторов, а также запуск программы по созданию pre-IPO фондов. Для облегчения работы с заемным финансированием для зрелых компаний предусмотрено внедрение механизмов кредитования под залог интеллектуальной собственности.

На увеличение потока и качества проектов направлены меры стратегии по развитию инфраструктуры поддержки технологического бизнеса. В частности, к 2030 году запланирован запуск в России не менее 30 центров коллективного пользования услугами для малых инновационных компаний (в том числе услугами по таможенному оформлению, регистрации интеллектуальной собственности, совместным закупкам и др.), а также не менее 30 центров апробации и прототипирования, где проекты смогут воспользоваться инфраструктурой для проведения НИОКР, получить менторскую поддержку и др. Инициативы по развитию компетенций венчурного сообщества предусматривают запуск образовательных программ для технологических предпринимателей и специалистов венчурных фондов совместно с глобальными образовательными центрами.

 «Стратегия ставит перед собой амбициозную цель по кардинальной трансформации ландшафта российской венчурной индустрии, повышения привлекательности и комфортности нашего рынка для всех категорий участников, достижения его конкурентоспособности в глобальном масштабе. Комплекс инициатив стратегии разработан РВК в тесном взаимодействии и живом диалоге с представителями частных фондов и инвесторов, институтов развития, органов власти, корпораций. В результате мы получили прикладной инструмент для системного и всестороннего развития инфраструктуры венчурного рынка на горизонте ближайших 5-10 лет», – прокомментировал заместитель генерального директора – инвестиционный директор РВК Алексей Басов.

 «Рынок венчурных инвестиций является необходимым финансовым инструментом для научно-технологического развития России, приоритет которого зафиксирован на уровне ключевых государственных стратегических документов. Министерством реализуется комплекс мер, направленных на развитие венчурного рынка в России. В 2018 году в рамках выполнения поручения Президента РФ обеспечено создание корпоративных венчурных фондов в крупнейших госкорпорациях и компаниях с госучастием, подготовлены поправки в отраслевые законы по организации коллективных венчурных инвестиций, запущен проект по поддержке выхода инновационных компаний на публичный биржевой рынок, что существенно расширяет возможности «выхода» венчурных инвесторов из проектов. Важное внимание Министерство уделяет налоговому стимулированию венчурных инвестиций. Так, в 2018 году было принято постановление Правительства РФ №356, предусматривающее увеличение требований к максимальному размеру рыночной капитализации для инновационных компаний-эмитентов акций и максимальному размеру выручки для инновационных компаний-эмитентов облигаций, позволяющих увеличить количество таких компаний, инвесторы которых могут получить освобождение от налога на прирост капитала. Разработанная стратегия позволит также реализовать системный подход к развитию рынка венчурных инвестиций в России с учетом государственных приоритетов инновационно-технологического развития», – подчеркнул директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин.

«В процессе создания стратегии мы проанализировали опыт государственной поддержки венчурного рынка более двух десятков ведущих стран – от США и Израиля до Китая и Южной Кореи. Практически во всех примерах государство играло ведущую роль в «запуске» механизма венчурного рынка, затем продолжая активно участвовать в формировании комфортной регуляторной среды. Инициативы стратегии разработаны с опорой на лучшие зарубежные кейсы, которые принесли конкретный и измеримый экономический эффект. Целевые показатели рассчитаны на основе финансовой модели, учитывающей текущее состояние российского рынка и мировые бенчмарки», – отметил партнер, руководитель практики оказания консультационных услуг финансовому сектору, PwC Россия Сергей Сафонов.

www.rvc.ru

http://www.pwc.ru/ru/about.html

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку