Сделка года

На минувшей неделе Alibaba Group, Mail.Ru Group, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили о намерениях создать совместное предприятие в России. Актив под названием AliExpress Russia «обречен» на лидерство в сегменте российской электронной коммерции, утверждают эксперты. В планах совместного предприятия – развитие торговых онлайн-площадок. Потенциал партнерства этих игроков охватывает широкий спектр направлений: наряду с электронной коммерции в него входят онлайн-развлечения, коммуникации и социальные сети.

Стоит напомнить, что Alibaba Group – крупнейшая китайская интернет-компания в сфере электронной коммерции – была основана в 1999 г. Сегодня ей принадлежат собственная электронная платежная система Alipay, несколько дочерних интернет-площадок (Alibaba, AliExpress и Taobao).

Представители конкурирующих онлайн-площадок, которые развиваются в России не первый год, не могли не прокомментировать возможные последствия заключения этой сделки. Если суммировать сказанное, их мнения сводятся к тому, что появление совместного предприятия Mail.ru Group и AliExpress ознаменует очередной этап становления рынка электронной коммерции. В настоящее время этому сегменту на территории России принадлежит лишь 4% всей розничной торговли, а в наиболее развитых странах его доля оценивается в 15%. Поэтому речь идет фактически о становлении рынка с многомиллиардным оборотом.

Участники сделки анонсировали, что партнеры будут вкладывать капитал, стратегические активы, репутацию, ресурсы и опыт в совместное предприятие, которое, сохраняя бренд AliExpress Russia, будет развивать различные сегменты электронной торговли, в том числе розничную торговлю «из первых рук».

Выгодные предложения обещаны всем: продавцам, покупателям, интернет-пользователям в различных регионах России и, возможно, в соседних странах. Прогнозируется, что сделка повлечет за собой последствия, выходящие за пределы электронной коммерции. И первые шаги в этом направлении уже делаются. Alibaba Group и РФПИ вносят солидные суммы капитала в уставный фонд совместного предприятия. В данном случае государственный фонд выступает в роли стратегического акционера AliExpress Russia (РФПИ будет принадлежать 13% акций предприятия). «МегаФон» получает 24% акций в обмен на свою 10%-ную долю в Mail.Ru Group (приобретаемую Alibaba Group). Mail.Ru Group обеспечит интеграцию финансовых и продуктовых потоков, став владельцем 15% акций AliExpress Russia.

Компании, развивающие свои торговые экосистемы в России, например, «Яндекс» и «Сбербанк» на базе «Яндекс.Маркета» (в него входит площадка «Беру»), позитивно отреагировали на информацию о сделке. Появление нового рыночного ресурса и актива других солидных игроков способно стимулировать развитие электронной коммерции, прежде всего за счет здоровой конкуренции. Ведь отечественному сегменту электронной коммерции есть куда развиваться, заботясь прежде всего о комфорте совершения онлайн-покупок теми, кто давно предпочитает выбирать и заказывать товары и даже продукты таким способом, и теми, кто только присматривается к данному виду шопинга, старательно изучая пошаговые инструкции. Чем больше игроков на этом рынке, тем внимательнее они вынуждены относиться к различным группам потенциальных потребителей. А удовлетворение запросов невозможно без использования ресурсов всевозможных малых и средних предприятий.

На мой взгляд, не меньшая ценность данной сделки – логистические перспективы, которые пока, возможно, и не столь очевидны. Однако не секрет, что средства и способы доставки онлайн-заказов в небольших населенных пунктах страны оставляют желать лучшего. Не исключено, что темпы развития электронной коммерции на российских просторах были замедленными из-за ограниченных возможностей, а по сути – отсутствия логистической инфраструктуры. Требование получить товар в день заказа или на следующий день заставит создавать разветвленную службу доставки. А значит, компания, о появлении которой объявили на минувшей неделе, подстегнет развитие смежных сегментов, что обнадеживает. Так что за три с половиной месяца до окончания 2018-го едва ли можно удержаться от того, чтобы не назвать создание этого совместного предприятия сделкой года.

www.connect-wit.ru

 








 

ИД «Connect» © 2015-2018

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика