Информационные технологии настойчиво проникают в те сферы, где, как еще недавно считалось, их не очень-то и ждут, например, в музейные и выставочные пространства. Хотя среди искусствоведов, хранителей музейных ценностей, безусловно, есть новаторы и консерваторы, если судить по их отношению к применению ИТ. Первые настроены благосклонно к цифровой трансформации и способствуют интеграции музейного пространства в умную городскую среду. Вторые настаивают на том, что музей – храм искусства, собрание исторических ценностей, поэтому весьма настороженно относятся к появлению на этой территории ИТ-инструментов и технологических новаций.

Наблюдения за обменом мнениями на конференции «Digital Музей. Инновационные технологии для музейных и выставочных пространств», которая прошла в первые дни ноября в рамках выставки Integrated Systems Russia, показывают, что музейные и выставочные пространства на пороге больших преобразований. Новые для них возможности обретают реальные очертания в результате применения в музейной среде мультимедиа-технологий, мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности, о чем можно судить на примере Государственного Эрмитажа.

Руководство Эрмитажа решилось на эксперимент, в рамках которого было создано 3D-изображение огромного зала Юпитера с использованием технологий дополненной реальности. То, что в итоге получилось, представили на Днях Эрмитажа в регионах страны, где проводилось мероприятие, в ожидании реакции зрителей и ценителей искусства. Инициаторы проекта пояснили свою затею так. Даже если в регионах страны будут построены современные выставочные комплексы, а музей будет регулярно устраивать в них свои экспозиции, у команды Эрмитажа никогда не появится возможность доставить (в буквальном смысле) в другие города свои выдающиеся залы, чтобы посетители смогли побывать в них, не покидая своего города. При использовании цифровых технологий границы «невозможного» стираются.

Посетители Дней Эрмитажа во Владивостоке, в Екатеринбурге, Казани или в Омске при помощи виртуальных шлемов или очков смогли «прогуляться» по отсканированному залу Юпитера, не покидая своего города. Кроме того, они могли рассмотреть этот зал и оценить его пропорции с верхней точки. По словам представителей музея, спрос превзошел ожидания: образовывались очереди из желающих записаться на такие сеансы посещения Эрмитажа. Справедливости ради стоит отметить, что проект реализуется в порядке эксперимента и обходится бесплатно для ценителей искусства. Решение о дальнейшей судьбе начинания пока не принято. Но технологии виртуальной реальности в музее продолжают опробовать. Подготовлен видеофильм с участием известного актера, в компании которого в течение 18 минут можно совершить виртуальное путешествие по Эрмитажу. Этот проект реализуется на платной основе, и желающих приобрести билеты немало – несколько сотен человек ежедневно.

Крупные российские музеи продолжают оцифровывать экспонаты, чтобы сделать их доступными через интернет-сайты. Для этого разрабатываются специальные программы, позволяющие преобразовывать изображения в нужный формат. Среди других направлений адаптации современных технологий к музейной среде – разработка мобильных приложений, постановка задач для участников хакатонов, или марафонов по программированию, когда между разработчиками устраивают состязание по созданию программных продуктов, помогающих решить те или иные проблемы учреждений культуры. Например, оптимизировать навигацию по музейным залам, разгрузить очередь на вход, распределить потоки посетителей модных выставок и экспозиций, вокруг которых повышенный ажиотаж, помочь ценителям искусства составить индивидуальный маршрут посещения учреждения культуры и т. д.

В столичном Театре на Таганке есть кабинет режиссера Юрия Любимова, столетний юбилей которого отмечался 30 сентября 2017 г. Это скромное по площади помещение представляет собой музейную ценность. По автографам и записям, которые оставили на его стенах за минувшие десятилетия представители искусства, политические и общественные деятели, побывавшие в театре и в гостях у легендарного режиссера, можно проследить историю отечественной культуры и интереса к ней в разных странах. При создании интерактивного музея команда специалистов известной компании-интегратора предложила оцифровать эти надписи и перенести в фойе театра, создать видеоинсталляцию. Теперь у зрителей появилась возможность побывать в кабинете режиссера.

Новые аудиовизуальные и мультимедийные решения прокладывают себе дорогу и в региональные учреждения культуры, например, Музей художественной культуры Новгородской земли, корпоративные и тематические музеи, в частности Ингосстраха. Концепцию развития цифровой инфраструктуры развивают в Государственном музее истории ГУЛАГа.

Демонстрация картин или экспонатов с использованием мультимедийной составляющей (изображение 360 градусов на четыре стены) расширяет представление и помогает эмоционально воспринимать экспонаты. Например, в Музее истории города Боровичи в Новгородской области с помощью мультимедийных средств «оживили» фотографию промышленного объекта, сделали проекцию, сопроводив ее такими выразительными средствами, как дым, заводской гудок, пролетающие мимо птицы. Посетители могут посмотреть в 3D формате фильм, созданный на основе стереоскопических пластин.

Аналогичные технологии производят впечатление и на посетителей корпоративных и тематических музеев, где установлены интерактивные киоски. Управлять контентом можно с помощью жестов. Новое инсталляционное пространство появилось недавно в Музее Ингосстраха. В экспозиции, посвященной лондонскому пожару, который, по легенде, начался с выроненного из печки уголька, воспроизводятся шум и крики погорельцев, по карте можно проследить, где начался пожар, и куда добрались языки пламени, пока их не потушили. Применение проекторов в сочетании с экраном переменной прозрачности дает возможность средствами инсталляции наглядно рассказать о происшествиях прошлого, в частности, о потоплении судна, перевозившего золото, и извлечении ценного груза спустя десятилетия.

По ходу демонстрации возможностей технологий в музейных и выставочных пространствах во время конференции возник вопрос о том, когда будет реализована возможность передачи не только изображения, движения, звуков, но и запахов. В таком случае восприятие будет полным. Но, как показала дискуссия, главные хранители музеев скептически, если не сказать нетерпимо, относятся к воспроизведению запахов, равно как и к использованию экранов, «материализующих» эффекты воды и тумана. Запахи способны впитываться, а все, что способно нарушить требуемый для хранения экспонатов температурный режим или уровень влажности, по понятным причинам, не находит одобрения у специалистов, отвечающих за сохранность музейных ценностей. Альтернативой для реализации таких идей могут быть выставочные пространства, но не основные музейные помещения для постоянных экспозиций.

По всей видимости, у информационных технологий в музейной и театральной среде, где доминировать, безусловно, будут таланты и способности человека как творческой натуры, заманчивые перспективы. Освоение и осознание возможностей ИТ-инструментов продолжаются. Очевидно, что противостоять технологиям так же неразумно, как и форсировать их внедрение в расчете на то, что удастся справиться с многочисленными проблемами. Технологии – лишь инструмент, пользование которым и позволяет извлекать пользу, но при условии, что берут верх аргументы, подтверждающие торжество здравого смысла.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку