«СПО в высшей школе»: подготовить разработчиков, не только потребителей технологий

В феврале 2020 г. в Переславле-Залесском состоялась юбилейная, 15-я конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Мероприятие организовала компания «Базальт СПО» в партнерстве с Институтом программных систем имени А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН).  

В конференции приняли участие более ста преподавателей вузов и школ, студентов и аспирантов, разработчиков отечественного ПО и вычислительной техники, представителей ассоциаций российских производителей программного обеспечения и экспертов отрасли из России и стран ближнего зарубежья. Мероприятие традиционно стало «смотром» российских достижений в области цифровизации системы образования на основе свободного ПО.

Открывая конференцию, Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО», отметил: «Сегодня мы наблюдаем огромный интерес образовательных организаций к отечественным программным и аппаратным решениям. Радует, что искреннюю заинтересованность в применении и разработке программных продуктов на основе СПО проявляют не только преподаватели, но и молодежь – студенты, аспиранты школьники. Российские решения стали восприниматься ими как естественные, неотъемлемые компоненты окружающей цифровой среды. Значит, у российских решений есть отличные перспективы для широкого распространения и развития».

В докладах и дискуссиях прозвучали главные задачи и проблемы, которые надо решить совместными усилиями системы образования и отрасли ИТ при активной поддержке государства. По мнению участников, в ближайшее время необходимы следующие шаги.

Разработка системы развития цифровых навыков. Работодатели, образовательные организации и учащиеся нуждаются во взаимной увязке и взаимодополнении курсов и образовательных программ разных авторов, а также в инструменте эффективного поиска необходимых курсов. По заказу «Базальт СПО» ученые факультета ВМК МГУ под руководством профессора Владимира Сухомлина провели НИР, в которой проанализировали современные методики и стандарты классификации и описания профессиональных навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Одна из таких методик – SFIA (Skills Framework for the Information Age). На основе НИР разработана «Система развития цифровых навыков» (СРЦН), ее результаты изданы в виде книги. СРЦН будет полезна высшей и средней школе для разработки образовательных курсов, а работодателям – для формирования профессиональных ролей сотрудников.

Интенсивное внедрение в образовательные процессы свободного программного обеспечения. Преподаватели вузов, колледжей и школ рассказали, что работа с СПО стимулирует любознательность и творческий потенциал учеников, дает возможность знакомиться с внутренним устройством программ, совершенствовать код, экспериментировать с настройками. Такой подход позволяет растить людей, способных создавать инновационные технологии. Артем Проскурнев, учитель информатики Московской школы № 830, предложил сделать обязательным изучение СПО в школе, а умение им пользоваться проверять на Государственной Итоговой Аттестации. Преподаватели РГСУ считают необходимым разработать типовую методику обучения информатике на основе СПО и комплект учебно-методических материалов.

Широкое распространение по вузам и школам страны лучшего опыта внедрения СПО в образовательные процессы. Образовательные организации  не торопятся переходить на СПО: педагоги опасаются лишиться привычных программ и возможностей. Андрей Иванов, преподаватель информатики  среднеобразовательной школы села Усениново, на собственном опыте убедился: производители российских ОС упростили процедуру установки; есть много свободных программ для организации учебного процесса; файлы MS Office практически без проблем читаются LibreOffice. Проект А. Иванова «Создание компьютерной анимации и другие примеры использования свободного программного обеспечения в образовательном учреждении» стал призером  Всероссийского конкурса «Операционная система «Альт» в образовательной организации». Другим победителем конкурса признана работа Дениса Диденко, преподавателя  «Щёлковского колледжа». Вместе с учениками он создает web-документы и сайты на основе СПО. В ЛЭТИ используют СПО при создании международного виртуального научно-образовательного кластера. В БрестГТУ студенты разработали курс по изучению платформы оркестрации контейнеров Kubernetes с открытым исходным кодом.

Необходимо активно вовлекать студентов ИТ-специальностей в реальные проекты разработки программных продуктов на основе СПО. Причем дать им возможность проводить научные изыскания и воплощать их в новом функционале. Такой подход практикует компания «Процессные технологии», которая разрабатывает свободную систему RunaWFE Free для управления бизнес-процессами. Аналогично построен совместный проект компании Embox Ltd. и математико-механического факультета СПбГУ по созданию свободной ОС реального времени Embox. Российский государственный социальный университет совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН реализует несколько проектов на базе свободного ПО. Например, прибор «Гомеостат» для оценки сплоченности членов малых групп. Он может применяться в космонавтике, медицине, спорте, военной сфере. Студенты-магистры ВятГУ под руководством преподавателей разработали свободную систему математического моделирования Simfor. В подобных проектах студенты создают код под свободной лицензией, поэтому смогут продемонстрировать его будущему работодателю или даже организовать стартап.

Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»

Надо создавать инновационные площадки для развития у школьников и студентов цифровых навыков. Площадки требуется оснастить новейшим оборудованием и программным обеспечением (предпочтительно российским), и применять современные образовательные технологии. Об одном из таких начинаний рассказал Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»: «При активном участии Ассоциации в 34 пилотных школах столицы стартовал проект по организации ИТ-классов. Школьники будут осваивать отечественный софт и получать знания по основам моделирования бизнес-процессов, архитектуре информационных систем, созданию искусственного интеллекта, средствам защиты и другим направлениям. При участии российских ИТ-компаний будут проводиться стажировки и хакатоны, разбор реальных кейсов, мастер-классы».  На базе средней школы села Квашёнки (Талдомский район) в рамках федеральной программы создана площадка «Точка роста». Дети изучают школьный курс информатики,  занимаются программированием, компьютерной анимацией, 3D-моделированием, инженерным дизайном.

Очень важно обратить внимание регуляторов на необходимость усилить  государственный контроль над соблюдением нормативной базы и стандартов, связанных с применением ИТ в образовании.  Нарушения допускают даже госорганы, которые обязаны строго следовать букве закона. Об этом упомянули Игорь Воронин, создатель образовательной платформы робототехники УМКИ, и Дмитрий Слинкин, преподаватель Шадринского государственного педагогического университета. Например, вопреки национальному стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, при регистрации на олимпиады  принимаются документы только форматах MS Office. А конкурсы по робототехнике (например, KidSkills) проводят с использованием дорогостоящей импортной платформы, которую можно программировать только из Windows.

Требуется активно внедрять в ИТ-инфраструктуру учебных заведений вычислительную технику с российскими процессорами. Цифровая среда учебных заведений должна строиться на отечественных программно-аппаратных платформах. Это обеспечивает технологическую независимость вузов и школ, позволяет подготовить специалистов, владеющих навыками работы с российскими программными продуктами и компьютерами. Но стоимость компьютеров с российскими процессорами пока достаточно высока. На базе ОС «Альт» и компьютеров «Эльбрус 801-РС» разработано решение для развертывания на одной рабочей станции до трех полноценных рабочих мест.  «Очевидная выгода – экономия на стоимости системных блоков: вместо тридцати может оказаться достаточно пятнадцати или даже десяти», – отметил Михаил Шигорин, ведущий специалист «Базальт СПО». Системы поставлены в несколько детских технопарков «Кванториум».

На базовой кафедре АДЭ во МТУСИ «Технологии электронного обмена данными» в сотрудничестве с «Базальт СПО» и МЦСТ создан модуль ТОМИИТ, снабженный учебно-методическими материалами и комплектом лабораторных работ. Его можно использовать в качестве типового в профильных вузах.

Андрей Черепанов, начальник отдела тестирования и техподдержки «Базальт СПО», рассказал о ключевых особенностях недавно выпущенного дистрибутива «Альт Образование 9.0». В частности, он доступен теперь для компьютеров с процессорами «Эльбрус»,  Huawei, Intel, одноплатных Raspberry Pi 3 и NVIDIA Jetson Nano. Использование недорогих одноплатников позволяет экономно нарастить ИТ-инфраструктуру, а «Эльбрусов» – решить задачу импортозамещения.

На конференции была развернута выставка, где демонстрировались рабочие места, оснащенные компьютерами на базе процессоров «Эльбрус», «Байкал-М» и «Байкал-Т», одноплатными компьютерами под управлением операционных систем «Альт».

Видеозаписи докладов и презентации постепенно выкладываются в открытый доступ (следите за информацией на сайте https://www.basealt.ru/).








 

ИД «Connect» © 2015-2020

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика