Цифровая рабочая сила

В Госдуме предупредили россиян о том, что миллионы занятых в сфере услуг могут потерять работу

В Госдуме предупредили россиян о том, что миллионы занятых в сфере услуг могут потерять работу. Виной тому – технологический прогресс. Роботы заменят людей. Если в сфере услуг роботы используются сравнительно недавно, можно сказать, делают первые шаги, то в бизнес-среде набирает обороты внедрение технологии роботизации бизнес-процессов – Robotic Process Automation (RPA).

Роботам охотно поручают выполнение функций на производстве, в финансовой сфере и во многих других индустриях, где это экономически выгодно. В пищевой промышленности роботы дают возможность свести к минимуму контакты человека с сырьем и полуфабрикатами, от чего напрямую зависит качество выпускаемой продукции. В финансовых департаментах, юридических отделах и кадровых службах роботизированные технологии позволяют справляться с большим количеством разнообразных трудоемких процессов, например, заново оценивать и вести справочники контрагентов, формировать, сверять и рассылать акты, другие документы и т. д. К слову, когда говорят, что роботы уже готовы потеснить людей на рабочем месте, то в первую очередь имеют в виду сотрудников в банковской и финансовой сферах.

Роботы могут создавать и перемещать папки и файлы, переходить по ссылкам и между приложениями, загружать данные из внешних источников в программный интерфейс и в базу данных, делать математические вычисления, перепроверять данные, введенные человеком, поддерживать диалог с клиентами в мессенджерах. И это далеко не полный перечень их «умений и способностей». Тем самым они позволяют оптимизировать расходы на многих направлениях деятельности, повышать эффективность бизнес-процессов.

Характерно, что в компаниях, где внедрение решений на базе RPA поставили на поток, как правило, не говорят о массовом увольнении сотрудников. Речь идет об изменении фокуса в знаниях, профессиональных интересах и предпочтениях, а по сути – о трансформации профессий. Например, финансисты, бухгалтеры из операционистов переходят в категорию аналитиков. У подобной тенденции длинная история. Профессиональные функции изменяются, как только их исполнение подхватывают технические устройства, оборудование или программные средства. Достаточно вспомнить профессии тапера, водоноса, фонарщика или телефониста. Потребность в услугах этих людей отпадала по мере появления новых для своего времени технологий.

Из общения с топ-менеджерами крупных компаний, внедряющих RPA-технологии, предприятий, где роботы буквально стоят в очереди на трудоустройство, становится известно о том, как на появление цифровой рабочей силы реагируют сотрудники. У большинства поначалу настороженное отношение к нововведениям, посягающим на твое рабочее место. Но когда работники убеждаются в том, что роботы претендуют на выполнение рутинных, регулярно повторяющихся по одним и тем же бизнес-лекалам и правилам операций, отношение меняется. Люди осознают, что появилось время для того, чтобы заняться чем-то более интеллектуальным, чем выполнение монотонных операций, с которыми под силу справиться роботу. И тогда удовлетворенность работой повышается. Безусловно, есть сотрудники, круг профессиональных интересов которых сводится к выполнению рутинных операций. Возможно, они и рады бы взяться за нечто более сложное, интересное, но не могут, к переобучению не готовы либо пока не представился такой случай.

В первые годы промышленной революции люди ломали машины, боясь, что они лишат их заработка. Происходило это на фоне демографического роста. Сейчас, когда в развитых странах демографический спад, крупный бизнес, испытывающий кадровый голод и дефицит квалифицированной рабочей силы, предпочитает не сокращать штат, а имеющимися силами делать больше. В условиях, когда одни трудовые функции исчезают, другие – появляются, приходится перераспределять ресурсы.

Одно из правил корпоративной культуры – проинформировать о новых возможностях и вакансиях в компании человека, должность или специальность которого упраздняется. Штат компаний, затеявших глобальную реорганизацию, прирастает численно, несмотря на то что с выполнением монотонных операций справляются роботы.

В «Норникеле», например, RPA-технологии внедряют в управлении нормативно-справочной информации. Как только сотрудники поняли, что робот – не враг им, а помощник, страх потерять работу отступил, а спрос на соответствующие программные решения вырос экспоненциально. Среди уже роботизированных процессов в компании – кадровый учет (роботы формируют справки 2НДФЛ, отчеты о мероприятиях за день, принятых и уволенных сотрудниках и т. д.), взаимодействие с поставщиками (аккредитация и уведомление поставщиков), документооборот (перенос из системы в систему данных служебных записок, а также поручений). Нескольким сотрудникам, трудовые функции которых передали роботу, предложили разрабатывать роботов. И они сменили работу, не увольняясь из компании.

Что мешает роботизации? Как ни странно, люди, утверждают представители компаний. Технологии RPA, обеспечивающие повышение эффективности, внедряют там, где понимание их ценности достигло такого уровня, что это можно реализовать. В том же «Норникеле» занялись роботизацией в управлении НСИ потому, что здесь не только раньше, чем в других департаментах, поняли, что бизнес-процесс готов к роботизации, которая принесет эффект, но и правильно поставили задачу, написали для робота инструкцию.

На мой взгляд, одним из аргументов в пользу популяризации технологий RPA могло бы служить сокращение рабочего дня или трудовой недели. (Сравнительно недавно об этой идее высказывался российский премьер-министр, правда, по иному поводу.) Ведь цифровизация ведет к тому, что у человека появляется дополнительное, если уж и не свободное от работы время. Его можно потратить в конце концов на саму жизнь!

Россияне старших поколений долгое время существовали в системе координат «пятилетку за три года». Оставим рассуждения о результативности такого подхода. Сегодня менталитет трудоспособного населения меняется. Постепенно придет осознание того, что 5-дневная рабочая неделя (и даже 7-дневная у многих занятых в бизнесе) далеко не всегда обеспечивает нужный результат. Как, впрочем, и эффективность труда в ряде сфер мало коррелирует с тем, какое количество людей одновременно находятся на рабочем месте.

На внедрение технологий нужны средства. Но финансовые затраты – не самый большой камень преткновения в данном случае. Да и разово потраченные на автоматизацию, цифровизацию и роботизацию рутинных операций средства представляют меньшую ценность, чем время, которое появляется у человека на освоение нового, повышение квалификации. Что само по себе способно привить вкус к использованию новых технологий и цифровых инструментов. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что многие получают сдельную оплату труда, для них сокращение трудовой недели означает потерю дохода.

Еще одна витающая в воздухе идея – построение продвинутой цифровой компании с нуля, чтобы избежать болезненного перехода людей на новые технологии, избавиться от офисной модели на условиях open space. Подсчитано, что КПД каждого человека, проводящего рабочий день в открытом офисном пространстве, не превышает 20%. Ученые, исследующие системы по принятию решений без участия человека, сторонники массовой роботизации, сходятся во мнении, что в отсутствие экосистемы преждевременно создавать отдельно взятую компанию-робота, она с трудом будет вписываться в существующие рыночные реалии. Да и системы не в состоянии заменить людей, принимающих сложные решения. Скорее всего, построение аналога коммунизма через цифровизацию невозможно.

Хотелось бы думать, что это задача на послезавтра. Будущее наступает неравномерно. Примеры цифрового завтра появляются уже сегодня. В российской пищевой промышленности – завод-робот группы компаний «Черкизово» в подмосковной Кашире. Роботы отвечают за всю цепочку от поступления сырья до выпуска продукции. Но ключевые решения (что, как и в каком количестве производить) по-прежнему принимаются людьми.

 








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика