Спутники на высокоэллиптических орбитах способны решить задачу обеспечения связи на Севере России

Максим МЫСЕВ: «Спутники на высокоэллиптических орбитах способны решить задачу обеспечения связи на Севере России»dub_4407

Журнал Connect в статьях, обзорах и интервью постоянно подчеркивает важность реализации в России крупных государственных проектов, связанных с развитием инфраструктуры связи. Очевидно, что своевременное выполнение таких программ закладывает прочный фундамент для успеха и процветания всей коммуникационной отрасли страны. И кто как не представители Минкомсвязи могут дать нам  наиболее компетентное суждение о сегодняшнем состоянии инфраструктурных проектов, а также о том, какие новые государственные программы по развитию систем связи в России рассматриваются на высоком правительственном уровне. Поэтому за комментариями мы решили обратиться непосредственно к директору Департамента инфраструктурных проектов (ДИП) Минкомсвязи Максиму Васильевичу Мысеву

—  30 марта 2016 года Минкомсвязь России подвела первые итоги программы по устранению цифрового неравенства в 2015 году. Расскажите подробнее о результатах выполнения этой важной государственной программы. На какой стадии сейчас находится работа по обеспечению современными видами связи сельских населенных пунктов РФ с числом жителей от 250 до 10 тысяч человек?

— Минкомсвязь России ведет работу по устранению цифрового неравенства в рамках двух поручений Президента Российской Федерации — от 21 октября 2013 года №Пр-2454 и от 15 ноября 2013 года №Пр-2678. Согласно поручению от 15 ноября 2013 года №Пр-2678, обеспечением доступности современных услуг связи на территориях населенных пунктов России с числом жителей от 500 до 50 тысяч человек занимаются ведущие операторы связи в рамках собственных инвестиционных программ.

В соответствии с поручением от 21 октября 2013 года №Пр-2454 обеспечение современными услугами связи сельских населенных пунктов с числом жителей от 250 до 500 человек производится собственными силами компании ПАО «Ростелеком» за счет средств резерва универсального обслуживания. Так, в период с 2015 года по 2018 год на территории около 14 тысяч населенных пунктов запланировано начало оказания универсальных услуг широкополосного доступа в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с. В рамках данной работы ПАО «Ростелеком» обеспечит строительство более 215 тысяч км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) до указанных населенных пунктов.

Важно, чтобы эти услуги не только стали доступны жителям, но и чтобы они не оказались экономически обременительными для них. С этой целью было принято Постановление Правительства РФ №312 от 2 апреля 2015 года «О внесении изменений в Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи». Это постановление установило абонентский тариф в размере 45 руб./мес. на безлимитный интернет со скоростью 10 Мбит/с.

По состоянию на 31 декабря 2015 года «Ростелеком» построил около 20 тысяч км ВОЛС, что составляет более 9% от общей протяженности запланированных линий. Они необходимы для оказания универсальных услуг связи (УУС) на территории 13 987 населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень договора об условиях оказания УУС. На текущий момент компания «Ростелеком» ввела в эксплуатацию 2 980 точек доступа в 66 субъектах РФ и организовала строительство не менее 27,3 тысяч км ВОЛС.

По итогам первого квартала 2016 года более 1 018 общеобразовательных организаций, расположенных на территории сельских населенных пунктов, получили возможность пользоваться универсальной услугой широкополосного доступа к интернету.

В соответствии с федеральным законом от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» финансирование УУС осуществляется из средств резерва универсального обслуживания. Расходование резерва происходит также в целях создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Источниками формирования этого резерва являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования в размере 1,2% от доходов, которые они получают от оказания услуг связи.

По данным Федерального агентства связи (Россвязи), в чьем ведении находится резерв, размер отчислений в него операторов связи после 2015 года составил 13,7 млрд рублей. Согласно договору об условиях оказания УУС на 2016 год, размер отчислений в этом году составляет 14,8 млрд рублей. Однако на текущий момент до Россвязи доведены лишь 7,9 млрд рублей. Таким образом, дефицит финансового обеспечения в нынешнем году составляет 6,9 млрд рублей. Для сокращения этого дефицита Минкомсвязь России предложила выделить дополнительные средства из доходов федерального бюджета, полученных от проведенного электронного аукциона на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.

Правительство РФ поддержало предложение Минкомсвязи России о выделении дополнительных средств на финансирование УУС и дало поручение Министерству финансов РФ предусмотреть соответствующее увеличение бюджетных ассигнований при подготовке федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2016 год ”». Вместе с тем даже при условии выделения дополнительных финансовых средств недофинансирование УУС в 2016 году составит порядка 18,6%.

— Когда заходит речь об обеспечении связи в Арктике, многие руководители северных регионов России сетуют на то, что существующая спутниковая группировка не может обеспечить качественной связью отдельные поселения за полярным кругом. Имеет ли смысл вкладывать средства для решения этой проблемы в программу создания спутниковой группировки на высокоэллиптической орбите?

— Обеспечение населения регионов Арктической зоны (АЗ) России услугами современной и надежной связи является одной из важнейших государственных задач, которые были определены Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации. Площадь АЗ России составляет более 5 млн кв. км, что соответствует 20% общей площади территории нашей страны, а плотность населения составляет 1-2 человека на 10 кв. км. При этом регионы АЗ России — это 15% ВВП и более 2 млн человек населения.

Сегодня для обеспечения связи в труднодоступных и малонаселенных территориях Арктики нет серьезной альтернативы системам спутниковой связи. Они обладают преимуществом перед другими системами при обслуживании больших территорий с низкой плотностью населения, районов со сложным рельефом местности, а также при необходимости быстрого развертывания сетей связи и вещания.

В настоящее время создание систем с использованием спутников на негеостационарных орбитах становится одним из основных драйверов развития систем спутниковой связи в мире. Перспективность создания такой системы в России обусловлена рядом факторов. Мы северная страна, и большая часть нашей территории расположена выше 60-ой параллели. При этом на огромных просторах России есть поля, леса, горы, реки, озера — достаточно разнообразный и сложный рельеф местности.

С учетом этих факторов невозможно решить задачу обеспечения современной надежной связью всей территории России только за счет имеющейся группировки спутников на геостационарной орбите. В связи с этим сейчас в разработке находится проект создания системы спутниковой связи с использованием группировки космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах.

Создание такой системы на полной коммерческой основе маловероятно, слишком велики риски. Реализация данного проекта видится как государственно-частное партнерство.

Разработка системы включена в проект концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на высокоэллиптических орбитах, для решения задач обеспечения безопасности, государственного управления и развития экономики Российской Федерации на 2017-2025 годы». Проект концепции был разработан по поручению Президента РФ и сейчас находится на согласовании.

Реализация этого проекта позволит полностью обеспечить потребность населения и бизнеса в услугах связи и вещания в АЗ на ближайшую перспективу, решить проблему цифрового неравенства и формирования единого информационного пространства на всей территории России, обеспечить возможность доступа для населения Арктики к современным услугам в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, инициировать развитие новых технологий и создание отечественной конкурентоспособной продукции и услуг в различных отраслях промышленности России.

— С 2011 года Минкомсвязь России реализует поэтапный подход к задаче обеспечения устойчивой подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) на автомобильных дорогах. Каков текущий статус проекта, и что было сделано за последние годы?

— Минкомсвязь России имеет положительный опыт реализации проектов по обеспечению функционирования ПРТС на автомобильных дорогах федерального значения. Эти проекты в большинстве случаев убыточны для операторов связи, и государству необходимо делать их более привлекательными, используя механизмы государственно-частного партнерства.

В 2011 году при содействии органов власти субъектов РФ Минкомсвязь России, операторы ПРТС, Министерство энергетики РФ и Министерство транспорта РФ обеспечили функционирование  ПРТС на автомобильной дороге «Амур», построив 102 объекта связи. Затраты средств федерального бюджета тогда составили 2 млрд рублей. Положительный опыт реализации проекта позволил в 2013 году продолжить данную работу. Функционирование ПРТС было обеспечено на автомобильных дорогах федерального значения, входящих в транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад». Было построено 58 объектов связи, и затраты средств федерального бюджета составили 605,3 млн рублей.

В ходе реализации указанных проектов около 60% затрат пришлось на работы в иных отраслях, таких как энергетика и транспорт. Таким образом, обеспечение базовой инфраструктуры, необходимой для строительства и эксплуатации объектов связи вдоль автодорог, является основой для решения задач по обеспечению ПРТС на автодорогах.

В целях дальнейшей реализации проекта Минкомсвязь России неоднократно обращалась в Министерство финансов РФ, чтобы согласовать ассигнование из средств федерального бюджета, однако данные предложения не были поддержаны.

Учитывая отсутствие финансирования из средств федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий в период с 2016 года по 2018 год, Минкомсвязь России предложила Правительству РФ без привлечения бюджетного финансирования обеспечить ПРТС на участках ряда автомобильных дорог федерального значения. К ним относятся дороги, на которых в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» запланировано оборудование средствами искусственного освещения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и на которых имеется возможность технологического присоединения строящихся объектов связи к источникам электропитания, используемым для освещения автодорог и объектов дорожного сервиса. В настоящее время Минкомсвязь России, Министерство транспорта России и Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ (Росавтодор) формируют перечень участков автомобильных дорог, удовлетворяющих этим критериям.

Кроме того, в целях реализации новых подходов к решению данной задачи в июне Минкомсвязь России и ГК «Автородор» подписали соглашение о сотрудничестве. Для совместной реализации проектов будут созданы рабочие группы и совещательные органы.

 

— Известно, что Минкомсвязь России принимала участие в разработке проекта «Системы-112» для десяти регионов России в рамках ФЦП «Создание системы обеспечеdub_4450ния вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” в Российской Федерации на 2013–2017 годы». Каков был вклад министерства в эту программу, и с какими проблемами пришлось столкнуться Минкомсвязи при ее осуществлении?

Минкомсвязь России разрабатывает проекты телекоммуникационной составляющей системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (системные проекты) в рамках ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” в Российской Федерации на 2013–2017 годы» (ФЦП-112).

С 2013 года Минкомсвязь России разработала 38 системных проектов для субъектов РФ. В настоящее время министерство осуществляет разработку системных проектов для таких субъектов РФ, как Костромская область, Республика Адыгея, город федерального значения Севастополь, Приморский край, Тюменская область, Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Дагестан, Владимирская область, Рязанская область.

Существует проблема при реализации ФЦП-112 — постоянное сокращение объема финансирования. Из-за этого возникает серьезный риск срыва сроков создания системы-112 в субъектах РФ до конца 2017 года. Отсутствие системного проекта для какого-либо субъекта РФ не позволит своевременно создать в нем телекоммуникационную составляющую «Системы-112».

МЧС России и Минкомсвязь России прорабатывают вопрос о продлении сроков действия ФЦП-112 с учетом сохранения финансирования.

– Осуществление федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» предусматривает в числе прочего обеспечение каналами связи Крымского федералdub_4418ьного округа. Что было сделано в 2014 году, и какова ситуация со связью на полуострове сегодня?

— Важно отметить, что 28 июля 2016 года Президент Российской Федерации своим указом преобразовал Южный федеральный округ, включив в его состав Крымский федеральный округ (КФО), тем самым КФО перестал существовать как самостоятельная административно-территориальная единица.

Минкомсвязь России приступила к интеграции Крыма с остальной территорией России по всем направлениям своей деятельности два года назад, в марте 2014 года. В настоящее время в Крыму действуют четыре оператора мобильной связи, которые обслуживают более 2,2 млн местных жителей, фиксированная телефонная связь использует российские коды, доступ в интернет осуществляется с использованием российских ВОЛС и других средств связи, более 500 тысяч гостей пользуются услугами мобильной связи каждый туристический сезон.

Кратко отображу хронологию событий.

В марте 2014 года были подготовлены приказы с предложением о выделении российских телефонных кодов Республике Крым и Севастополю. Международный код «365» был выделен для использования в сетях фиксированной телефонной связи на территории Крыма, код «869» — для применения на территории Севастополя. В настоящее время данные коды введены в эксплуатацию.

25 апреля 2014 года была запущена в эксплуатацию ВОЛС по дну Керченского пролива. Общая протяженность ВОЛС составила около 46 км, включая подводный сегмент.

4 августа 2014 года российский оператор сотовой связи «К-телеком» завершил строительство собственных коммутаторов на территории КФО и стал первым российским оператором в Крыму.

13 августа 2014 года в Крыму заработал первый российский сегмент мобильной сети поколения 3G. Запуск состоялся во время международного молодежного форума «Таврида-2014», который проходил недалеко от Севастополя. До этого момента услуги мобильного интернета в современных стандартах связи были недоступны жителям Крыма.

В начале мая 2015 года в полноценную эксплуатацию была запущена сеть мобильной связи, работающая в стандартах 3G и LTE, на территории Севастополя.

Во время массовых мероприятий по празднованию 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов сеть мобильной связи прошла тестирование реальной нагрузкой. 9 мая 2015 года сети 3G в Севастополе обслужили более 52 тысяч абонентов, при этом успешность установления вызовов составила более 99,1%.

В августе 2015 года была запущена в коммерческую эксплуатацию сеть мобильной связи стандартов 3G и LTE на территории Южного берега Крыма. Услуги современной связи стали доступны жителям и гостям всех популярных крымских курортов.

В июне 2015 года заработала российская сеть мобильной связи стандартов 3G и LTE в Керчи и вдоль трассы Керчь – Феодосия.

В декабре 2015 года услуги 3G и LTE стали доступны в Симферополе и симферопольском районе.

Также в декабре 2015 года был подготовлен приказ №428, утверждающий требования к порядку пропуска трафика в сетях фиксированной телефонной связи на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Согласно приказу, вызовы между Севастополем и остальной частью Крыма перестанут быть междугородними и будут приравнены к внутризоновым с соответствующим упрощением порядка пропуска трафика. Изменение должно привести к снижению тарифов на такие вызовы.

1 февраля 2016 года состоялся официальный запуск второго оператора мобильной связи на полуострове. Компания была создана на базе оператора фиксированной связи «Крымтелеком».

Также в феврале 2016 года услуги жителям Севастополя стал оказывать третий мобильный оператор «Севмобайл». 15 июня 2016 года в Крыму начал работать четвертый оператор подвижной связи «Волна Мобайл».

Минкомсвязь России планирует упростить порядок присоединения к телефонной сети общего пользования для операторов фиксированной и мобильной связи, действующих на территории Крыма. Уже подготовлен соответствующий проект приказа. Согласно нему, для операторов связи Крыма присоединение к телефонной сети общего пользования на зоновом уровне будет возможно не только в субъекте РФ, как предусмотрено действующими требованиями к построению телефонной сети связи общего пользования, но и в Краснодарском крае. Данное упрощение призвано создать благоприятные условия для интеграции операторов связи Крыма с российской телефонной сетью связи общего пользования.

На всей территории Республики Крым и Севастополя в стандарте 2G/3G/4G основным оператором сотовой связи является «К-Телеком». К концу 2016 года «К-Телеком» планирует обеспечить покрытие стандарта 3G на всей территории Крыма.

К настоящему времени «К-Телеком» обеспечил радиопокрытие LTE в центре Симферополя, в районе аэропорта, в центральных районах Севастополя, в Керчи, на трассе Керчь Феодосия и в районе порта Крым.

Продолжается планомерное развитие сетей, улучшается качество связи расширяется зона покрытия сигналом сотовой связи разных поколений.

— В рамках программы по устранению цифрового неравенства и ликвидации цифрового барьера среди различных групп населения России предусматривалось обеспечить покрытием услугами связи с использованием технологий UMTS/LTE населенные пункты от десяти тысяч человек за счет собственных средств мобильных операторов. Были ли достигнуты целевые показатели в этом году?

— При развитии современных технологий подвижной связи, в частности третьего и четвертого поколения, операторы связи ориентируются прежде всего на крупные населенные пункты, и темпы развития этих сетей достаточно высокие. При этом операторы за счет собственных средств обязаны обеспечить оказание услуг связи в населенных пунктах с численностью более десяти тысяч человек. Минкомсвязь России совместно с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзором) разработала соответствующий приказ для обеспечения мониторинга выполнения условий по покрытию этих пунктов. О результатах этого года пока говорить преждевременно, но в целом условия по покрытия населенных пунктов выполняются. По предварительным оценкам, на сегодняшний день не менее 95% таких населенных пунктов уже обеспечены связью UMTS/LTE.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку