Американская ракета на российском двигателе

Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за май 2020 года

Первый полет китайского «тяжеловоза»

Китайский космический корабль следующего поколения

5 мая 2020 года с китайского космодрома «Вэньчан» совершила первый полет ракета-носитель тяжелого класса «Чанчжэн-5B» (CZ-5B), которая успешно вывела на низкую околоземную орбиту космический корабль следующего поколения.

Китайский космодром «Вэньчан» (полное название «Чжунго Вэньчан Хантянь Фашэ Чан» – China Wenchang Spacecraft Launch Site, сокр. WSLC) расположен на острове Хайнань на самом юге Китая. Космодром «Вэньчан» будет иметь ключевое значение для дальнейшей реализации амбициозной космической программы Китая – его будут использовать для доставки на орбиту компонентов национальной космической станции и осуществления лунных миссий. Пока достоверно известно о двух построенных стартовых комплексах, соединенных специальными рельсами с двумя сборочными зданиями. Один из стартовых комплексов сможет обслуживать запуск тяжелых ракет CZ-5B семейства «Чанчжэн», а другой – двухступенчатых ракет среднего класса CZ-7 того же семейства «Чанчжэн». В перспективе планируется строительство третьей стартовой позиции.

Научными исследованиями, разработкой, производством и запуском космических систем занимается Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC – China Aerospace Science and Technology Corporation), государственная космическая корпорация (находится под непосредственным контролем Госсовета КНР), которая относится к числу десяти крупнейших корпораций военно-промышленного комплекса Китая.

Оператором данной миссии является Китайское национальное космическое управление (CNSA – China National Space Administration), национальное космическое агентство Китайской народной республики (КНР), ответственное за национальную космическую программу.

«Чанчжэн-5B» (CZ-5B) – новая китайская ракета-носитель тяжелого класса семейства «Чанчжэн», разработанная Китайским исследовательским институтом ракетной техники (CALT – China Academy of Launch Vehicle Technology). Это третий представитель (после «Чанчжэн-6» и «Чанчжэн-7») новой линейки китайских ракет-носителей, использующий экологически чистое ракетное топливо: жидкий водород, жидкий кислород и керосин. «Чанчжэн-5» – серийная универсальная многоступенчатая ракета, способная доставлять на орбиту грузы массой до 25 тонн. «Чанчжэн-5» планируют использовать для запуска компонентов будущей китайской орбитальной станции, автоматических межпланетных станций к Луне и Марсу, а также тяжелых геостационарных спутников. «Чанчжэн-5» будут использовать в двух версиях: CZ-5 для запусков геостационарных спутников (до 14 тонн) и межпланетных зондов, и CZ-5B, оптимизированную для запуска на низкую орбиту тяжелых модулей космических станций.

О новом космическом корабле официальных данных нет – известно лишь, что он будет способен перевозить шесть человек или трех космонавтов и 500 килограммов груза.

Интернет вещей для Поднебесной

Китайский спутник группировки Xingyun

12 мая 2020 года с китайского космодрома «Цзюцюань» успешно стартовала ракета-носитель «Куайчжоу-1А» (KZ-1A), которая вывела на низкую околоземную орбиту два спутника связи группировки Xingyun.

«Цзюцюань» («Цзюцюань вэйсин фашэ чжунсин»; прежнее название – «Чанчэнцзе», «Шуанчэнцзы») является самым крупным космодромом Китая и пока единственным, используемым в национальной пилотируемой программе. С космодрома «Цзюцюань» также проводятся запуски военных ракет. Полигон при космодроме имеет площадь 2800 км². На объекте расположены три стартовых комплекса, лишь один из которых является на сегодня действующим: Launch Area 4 располагает двумя стартовыми площадками для ракета-носителей «Чанчжэн-2,-4» и для «Чанчжэн-2F». Что касается последних, то для ракет «Чанчжэн-2F» был сооружен первый в стране монтажно-испытательный корпус с вертикальной сборкой и соответствующий транспортер.

«Куайчжоу» – китайская твердотопливная ракета-носитель, разработанная для дешевого и быстрого запуска на орбиту небольших спутников. Ракета «Куайчжоу» была разработана Китайской аэрокосмической научно-технической корпорацией CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) в сотрудничестве с Харбинским технологическим институтом на базе военной ракеты средней дальности «Дунфэн-21». Запуск ракеты-носителя производится при помощи мобильной пусковой установки и может быть выполнен с любого космодрома Китая. Подготовка к запуску требует всего 6 человек персонала и может быть выполнена в течение 24 часов.

«Куайчжоу-1А» (KZ-1A) – это коммерческая версия ракеты-носителя, также известная как FT-1 (Feitian-1). Она использует три твердотопливные ступени, однако верхняя ступень не совмещена с полезной нагрузкой и может выводить от 4 до 6 спутников на разные орбиты в ходе одного запуска. Может быть использован вариант головного обтекателя диаметром 1,4 м. «Куайчжоу-1А» позволяет выводить на низкую околоземную орбиту до 300 кг, на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км – до 250 кг, высотой 700 км – до 200 кг. Высота ракеты – около 20 м, стартовая масса – около 30 т. Первая и вторая ступени имеют диаметр 1,4 м, третья ступень и головной обтекатель – 1,2 м.

Спутники Xingyun-2 01 и Xingyun-2 02 разработаны компанией Xingyun Satellite. Стоит также отметить, что первый спутник проекта Xingyun был назван «Ухань» – по заявлению представителей китайских СМИ, он «должен воздать должное героическому городу Ухань и героическому народу Уханя».

С помощью этих двух космических аппаратов китайские инженеры собираются провести испытания различных приложений Интернета вещей (IoT) и межспутниковых лазерных каналов связи. Собственно говоря, спутниковая поддержка Интернета вещей и является основной целью создания группировки Xingyun, которая должна будет включать в себя 80 космических аппаратов, расположенных на солнечно-синхронной орбите (SSO) на высоте 561 км над земной поверхностью.

Каждый спутник Xingyun обладает стартовой массой 93 кг, а его основной полезной нагрузкой является система связи L-диапазона и пакет спутниковой лазерной связи. Скорость передачи данных в узкополосном диапазоне составляет 2,4-9,6 кбит/с для восходящей линии связи и 2,4 кбит/с для нисходящей линии.

На российском двигателе

Американская ракета-носитель «Атлас-5»

17 мая со стартового комплекса SLC-41 (Space Launch Complex 41), расположенного на территории базы ВВС США на мысе Канаверал в штате Флорида, совершен успешный запуск ракеты-носителя «Атлас-5», которая вывела на низкую околоземную орбиту беспилотный космический корабль многоразового использования X-37B.

Наибольший интересе для нас в данном событии представляет американская ракета-носитель «Атлас-5». 17 мая использовалась версия ракеты 501 – без дополнительных твердотопливных ускорителей AJ-60A производства Aerojet Rocketdyne. «Атлас-5» эксплуатируется концерном ULA (United Launch Alliance) – совместным предприятием Боинг и Локхид Мартин. Мы уже не раз отмечали, что ULA ведет ожесточенную борьбу за государственные заказы с компанией SpaceX Илона Маска. Для победы необходимо доказать правительству США, что твоя ракета является самой надежной, экономически выгодной и безопасной. ULA довольно успешно выигрывает тендеры от Пентагона, поскольку ее ракета «Атлас-5» летает на российском двигателе РД-180. Этот двигатель был создан в середине 1990-х годов на основе мощнейшего в мире жидкостного ракетного двигателя РД-170 под руководством Бориса Ивановича Каторгина, в 1996 году проект РД-180 выиграл конкурс на продажу двигателей для ракет «Атлас-3» и «Атлас-5».

В 1996 году право на использование двигателя приобрела американская компания General Dynamics. Впервые РД-180 был использован 24 мая 2000 года в качестве первой ступени ракеты «Атлас IIA-R» – в дальнейшем ракета была переименована в «Атлас-3». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле CBC (Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла $9 млн. Во всех запусках двигатель РД-180 работал безошибочно.

Так как двигатели РД-180 используются для запусков спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается американская компания Pratt & Whitney, однако патентные права на конструкцию двигателя принадлежат, как и прежде, НПО «Энергомаш». Поставки РД-180 осуществляются совместным предприятием Pratt & Whitney и «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (RD AMROSS). Приобретение и монтаж производятся ULA. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда, в связи с иском конкурента – компании SpaceX, однако поставки двигателей РД-180 по старым контрактам продолжаются.

Что же касается полезного груза – беспилотного космического корабля многоразового использования X-37B производства компании Боинг, то об этом аппарате в публичном доступе имеется сравнительно немного достоверной информации. Известно, что X-37B предназначен для функционирования на высотах 200-750 км, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Предполагается возможность выполнять разведывательные задачи и доставлять небольшие грузы в космос (также возвращать их на землю).

Официально, ВВС США заявляют, что основными задачами аппарата X-37B являются многоразовые технологии космических кораблей, а также эксперименты, которые могут быть возвращены на Землю. Наиболее правдоподобным предназначением этого аппарата является обкатка технологий для будущего космического перехватчика.

Японский космический грузовик

Японская ракета-носитель H-IIB

20 мая 2020 года со стартового комплекса Ёсинобу космического центра Танэгасима был произведен успешный запуск японской ракеты-носителя H-IIB, которая вывела на орбиту беспилотный грузовой корабль Kounotori. Кстати, это был последний полет ракеты H-IIB, которую заменит новая ракета-носитель H3.

Стартовый комплекс Ёсинобу (Yoshinobu Launch Complex, также известный как Launch Area Y или Area Y, LA-Y) расположен на территории космического центра Танэгасима, находящегося на японском острове Танегасима, в 115 км к югу от острова Кюсю. Этот комплекс используется для запуска ракет-носителей типов Н-II и Н-ІІА. Ёсинобу также используется для ракет H-IIB, первая из которых была запущена 10 сентября 2009 года с кораблем HTV-1 для дооснащения Международной космической станции. Подготовку ракеты проводят перед запуском, в вертикальном положении в здании комплекса сборки, затем ракету выкатывают на стартовую площадку на мобильной стартовой платформе за двенадцать часов до запланированного запуска.

H-IIB – это одноразовая ракета-носитель среднего класса семейства H-II японского космического агентства JAXA, используемая для запуска автоматического грузового корабля H-II Transfer Vehicle к Международной космической станции (МКС), а также для вывода полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геостационарную орбиту. Ракета-носитель H-IIB имеет двигатели на жидком кислороде/жидком водороде и твердотопливные боковые ускорители.

H-IIB является продолжением развития ракеты-носителя H-IIA. В то время как масса доставляемой на геопереходную орбиту полезной нагрузки ракеты-носителя H-IIA составляла 4-6 т, новая ракета-носитель H-IIB способна выводить до 8 т. Первая ступень ракеты оснащена двумя ЖРД LE-7A и четырьмя ТТУ SRB-A3 (топливо – полибутадиен). Центральный блок первой ступени шире, чем у ракеты H-IIА, он имеет диаметр 5,2 м. Для сравнения, первая ступень H-IIА имеет диаметр 4 метра, и на ней установлен только один ЖРД и два ускорителя. Кроме того, первая ступень H-IIB на один метр длиннее, чем у H-IIА, что увеличивает запас топлива в 1,7 раз. Характеристики второй ступени ракеты H-IIB соответствуют версии H-IIA (один двигатель LE-5B), за исключением более длинного обтекателя для полезной нагрузки 5S-H (АТК H-II).

Транспортное средство H-II Transfer Vehicle (сокр. HTV), также называемое Kounotori («Белый аист»), представляет собой автоматизированный грузовой космический корабль, используемый для пополнения японского экспериментального модуля (JEM) Kibō и Международной космической станции (МКС). Японское агентство аэрокосмических исследований работает над этим проектом с начала 1990-х годов. Название Kounotori было выбрано для HTV, потому что, по японским поверьям, «белый аист несет образ передачи важной вещи (ребенка, счастья и других радостных вещей), поэтому он точно выражает миссию HTV по транспортировке необходимых материалов на МКС».

Грузовой корабль HTV состоит из трех основных частей: в хвостовой части расположен двигатель, средняя вмещает системы управления и энергообеспечения, комбинированный грузовой модуль находится в носовой части и состоит из двух сегментов. Конструкцией грузового отсека предусмотрены два типа таких сегментов: герметичный (до 6 тонн) и негерметичный (на одной из его сторон расположен специальный люк для разгрузки громоздких предметов, предусмотрено и место под внешний груз).

Использованные источники

 

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация

(CASC – China Aerospace Science and Technology Corporation)

http://www.spacechina.com/

 

Китайское национальное космическое управление

(CNSA – China National Space Administration)

http://www.cnsa.gov.cn/

 

Китайский исследовательский институт ракетной техники

(CALT – China Academy of Launch Vehicle Technology)

http://calt.spacechina.com/n840/index.html

 

ULA (United Launch Alliance)

Совместное предприятие Боинг и Локхид Мартин

http://www.ulalaunch.com/

 

Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA)

https://global.jaxa.jp/

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку