Андрей ЧЕРЕЗОВ: «Ситуационно-аналитические центры в энергетике стали одним из ключевых звеньев оперативного управления, в том числе в чрезвычайных ситуациях»

 

cherezovНа вопросы журнала Connect отвечает заместитель министра энергетики Российской Федерации Андрей ЧЕРЕЗОВ.

Для решения каких задач и насколько продуктивно, на ваш взгляд, используются ситуационные центры в сфере энергетики?

– Ситуационно-аналитические центры (САЦ) в энергетике стали создаваться с начала 2000-х гг. Например, кризисный центр АО «Концерн «Росэнергоатом» функционирует с марта 2000-го. Этот центр может работать в трех режимах: повседневная деятельность, повышенная готовность, чрезвычайная ситуация. От режима функционирования зависят состав задач, выполняемых центром, а также круг участников, вовлекаемых в их решение. Так, в рамках первых двух режимов Центр решает в основном задачи, связанные с контролем безопасности на атомных станциях, противоаварийным планированием и подготовкой к реагированию на аварийные ситуации. В рамках третьего режима вырабатываются решения по реагированию на аварийную ситуацию на конкретном объекте и обеспечивается их реализация.

Руководство Центром в режиме чрезвычайной ситуации переходит к руководителю группы оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС). В распоряжении руководителя группы находятся 145 сотрудников оперативного состава и 240 экспертов. Все они являются специалистами высочайшей квалификации, представляют 19 государственных министерств и ведомств.

Задачи большей части ситуационно-аналитических центров, созданных в энергетике, включают в себя круглосуточный мониторинг текущей ситуации на объектах и информационно-аналитическое обеспечение деятельности соответствующих штабов или комиссий при возникновении аварийных ситуаций, выработку решений по реагированию на них и ликвидации последствий.

Ситуационно-аналитические центры в энергетике в настоящее время стали одним из ключевых звеньев как оперативного управления повседневной деятельностью компаний, так и управления в чрезвычайных ситуациях.

Какие проекты по созданию СЦ реализуются в отрасли в настоящее время?

– В актуальной повестке руководства Министерства энергетики РФ находится вопрос о внедрении принципиально новой методологии и технологии организации взаимодействия существующих САЦ и необходимости их определенной модернизации. Прежде всего, мы изучаем возможность перехода на облачные технологии, а также использования решений, представляющих такое новое направление, как индустриальный Интернет вещей (IIoT).

Какие современные инструменты в области методологии управления, организации процесса сбора и передачи информации, использования аналитики, по вашему мнению, должны применяться при проектировании новых СЦ?

– Вопрос более чем актуальный. В настоящее время на рынке представлено множество различных технических решений, информационных систем, средств сбора и передачи информации, технологий связи и коммуникации, причем продуктов как отечественных, так и зарубежных. Однако ключевыми являются выбор и обоснование методологии, в соответствии с которой будет построена модель и организована деятельность ситуационно-аналитического центра. Самый главный вопрос – обоснование миссии и назначения САЦ, а также решаемых задач. По нашему мнению, все САЦ можно условно разделить на три типа. САЦ типа-А представляет собой специально оборудованное помещение с определенной аппаратурой и технологическим оснащением. Его назначение – предоставить место и необходимые средства для обеспечения деятельности лиц или команды, которые приступают к работе при возникновении определенных нештатных ситуаций, определяемых соответствующими документами. Миссия САЦ типа-А – инфраструктурно-технологическое обеспечение деятельности команды принятия решения, команды штаба. САЦ типа-В представляет собой специально оборудованное помещение с определенной аппаратурой и технологическим оснащением, а также группу специалистов-аналитиков, которые обеспечивают лиц, принимающих решение, необходимой информацией. Его назначение – предоставить место, необходимые средства, а также аналитический персонал для обеспечения деятельности лиц или команды, которые приступают к работе при возникновении некоторых нештатных ситуаций, определяемых соответствующими документами. Миссия САЦ типа-B – аналитическое и инфраструктурно-технологическое обеспечение деятельности команды принятия решения, команды штаба. САЦ типа-С представляет собой специальное помещение с определенным оборудованием и технологическим оснащением, группу специалистов-аналитиков, а также лиц, принимающих решение. Его назначение – обеспечить условия деятельности оперативного штаба, который работает 24 часа в сутки и в состоянии осуществлять мониторинг и анализ обстановки, а также уполномочен принимать необходимые решения при неблагоприятном и быстротечном развитии нештатных или чрезвычайных ситуаций. Миссия САЦ типа-С – функционировать как оперативный штаб 24 часа в сутки, обеспечивая оперативное принятие решений.

В качестве базовой методологии, как мне кажется, в современных условиях следует использовать технологии и методы онтологического моделирования деятельности САЦ и объектов их управления. Онтология, а точнее, прикладная онтология, используемая нами, – это спецификация концептуализации – одно из многих существующих определений. Для того чтобы спроектировать и организовать деятельность САЦ, необходимо использовать онтологическую модель деятельности, которая предусматривает четкое структурирование, описание объектов, субъектов, задач, отношений, пространства и времени деятельности. Создавать вручную онтологическую модель деятельности – довольно сложное и малопродуктивное упражнение. В настоящее время мы изучаем и рассматриваем возможность внедрения специализированной отечественной системы для решения этой задачи.

Если говорить об информационных системах управления, то наиболее перспективно, на наш взгляд, применение двухконтурных сетецентрических систем поддержки принятия решения, которые могут масштабироваться как в территориальном, так и в организационном и корпоративном измерениях. Почему система должна быть двухконтурной? Как показывает опыт деятельности компаний, предприятий и организаций в сфере энергетики, каждый из субъектов деятельности является сложной крупномасштабной социотехнической компанией, обладающей институциональным статусом организации федерального уровня, поэтому для мониторинга и контроля необходимы как первый контур (организация и управление потоками телеметрии, источниками которых служат датчики и технологические системы), так и второй контур (организация и управление потоками текстовых сообщений, формируемых персоналом).

Поскольку каждый из существующих САЦ оснащен информационными системами, которые создавались различными производителями, в том числе зарубежными, в разное время, по разной методологии, к тому же имеют разные модели и структуру данных, критически важной является проблема консолидации и интеграции информационных потоков. Мы считаем, что на смену системной интеграции должна прийти семантическая интеграция данных, которая основана на использовании единой унифицированной онтологической модели деятельности, о чем уже говорилось.

Для осуществления мониторинга общей и оперативной обстановки в масштабах отрасли нами принято решение использовать в качестве базовой концепцию системно-ситуационного управления деятельностью (КоССУД). Названная концепция предусматривает единство стратегического и ситуационного управления, кроме того, использование системно-ситуационного анализа деятельности. Благодаря такому подходу появляется возможность не только организовывать процесс мониторинга, но и систематизированно накапливать опыт деятельности компаний, предприятий и организаций, создавая построенные определенным образом базы данных нештатных ситуаций. В дальнейшем мы фактически получаем возможность работать с системами наследования опыта.

По какому алгоритму и насколько оперативно обрабатываются тревожная информация, данные подсистемы мониторинга, позволяющие оперативному штабу принимать обоснованные решения и своевременно приступать к реализации согласованных действий?

– Одним из широко используемых способов решения указанного вопроса является создание единого информационного пространства. Мы осторожно относимся к такому подходу, поскольку понимаем, что фундаментом, основой единого информационного пространства может быть только единая смысловая матрица его семантической разметки. И здесь мы опять подходим к вопросу использования единой онтологической модели деятельности, которая включает общие отраслевые словари и классификаторы, единое понимание и интерпретацию базовой терминологии. Например, что такое «ситуация», «событие», «сообщение», «чрезвычайная ситуация» и т. п. В этом направлении у нас очень большое поле деятельности.

Пока для обработки информации используется широкий спектр разрозненных и недостаточно синхронизированных между собой алгоритмов, которые применяются в СЦ различных отраслей и предприятий энергетики. Наша ближайшая задача – унифицировать алгоритмы и обеспечить консолидацию информационных потоков при минимальных затратах времени, так чтобы информация поступала без задержек, фактически в режиме реального времени при минимуме или полном исключении ручной обработки.

Каковы приоритетные направления развития СЦ в сфере энергетики? Планируется ли создавать систему территориально распределенных ситуационных центров в отрасли?

– Приоритетным направлением развития СЦ в сфере энергетики, как уже отмечалось, является создание сетецентрической, территориально распределенной, хорошо масштабируемой системы ситуационных центров, которая работает как единое целое на основе единой методологии, точнее, единой онтологической модели деятельности. Таким образом, речь идет не о создании новых СЦ, а о реорганизации и модернизации их деятельности, внедрении новых систем и технологий, которые позволят создать единую сетецентрическую систему ситуационных центров. Они должны быть объединены общей онтологией, организационной методологией и использовать такие информационные технологии, которые обеспечивают семантическую интеграцию информационных потоков. У сетецентрической модели организации деятельности ситуационных центров два преимущества. Во-первых, она позволяет осуществлять гибкие настройки и менять как модели деятельности, так и организацию информационных потоков: в ее архитектуру заложен большой потенциал развития. Во-вторых, внедрение, владение и развитие сетецентрической модели в финансовом отношении менее затратны по сравнению с другими моделями. Все это очень важно, поскольку энергетический комплекс России находится на важном этапе развития и серьезной модернизации. Этот динамический процесс требует соответствующих средств мониторинга и контроля, в которых должен быть заложен потенциал опережающего развития.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку