Ассоциация IPChain приняла участие в Конгрессе предприятий наноиндустрии

Технологические предприниматели обсудили возможности цифровых платформ и их будущее

В рамках Конгресса предприятий наноиндустрии «Encouragement to Growth: поддержка прорывных компаний – дело общее» 28 ноября в Москве состоялся практикум «Как использовать возможности цифровой эпохи? Глобальные платформы, кастомизированные сервисы, электронные каналы продвижения». В дискуссии приняли участие управляющий IT-портфелем Ассоциации IPChain Валерия Брусникина, исполнительный партнер Gartner Николай Бутвина, исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский, директор Института развития цифровой экономики, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ Борис Славин, заместитель генерального директора по маркетингу B2B-Сenter Екатерина Ильвовская, директор Strategy Partners Group Елена Крившич.

Модераторами дискуссии выступили начальник отдела методологии проектного офиса группы компаний «Сибинтек», председатель совета Национальной Ассоциации архитекторов предприятий Дмитрий Кожевников и генеральный директор ООО «Преферентум», доцент кафедры моделирования и оптимизации бизнес-процессов Школы бизнес-информатики факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Дмитрий Романов.

Участники обсудили стратегии продвижения высокотехнологичных продуктов через цифровые платформы, оборот объектов интеллектуальной собственности и другие проблемы, волнующие российских технологических предпринимателей.

Управляющий IT-портфелем Ассоциации IPChain Валерия Брусникина отметила, что, несмотря на ряд сложностей, именно интеллектуальная собственность составляет ключевой ресурс цифровых сервисов. «Безусловно, в нашей стране существует проблема оценки интеллектуальной собственности. Например, если у вас есть нематериальный актив, вам будет сложно прийти в банк и взять под него заем. Банкам приходится создавать огромные резервы под такие активы. Тем не менее интеллектуальная собственность может стать источником как продвижения вашей продукции, так и ее монетизации», – сказала она.

Брусникина подчеркнула, что цифровые сервисы позволяют рассматривать интеллектуальную собственность как единый цикл, непрерывный процесс, в ходе которого права на объект фиксируются, охраняются, защищаются и монетизируются, а сам интеллектуальный продукт доставляется потенциальному потребителю, популяризируется, активно включается в экономический оборот.

«К экосистеме IPChain подключены такие государственные структуры, как Роспатент и Суд по интеллектуальным правам. Инфраструктура дает возможность участникам фиксировать права на интеллектуальную собственность в режиме реального времени и обмениваться информацией о ней. Регистрация товарного знака в патентном ведомстве, процесс в Суде по интеллектуальным правам, смена правообладателя – все фиксируется в распределенном реестре. На базе IPChain строятся сервисы, которые помогут бизнесу эффективно распоряжаться нематериальными активами», – сказала Валерия Брусникина.

Заместитель генерального директора по маркетингу B2B-Сenter Екатерина Ильвовская напомнила, что объем электронной торговли в России в 2018 году составил около 40 триллионов рублей. «Хочу отметить, что B2C-составляющая, то, что мы привыкли заказывать через AliExpress и так далее, – это очень маленькая часть, 5–7%. Существенная доля принадлежит государственному рынку, а все остальное – около 70%, если не больше, – это B2B-сегмент», – сказала она.

Впрочем, как раз инновационный бизнес пока слабо представлен в мире онлайн-торговли. «Именно для высокотехнологичной продукции отдельных платформ пока не существует. Компаниям, которые ее производят, приходится так или иначе встраиваться в то, что есть, либо создавать свои площадки», – посетовала участница дискуссии.

Директор Института развития цифровой экономики, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ Борис Славин отметил, что цифровые платформы характеризуются новыми ценностями, которые они привносят в бизнес и общество. Платформы, в отличие от корпоративных информационных систем, подразумевают коммуникацию разных организаций и простоту интеграции. Этими особенностями определяется ключевая ценность платформ.

«Если бы Booking.com был просто электронным каталогом отелей, как те, что мы когда-то листали в туристических бюро, он бы не нес никаких новых ценностей. Но он дал то, чего раньше не существовало, – рейтингование пользователями отелей. Раньше рейтингами занимались никому не известные агентства, которые кому-то давали три звезды, кому-то четыре. В Египте были даже «шестизвездочные» отели – видимо, все зависело от кармана. А Booking.com дал нам возможность видеть оценку других пользователей. Если подумать, именно ради нее мы туда и заходим», – отметил Славин.

Директор Strategy Partners Group Елена Крившич напомнила, что сегодня на первый план выходит задача масштабировать платформы. «Если мы уходим от локальной платформы, например, только под российской рынок – стоит ли создавать свою глобальную платформу или присоединиться к уже существующей? Нужно ли нам к ней адаптироваться, менять продукт, язык, услугу, требуется или не требуется кастомизация?» – такие вопросы сегодня стоят перед высокотехнологичными индустриями.

Проблематика цифровых платформ возвращает нас к вопросу пределов шеринговой экономики, уверен исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский. «Я представляю финансовый сектор, и здесь происходят большие изменения. Традиционные поставщики финансовых услуг – банки и платежные системы – испытывают все большую конкуренцию со стороны новых, очень легких IT-сервисов, которые позволяют соединить потребителей и поставщиков услуг, что называется P2P, потому что одно и то же лицо может выступать как инвестором, так и заемщиком. Такие платформы – частный случай шеринговой экономики. Все знают Uber, который первым пилотировал эту модель. Все больше секторов переходят к модели соединения конечных пользователей через платформы», – напомнил Кирилл Косминский.

Исполнительный партнер Gartner Николай Бутвина, в свою очередь, подчеркнул, что в современных экономических реалиях высокотехнологичному бизнесу целесообразно сочетать цифровые и традиционные «аналоговые» каналы продвижения продукта. Среди «физических» каналов Бутвина отметил конференции, пилотные внедрения, партнерские продажи. Среди цифровых – традиционные сайты, YouTube, вебинары на релевантных и популярных площадках, образовательные курсы на площадках вроде Coursera, включающие рассказ о собственных разработках. «Несмотря на то что мы говорим о серьезном продукте, не стоит игнорировать соцсети, потому что для большинства людей именно они остаются привычным каналом доставки информации», – добавил он. Впрочем, по словам Бутвина, для каждого продукта, индустрии и рынка всегда существует уникальная комбинация физических и цифровых каналов продвижения.

ipchain.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку