Аварии под контролем

Все сведения о них будут в МКА ЖКХ

Минстрой с 1 сентября этого года собирает информацию по всем авариям и инцидентам с объектами ЖКХ по всей стране [1]. Для этого была введена в строй единая система мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ (МКА ЖКХ). Сейчас к ней в качестве источников данных уже подключены 748 муниципальных образований и 234 ресурсоснабжающие организации. В работе системы задействованы все 85 регионов РФ. В период с 1 по 9 сентября в системе по словам главы Минстроя Владимира Якушева было зарегистрировано 257 инцидентов [2]. Оператором МКА ЖКХ выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ (фонд ЖКХ), который также оказывает методическую и технологическую поддержку участникам системы.
Собственно, эксперименты с МКА ЖКХ были начаты ещё в июле этого года, когда был подписан приказ №305/пр «Об утверждении методических рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства» [3]. В нем утверждались методические рекомендации по обмену данными с МКА ЖКХ и устанавливался срок её введения в эксплуатацию – 1 сентября этого года. Тогда же определялись и пилотные регионы Якутия, Сахалинская, Калининградская и Нижегородская области, на которых отрабатывались механизмы взаимодействия с системой.
Цель функционирования МКА ЖКХ указывалась следующая: «обеспечение ситуационного центра Минстроя России оперативной, полной и достоверной информацией о возникающих авариях и инцидентах в сфере ЖКХ на территории РФ, планируемых и реализованных мероприятиях по их устранению». В нем предполагается создание во всех регионах РФ оператора субъекта по работе с МКА ЖКХ (региональный ситуационный центр) и операторов поставки данных для системы. Под контроль системы попадают предприятия теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и эксплуатации жилищного фонда. Предполагается также обмен данными с ситуационным центрами МЧС России, Минэнерго России, региональными ОИВами, органами местного самоуправления, ЕДДС и другими организациями, задействованными в системе ЖКХ.
Предполагается, что получение данных от этих организаций будет выполняться в автоматическом режиме, хотя предусмотрено и ручное введение данных о инцидентах с помощью разработанного мобильного приложения. Региональные ситуационные центры будут агрегировать данные по своему субъекту РФ и передавать их на федеральный уровень для создания целостной картины. Взаимодействие с центром происходит в формате ежедневной, еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной и годовой отчетности.
Методические рекомендации определяют такой элемент как УИК – уникальный идентификационный код объекта, который привязывается к адресу в Федеральной информационной адресной системе или координатам объекта, если адрес определить не удаетс. Он также содержит сведения о виде и типе объекта ЖКХ. Поскольку все данные предоставляются в текстовом виде, то система позволяет достаточно быструю процедуру автоматизации представления сведений по инцидентам и авариям. Собственно, авария от инцидента отличается длительностью недоступности соответствующих услуг для населения – все нормативы указаны в приложениях к приказу №305/пр.
Следует отметить, что система МКА ЖКХ является частью более общей системы под названием «Реформа ЖКХ». Предполагается, что в рамках мониторинга будет собрана статистика по инцидентам, которая будет проанализирована ситуационным центром Минстроя и будет принято решение о модернизации наиболее аварийных объектов. Впрочем, вряд ли все получится сразу. Поскольку допускается ручное введение данных через мобильное приложение, то, скорее всего, в первый год статистика не будет полностью отражать реальное положение дел. Однако как только сотрудники ЖКХ поймут, что от точности представленной в системе информации будет зависить финансирование их модернизации, то ситуация станет более точной.
Наиболее объективной статистика в системе станет при внедрении на объектах специальных датчиков, которые будут фиксировать отсутствие тех или иных услуг ЖКХ. В принципе, датчики и технологии доставки информации, которые позволили бы построить такую систему есть, однако для этого требуется определенное время и ресурсы. Однако первый шаг в нужном направлении сделан – как минимум статистика по инцидентам будет собираться уже с этого отопительного сезона, что важно для дальнейшего реформирования всей отрасли ЖКХ.

[1] https://minstroyrf.gov.ru/press/edinaya-sistema-monitoringa-intsidenta-i-avariy-na-obektakh-zhkkh-zapushchena-v-polnotsennom-rezhime/
[2] https://realty.ria.ru/20200909/yakushev-1576992122.html
[3] https://fondgkh.ru/upload/iblock/dc3/dc3b1b8a5696d6d8a0bd36c1fafa68f3.pdf

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку