Эдуард Лысенко: «Без «цифры» невозможно управлять мегаполисом»

Сравнительно недавно, если судить по историческим меркам, в 90-е гг. прошлого века, Москва ничем не выделялась из ряда восточноевропейских столиц по уровню развития ИТ. Однако за два прошедших десятилетия наш город сделал невероятный рывок и сегодня демонстрирует высокий уровень развития цифровых технологий. Столица России стремительно трансформируется в «умный город» цифрового будущего, и в самом центре этих реформ находится департамент информационных технологий Москвы, который в сентябре 2018 г. возглавил новый руководитель – Эдуард Анатольевич Лысенко. Мы попросили министра правительства Москвы прокомментировать те программы и проекты, которые сегодня осуществляются в столице по линии ДИТ.

– Эдуард Анатольевич, 21 сентября вы были назначены на должность министра правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы. Расскажите, в какой степени сохранится курс, реализуемый прежним руководством ДИТ, и какие изменения вы намерены внести в работу департамента.
– То, что вы называете курсом Департамента информационных технологий, на самом деле не что иное, как курс города. 11 декабря состоялся финальный этап премии «Цифровые вершины 2018»: на площадке «Цифровое деловое пространство» на Покровке были представлены лучшие ИТ-решения для государства и бизнеса. В этом мероприятии принял участие мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, который в своем выступлении, в частности, обозначил ту основополагающую канву, по которой сегодня и развивается наш мегаполис. Обратите внимание на тот факт, что эта канва в последние годы не меняется.
Без «цифры» просто невозможно управлять таким сложным, быстро развивающимся мегаполисом. Мы будем наращивать количественно и качественно комплекс сервисов, предназначенных для жителей и гостей столицы. И речь здесь идет в первую очередь о социально значимых секторах, таких как образование, здравоохранение, сфера ЖКХ, транспорт, безопасность (личная безопасность граждан), экология.
На основе работы многочисленных ИТ-сервисов будет формироваться огромный объем данных – собственно говоря, он формируется уже сегодня, только в будущем масштабы его будут лишь нарастать по экспоненте. Подчеркну здесь один очень важный момент: с помощью этих данных наша система государственного управления начинает постепенно сама себя трансформировать, чтобы более оперативно и качественно работать на благо соотечественников.
Так вот, возвращаясь к вашему вопросу, – этот курс города и страны, которым следует в том числе и наш департамент, не меняется по своему стратегическому направлению. Единственное изменение, о котором можно говорить, – наращивание темпа цифровизации различных сторон жизни российской столицы.
– Как вы планируете осуществлять кадровую политику? Будет ли сохранен костяк прежней команды? Появятся ли в отделах департамента новые люди? Есть ли проблемы с кадрами?
– Департаменту информационных технологий Москвы всегда требуются высококвалифицированные сотрудники, эксперты в своем деле. Причем это в равной мере касается как аналитиков и программистов, так и менеджеров предметных областей.
Не буду скрывать, что мы испытываем определенный кадровый голод и будем в дальнейшем просматривать и набирать новых сотрудников. В ДИТ происходит естественная ротация специалистов – я считаю, что это вполне нормальные процессы, которые аналогичны тем, что имеют место сегодня в любой инновационной компании на рынке России. Да, вы не ослышались: в этом отношении Департамент информационных технологий Москвы мало чем отличается от любой передовой российской корпорации. Так что определенная трансформация с кадрами у нас будет происходить постоянно.
– Информационные технологии сегодня проникают во все области жизни, во все отрасли производства. В связи с этим как вы собираетесь решать вопросы межведомственного взаимодействия на уровне столичного мегаполиса?
– В этом отношении у меня имеются все необходимые инструменты, поскольку вопросы межведомственного взаимодействия – это не что-то возникшее сегодня: они решались раньше и будут решаться в дальнейшем.
На международном форуме «Открытые инновации» представители СМИ задали Сергею Семеновичу Собянину вопрос: «Как вам удалось достичь в Москве такого уровня цифровизации?» Мэр тогда пояснил, что мы не «строили цифровизацию» – мы принимали управленческие решения, под них принимали организационные решения (в том числе процессные, межведомственные и т. д.), а затем объединяли все с помощью современных цифровых технологий. С этой точки зрения информационные технологии играют роль пронизывающей, интеграционной нити, которая связывает все вместе в хозяйстве города.
Поэтому проблемы межведомственного взаимодействия как таковой нет, поскольку нет самих барьеров. Если в Москве руководителем принимается управленческое решение, то оно будет реализовано всеми ведомствами.
– Какие первые шаги планируются вами по реализации в Москве программы «Умный город»?
– Так уж получается, что в ходе своего интервью вашему журналу я все время обращаюсь к высказываниям мэра, но это объяснимо, поскольку Сергей Семенович и в самом деле говорит очень правильные и глубокие вещи. Так, рассказывая о программе цифровизации города, он справедливо отметил, что здесь «нет начала и нет завершения»: цифровизация – процесс непрерывный, состоящий из целого набора взаимосвязанных проектов. Понимаете, у нас нет некоей абстрактной точки отсчета, обращаясь к которой мы могли бы сказать, что именно с нее мы начали осуществление проекта «Умный город».
Цифровизация сквозных процессов – это, с одной стороны, элемент автоматизации деятельности, устранение издержек, с другой стороны, формирование новых цифровых активов, вокруг которых накапливаются данные. Эти данные позволяют анализировать, как ведут себя пользователи, как они потребляют услуги. Все это и является элементами «умной инфраструктуры» для следующего этапа – создания «умного сервиса», преддоставленного сервиса, «суперсервиса», сервиса «жизненные ситуации», таргетированного сервиса и т. д. Реализация всех элементов «умного города» будет иметь свое продолжение и в дальнейшем. Это перманентный процесс.
– Многих жителей российской столицы коснулась известная программа реновации пятиэтажек. Расскажите, участвует ли ДИТ в этой программе?
– ДИТ Москвы участвует в программе реновации самым непосредственным образом. Во-первых, мы поддерживали на портале мэра города и на других каналах связи все интерфейсы для взаимодействия с гражданами столицы по этому важному проекту.
Во-вторых, все расчеты по программе производились в «цифре»: ДИТ предоставлял руководству Москвы цифровые данные для взвешенного принятия решений по непростым вопросам реновации.
Для проведения электронных голосований, связанных с программой реновации, руководством города активно использовались такие социально значимые инструменты, как порталы «Наш город» и «Активный гражданин».
Одним словом, мы задействовали инструменты, которые существуют не первый год, которые прекрасно защищены (с точки зрения легитимизации происходящих на этих порталах действий граждан), которые прозрачны (включая использование технологии blockchain). Так что участие ДИТ в программе реновации было вовсе не номинальным.
– Одним из важнейших приоритетов социального развития Москвы всегда оставалась сфера образования. Какие новые ИТ-проекты вы планируете продвигать в московских школах? Как вы оцениваете сегодняшний уровень цифровизации учебных учреждений?
– В сфере образования город реализует один из самых важных проектов – «Московская электронная школа». К нему подключены все школы столицы, каждая имеет доступ к цифровым ресурсам МЭШ: электронному журналу и дневнику, Библиотеке МЭШ. Все здания образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, где проходят уроки в 5–11 классах, а также все здания школ столичного Департамента труда и социальной защиты населения на конец 2018 года были оборудованы инфраструктурой проекта – интерактивными панелями в классах, точками доступа к Wi-Fi, серверами и ноутбуками для учителей. Таким образом мы выполнили основную задачу – создали инфраструктуру и разработали необходимые информационные системы.
В ближайшие годы проект продолжит развиваться. Использование в учебном процессе самых современных технологий: дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, больших данных – позволит выстраивать процесс обучения более эффективно.
– Сфера здравоохранения долгое время оставалась довольно консервативной, но в последние годы здесь наметились серьезные изменения. Все ли удалось сделать в этом секторе и куда можно двигаться дальше?
– Уже не первый год в поликлиническом звене работает и доказала свою эффективность Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Благодаря системе сегодня получение бесплатных медицинских услуг доступно и удобно. В поликлиниках нет очередей, запланировать и назначить визит к врачу теперь можно разными способами, в том числе и удаленно. В ЕМИАС врачи ведут электронные медкарты пациентов, оформляют электронные рецепты, которые, после того как попадут в систему, становятся доступными для просмотра сотрудниками аптечных пунктов.
До конца 2020 г. мы планируем автоматизировать и подключить к сервисам ЕМИАС все городские стационары. Врачи в больницах получат доступ к электронным медицинским картам пациентов, смогут вносить результаты исследований, назначения, размещать выписной эпикриз.
– Москва всегда оказывалась в передовиках в деле запуска современных сотовых сетей. Известно, что мобильные сети пятого поколения появятся в России не ранее конца 2021 г. При этом первая экспериментальная зона сети 5G уже заработала на территории инновационного центра «Сколково». Расскажите, как вы планируете использовать в городском хозяйстве те новые возможности, которые появятся с запуском этих сетей.
– Мы создаем условия для развития новейших технологии в столице. На текущий момент подписаны несколько соглашений с операторами сотовой связи о развитии услуг связи и ИКТ в Москве. В рамках этих соглашений мы реализуем пилотные проекты, тестируем возможности 5G – например в сфере медицины, безопасности, Интернета вещей.
Появление 5G откроет совершенно новые возможности для городского хозяйства, причем во всех его отраслях.
– Если говорить о наиболее мощных на сегодня трендах в сфере ИТ, таких как Big Data, Интернет вещей, облачные технологии, искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная реальность и т. д., то какие из этих направлений вы считаете приоритетными для ИТ российской столицы?
– Представьте себе, что вы берете интервью у композитора и задаете ему такой вопрос: «Какие из семи нот вы считаете для себя приоритетными при создании музыкального произведения?» Примерно так же звучит ваш вопрос и для меня.
Все перечисленные тренды, инфраструктурные направления, связанные с широкополосным Интернетом, виртуализацией такого рода ИТ-сервисов, вопросы стандартизации новых сервисов (в области Интернета вещей и пр.) – все это является той необходимой палитрой красок или набором нот, без которых невозможно создание каких-либо законченных продуктов либо новых сервисов. И уж тем более без этого «набора» невозможно создание цифровой экосистемы Москвы.
– У вас как опытного руководителя, безусловно, до прихода на должность уже была подготовлена программа действий на новом посту. Если посмотреть на все те проблемы, с которыми вам пришлось столкнуться в первые месяцы руководства ДИТ, были ли среди них какие-то неожиданности (положительного характера или отрицательного), которые заставили вас искать новые подходы?
– С точки зрения содержательной повестки дня я бы не сказал, что столкнулся на своей новой должности с необходимостью каких-то изменений. Во-первых, я тут отнюдь не новичок – в департаменте информационных технологий Москвы я работаю с ноября 2016 г. Во-вторых, весь прошедший год мы последовательно формировали поэтапную программу действий, разрабатывали мощный портфель проектов под общим рабочим названием «Умный город 2020–2030».
И сегодня мы ведем конструктивный диалог с изменившейся структурой руководства по уточнению этого портфеля решений и проектов. Наши цели здесь просты и понятны: наращивать количественно и качественно ИТ-сервисы для жителей столицы, чтобы они могли экономить время на рутинных операциях. А главное, как очень точно подметил в своем выступлении Сергей Семенович Собянин, делать так, чтобы ИТ становились все менее и менее заметными для человека. Более того, это касается ведь не только ИТ, но и других услуг, оказываемых государством своим гражданам.

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку