Эпидемия инноваций

Клуб ИТ-директоров Global CIO провел в «Сколково» ежегодную конференцию по инновациям «На шаг впереди», где ИТ-директора и эксперты по инновациям различных компаний обсуждали стратегии цифровизации существующего бизнеса и создания новых электронных сервисов. Дмитрий Калаев, директор акселератора ФРИИ, отметил, что для этого нужно преодолеть эпидемиологический порог сотрудников, зараженных «вирусом инноваций» – имеющих желание реализовать собственные идеи и модернизировать бизнес.

Непрерывные инновации – это потребность современного бизнеса. Это понимают в том числе и такие компании, как АО НПО «Энергомаш», которая является фактически мировым лидером в производстве ракетных двигателей. Даже у такой консервативной компании, которая 90% своей продукции продает за границу, есть потребность в проведении цифровой трансформации и внедрении цифровых сервисов – об этом рассказал на конференции заместитель генерального директора по развитию ИТ АО НПО «Энергомаш» Денис Савенков. «Цифровизация – это сохранение места в космосе, поскольку Илон Маск проводит политику вытеснения европейских и российских компаний из космоса за счет средств американских налогоплательщиков», – отметил он. Компания создала собственный корпоративный акселератор с целью реализовать к 2020 г. переход на цифровое предприятие.

Следует отменить, что в апреле текущего года Минэкономразвития инициировало процесс формирования в государственных компаниях компетенций по цифровизации. Сформирован план внедрения в пилотных государственных компаниях такой должности, как CDO (Chief Digital Officer), хотя в рекомендациях Минэкономразвития это называется «руководитель по цифровой трансформации» (РЦТ). К осени планируется набрать людей на указанные позиции в пилотные госкомпании и дать им полгода – до апреля 2019-го – на реализацию первых проектов. По результатам этих экспериментов первоначальная программа цифровизации государственных корпораций должна быть откорректирована. Этот процесс затеян в рамках ключевого направления «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» целевой программы «Цифровая экономика». Для формирования рекомендаций и плана были привлечены эксперты ГК «Ростех» и ГК «Росатом», АСИ, ЦСР, РЖД, МТС, АНО «Цифровая экономика» и др.

В частности, в компании МТС уже развернута инфраструктура инновационного развития: по словам Дмитрия Курина, директора акселератора «МТС Центр инноваций», в его компании центр инноваций был создан два года назад, а сейчас создается корпоративный акселератор, который предназначен для доведения идеи новых сервисов до реализации пилотного проекта. При этом отрасли для акселерации стартапов выбраны с максимальным мультипликатором доходности: облака, дистанционная медицина и образование, киберспорт, искусственный интеллект и др. Первый цикл акселерации уже стартовал в марте: было предложено 250 проектов, из которых отобрано 20 стартапов, половина из которых отправлена на акселерацию (3–4 месяца), а вторая – на реализацию пилота (также 3–4 месяца).

Впрочем, «Сбербанк» продвинулся в инновационном развитии еще дальше. У них лаборатория инноваций была создана достаточно давно и уже отработала большое количество проектов. Однако сейчас, по словам Алексея Шатилова, директора центра R&D «Сбербанк Технологии», настало время создать среду постоянных инноваций, для чего начинается процесс формирования отдела инноваций в каждом подразделении банка и переход на децентрализованные инновации. В этом случае инновационное развитие является неотъемлемой частью бизнеса, «заразившей» все тело компании. Важно в таком процессе обеспечить качественное управление рисками. Принцип этого сформулировал Дмитрий Калаев: «Сделать как можно больше ошибок как можно дешевле».

Однако ключевой для инновационного развития компании является роль руководителя, который должен максимально стимулировать инновационные разработки. Хорошим примером этого может служить проект внедрения системы виртуальной реальности в РКК «Энергия», о котором рассказал на конференции Юрий Катьянов, руководитель департамента ИТ компании. Проект был инициирован генеральным директором РКК «Энергия» Владимиром Солнцевым, который планировал заниматься с его помощью виртуальным проектированием космических кораблей и модулей. Проект был реализован за 3 месяца на основе шлема HTC Vive для ведущего обсуждение и стереопроектора для остальных участников. Сейчас оборудование используется примерно шесть раз в месяц по 1,5 часа для совместного обсуждения проектов. Наглядность и динамичность демонстраций позволяют более оперативно решать общие вопросы и экономить время всем участникам обсуждения. В одном из проектов компании с помощью стенда удалось сэкономить 80 см³ объема космического корабля для полезной нагрузки. Таким образом, инновационные проекты позволяют оптимизировать разработку новых сервисов и работу уже существующих процессов.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку