ERP-системы потянулись в облака

Компания «Крок» провела онлайн-встречу на тему «1С в облаке – полет нормальный. Почему сегодня вашей ERP нужна облачная платформа». Эксперты отметили основные тенденции уходящего года: локализация, массовая миграция в облако, замена зарубежных решений. Представитель логистической компании Nawinia рассказала о том, почему корпоративные системы «1С» разместили в облаке и какие аргументы помогли убедить руководство в правильности выбора провайдера.

Платформа «1С: ERP» не сегодня начала вытеснять импортные решения на российских предприятиях. В уходящем году тенденция ускорилась, на что были причины. Иностранные вендоры ушли из России, отечественные компании остались без поддержки, лишены возможности продлевать лицензии, доступ к оборудованию ограничен. Для части предприятий актуален вопрос повышения эффективности инфраструктуры для поддержки всех бизнес-процессов.

 

Смена вектора

Открывая онлайн-встречу, директор по развитию бизнеса «Крок Облачные сервисы» Максим Березин назвал локализацию трендом уходящего года. Западные компании преобразуют российские представительства, что сопровождается построением автономных структур.

Большая часть проектов, реализованных «Крок» в 2022 г., была связана с размещением продуктивных ERP-систем в облаке. Уход зарубежных вендоров из России заставил предприятия искать провайдера, который разместит инфраструктуру («неважно где, важно, чтобы все работало»), обеспечит ее поддержку.

Опытным путем специалисты выяснили, что к настоящему времени отпал ряд ограничений. В частности, SAP в облаке отлично работает (и на несертифицированном «железе»), HANA – «не капризничает» на выделенных узлах в облаке (до 3ТБ ОЗУ), а российские подрядчики справляются с поддержкой зарубежных систем. Эксперты компании утверждают, что облачная инфраструктура не уступает локальным вариантам оn-premise.

Основных траекторий перехода на «1С» две: с SAP cloud на SAP on-premise и с SAP cloud на «1С» («находятся храбрецы»). В числовом выражении такие проекты реализуются в пропорции 50 на 50. Но объединяет их элемент срочности из-за требований локализации.

Специалисты вынуждены учитывать изменившиеся сроки поставок оборудования. Альтернативные варианты – продукция китайских производителей, наличие так называемых серовозов без государственной таможенной декларации. Оборудование из Поднебесной есть «очень приличное, нормальное и не очень», доставляется в те же сроки, что и до начала февральских событий. По цене качественная китайская продукция сопоставима с ввезенным по параллельному импорту оборудованием Dell. Какой вариант предпочтительнее в текущих обстоятельствах, подскажут эксперты, готовые поделиться экспертизой.

В уходящем году специалисты присматривались к отечественной продукции. В компании «Крок» экспериментировали с российским «железом» для корпоративного сегмента. Выяснилось, что разрекламированные бренды обходятся в полтора-два раза дороже продукции Dell. Для отдельных видов «железа», включенного в реестр, характерны проблемы другого сорта – «на него очередь, большие сроки поставок – по нашему опыту, восемь месяцев», сказал представитель «Крок».

Тотальное замещение

Опытом замены зарубежных ERP, миграции с SAP на «1С» поделился менеджер по продвижению решений направления «ERP и финансы» компании «Крок» Андрей Киселев. По данным из открытых источников, «пирог» ERP все еще поделен между «1С», SAP, Oracle и Microsoft (занимает небольшой сегмент). Согласно анализу, который самостоятельно проводят клиенты «Крок» накануне внедрения ERP, за последние три года почти каждый кейс – это выбор «1С» («с весны 2022 г. и подавно»).

На фоне тектонических сдвигов на рынке у специалистов в сфере ERP огромный объем работы («список задач стремится к бесконечности»). По словам Андрея Киселева, поводом для 70% запросов, поступивших провайдеру в этом году, послужила локализация: одни клиенты планируют продолжать бизнес в России, других отключают от глобальной инфраструктуры и экосистемы, третьим предстоят переход на российскую ERP, миграция бизнес-приложений и т. д. 20% запросов поступает от компаний, запланировавших плановый переход на российский ИТ-ландшафт. В январе – феврале стартуют проекты по миграции корпораций с SAP и Oracle на «1С», поэтому Андрей Киселев называет 2023-й «годом мегапроектов».

Предприятиям, которые заранее начали готовиться к внедрению ERP-систем, пришлось корректировать планы, в частности, вместо миграции с SAP ERP на SAP HANA они принимают решение о внедрении «1С».

Проектирование ИТ-ландшафта

Эксперты рассказали, как компания «Крок» справляется с запросами, общими факторами для которых являются сжатые сроки, широкая функциональность и большое количество бизнес-процессов.

Прежде всего следует учитывать, что SAP не заменить на «1С» «один к одному» («возможно, к счастью»). В центре – ERP-система на базе, например, «1С: ERP», а для части задач выбираются решения других российских вендоров. Важно правильно выстроить общий ландшафт, ничего не упустив из виду, в этом 90% успеха. «Мы предлагаем пирамиду. На базовом ее уровне инфраструктура, требующая локализации, слоями выше – ERP как ключевая учетная система, смежные бизнес-приложения и корпоративные порталы», – пояснил Андрей Киселев.

Внедрить комплекс систем в надежде оптимизировать конструкцию через год – задача невыполнимая. Поэтому рекомендуется определиться с вендорами, выбрать центральную систему, прояснить алгоритм решения смежных задач. Перестройка ИТ-ландшафта связана с огромным количеством функциональных блоков. Если отталкиваться от требований пользователей (по результатам опроса, описания нужного функционала) с последующей демонстрацией системы, то это путь в никуда. «Понимание и представления пользователей SAP сильно отличаются от того, что сотрудники увидят в будущей системе «1С». Через требования невозможно собрать проект», – утверждает эксперт.

Обстоятельства диктуют модели и сроки

В «Крок» придерживаются процессной модели. Функциональный блок соотносится с каталогом бизнес-процессов, которые применяются на предприятии (а не в системе – SAP или «1С») и без которых деятельность невозможна. Затем бизнес-процессы накладываются на функционал «1С». Задача творческая, требующая находчивости консультантов по конкретному направлению. При наличии функциональных разрывов составляется список доработок (дополнительны отчеты, интеграции и т. д.).

Процедура внедрения выстраивается по процессам (инструкции пользователей, сценарии тестирования и т. п.), в которые вовлечены ключевые пользователи. По ходу реализации проекта не прекращается обучение команды заказчика. К концу проекта все в компании понимают, что такое система «1С» и как ею пользоваться, а возможные риски сводятся к минимуму.

Известны примеры, когда на миграцию с SAP на «1С» выделили меньше шести месяцев, а полноценное внедрение «1С» занимает больше года. В таком случае эксперт рекомендует использовать процессную модель, но сокращать количество процессов, которые попадут в первый релиз системы. Например, из 150 процессов в первый релиз включается 40 наиболее критичных (без них встанут производство и отгрузка продукции). В последующих релизах функциональность наращивается. Процессный подход отлично работает в экстремальных условиях, утверждают представители «Крок».

«Сборочная линия» внедрения

Для того чтобы не запутаться в многообразии функциональности, процессов, требований, задач по управлению проектной командой, процедур, которые находятся на согласовании, и т. д., в облаке «Крок» развернули интегрированный стенд разработки для проектирования и демонстрации «1С». Идея в том, чтобы все документы, артефакты и задачи по проекту автоматизировать.

В системе «1С: СППР» моделируются процессы, собираются требования, в «1С: ДО» проходят согласования. Все это направляется в контур разработчиков, где у каждого свое хранилище, затем в GIT, предусмотрены также автотесты, контроль качества кодов.

«Это своего рода полноценная сборочная линия, но главное, что весь стек разворачивается «по щелчку» в облаке под каждый проект. И потом зачастую остается в пользовании наших клиентов, чтобы они развивали систему по тем же принципам и стандартам – по сути, смогли выстроить центр компетенций на своей стороне», – рассказал Андрей Киселев.

Самое интересное – кейсы

Во время презентации представитель «Крок» обратил внимание на три кейса, в которых потенциальные клиенты могли узнать себя. Первый – по заказу производителя продуктов питания и дистрибьютора со штаб-квартирой в Европе, который наряду с решением SAP использовал большое количество, в частности, самописных систем, не имевших поддержки вендора. Всю эту инфраструктуру нужно было перезапустить на базе «1С». Из 15 систем осталось три-четыре, которыми будет пользоваться заказчик. Упрощение ландшафта дало возможность минимизировать объем интеграционных работ, оптимизировать стоимость поддержки. Одновременно была составлена дорожная карта на несколько лет, проработана ИТ-архитектура.

Второй кейс – для производителя строительных материалов (четыре завода на территории РФ) – вариант срочного отключения SAP (тот случай, когда в запасе шесть месяцев, а на внедрение уйдет больше года). Для локализации под ключ в сжатые сроки пошли по пути процессной модели, запуска системы релизами. В первый собрали критичные процессы, во второй – четвертый включили учетные процессы. Разработали дорожную карту. На внедрение системы уйдет примерно год, но через полгода при отключении SAP компания продолжит работу уже в «1С».

Третий кейс – для производителя продуктов питания, который летом столкнулся с экстренным отключением систем от глобальной инфраструктуры без объявления причин. («Оставили у разбитого корыта с Excel и «1С: Бухгалтерией»). Компания попыталась «скрестить» решения нескольких подрядчиков, вендоров. Через несколько месяцев выяснилось, что самостоятельно с задачей не справиться. Специалисты «Крок» предложили комплексную архитектуру, предоставив под ключ нужные сервисы (для управления проектом в облаке «Крок», «1С: СППР», стенд разработки, трекинг задач, проектную библиотеку).

Выбор провайдера

Компания Nawinia – цифровой логистический оператор полного цикла – сравнительно недавно сменила дата-центр и выбрала нового поставщика услуг, которым стал «Крок». Предпосылками этого послужил ряд проблем: недоступность серверов доходила до восьми часов, в том числе из-за DDoS-атак на ЦОД, невозможность быстро нарастить ресурсы в высокий сезон, медленно работающие сервисы, в частности «1С». У предыдущего провайдера не хватало компетенций для решения задач Nawinia, связанных с запросами на рост бизнеса, проведением анализа текущей инфраструктуры. Если доступность ИТ-сервисов ниже 100%, компания несет убытки. Час простоя критических ИТ-сервисов обходится логистической компании в миллиарды рублей.

Руководитель отдела поддержки и инфраструктуры компании Nawinia Александра Костеева рассказала о критериях выбора нового провайдера, отметив надежность и отказоустойчивость ЦОД с доступностью не менее 99,99%, разрешение инцидентов в срок до 60 минут, высокий уровень экспертизы, показатель теста Гилева и ценовую политику. По перечисленным параметрам сравнивали семь провайдеров. В рамках эксперимента подсчитали также, во сколько обойдется оператору свой небольшой ЦОД в центральном офисе компании в Москве. В результате «Крок» оказался «золотой серединой» по соотношению цена/качество.

В Nawinia получили высокую производительность инфраструктуры под «1С» (42 балла по тесту Гилева). Комфортные условия SLA, в том числе оперативная реакция на запросы, – среди решающих причин в пользу выбора «Крок». Статья расходов на аренду серверов в ИТ-бюджете логистической компании – одна из самых внушительных. «Нам удалось собрать достаточное количество аргументов, в том числе по доступности, условиям SLA и ценовой политике, чтобы убедить руководство в том, что «Крок» – тот провайдер, который обеспечит нам стабильный рост бизнеса», – сказала Александра Костеева.

По окончании переговоров стороны «ударили по рукам», и началась подготовка к переезду в новый дата-центр. Специалисты «Крок» совместно с архитектором Nawinia провели исследование инфраструктуры, предложили отказоустойчивый вариант с конфигурацией на два ЦОД и кластеризацией «1С», подготовили план переезда, согласовали команду, роли и время на каждую задачу. Договорились о переезде в выходные дни. Потребовалось в общей сложности 1,5 выходных дня. Правда, не обошлось без огрехов – с трудом поддавался перемещению большой файловый сервер. Но решение было найдено.

На следующий день сотрудники логистической компании зашли в систему и отметили высокую скорость работы, особенно представители бухгалтерии. Раньше им приходилось задерживаться на работе, чтобы провести документы, не говоря о больших отчетах. Годовой отчет прежде формировался 40 минут – час, в настоящее время – три-четыре минуты.

В числе преимуществ, которые получил оператор, Александра Костеева назвала высокопроизводительную среду, адаптированную для «1С» («все быстро работает – летает»), гибкую облачную инфраструктуру с возможностью оперативно нарастить мощности («через 10–15 минут после оформления заявки «добавить ресурс на виртуальную машину» дополнительные мощности в нашем распоряжении»), и отказоустойчивую архитектуру («за полтора года инцидентов не было»).

В планах Nawinia – завоевание восточных рынков, где планируется открывать дополнительные офисы. В следующем году компания намерена расширять имеющуюся инфраструктуру и внедрять новые информационные системы.

 

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку