Финтех-продукты на рынке труда. Mail.ru Group продвигает сервис PayDay

В «РИА Новости» прошел круглый стол на тему «Цифровизация рынка труда», организованный Ассоциацией менеджеров и Mail.ru Group, которая разработала сервис PayDay. Устойчивый тренд на цифровизацию «всего и вся» не обошел стороной трудовые отношения. Канули в Лету командировочные удостоверения, трудовые книжки переводятся в цифровой формат, Правительство запускает пилотный проект создания цифрового удостоверения личности. Какая роль на фоне происходящих изменений отводится финтех-продуктам, содействующим цифровизации рынка труда?

В первой декаде декабря глава государства подписал закон о дистанционном труде, дал ряд поручений по разработке платформенных решений, связанных с дальнейшей цифровизацией трудовой деятельности. С января 2021 г. в России официально введена комбинированная дистанционная работа. Цифровизация становится нормой во взаимоотношениях работодателей с работниками. Какие цифровые продукты существуют на рынке оплаты, в чем преимущества решений по принципу pay-on-demand? Смогут ли подобные сервисы оказать влияние на лояльность персонала? Как повысить прозрачность отношений между работниками и работодателями, а также устойчивость материального положения сотрудников? Обсуждение этих вопросов анонсировал, открывая мероприятие, модератор дискуссии – директор по корпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров Юрий Праслов.

В долг до зарплаты

По данным ВЦИОМ, около 72% работников получают зарплату каждые две недели. Однако 33% россиян отмечают, что периодически им не хватает денег до следующего начисления, а 10% постоянно сталкиваются с такой ситуацией. Весной 2020 г. каждая пятая семья брала в долг до зарплаты. Все это формирует спрос на сервисы pay-on-demand, или «зарплата по требованию», когда заработанные деньги можно получить раньше установленного локальным нормативным актом дня выплат. Работодателю открывается кредитная линия от разработчика решения, при этом комиссии для работодателя и работника являются минимальными, утверждают эксперты.

Руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин

Большинство работающих россиян получают зарплату дважды в месяц, чем и определяется модель финансового планирования семьи, пояснил руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин. Пандемия стала катализатором ряда процессов в области экономического положения граждан. По данным исследования ВЦИОМ, до 43% возросла доля людей, которые сталкиваются с ситуацией, когда деньги нужны сегодня, а до зарплаты несколько дней или больше. Наряду с этим часто возникают непредвиденные расходы. Доля россиян, оказавшихся в ситуации, когда «случай не заставил себя долго ждать», составила 52%. На фоне указанных тенденций формируется социальная база для создания и развития сервисов по типу PayDay, который вывела на рынок Mail.ru Group, заключил представитель ВЦИОМ.

Управляющий директор по работе с персоналом «Райффайзенбанка» Владимир Химаныч

Данные тезисы подкрепляются выводами, сделанными по результатам локального исследования, которое провел «Райффайзенбанк» среди своих клиентов в различных регионах страны. При поиске работы и выборе работодателя наибольшую ценность для 85% соискателей представляют уровень оплаты, регулярность и своевременность начислений, сообщил управляющий директор по работе с персоналом «Райффайзенбанка» Владимир Химаныч. Выяснилось также, что вторым по важности фактором стала возможность удаленной работы. Раньше условиями гибкого графика интересовались представители отдельных индустрий, например ИТ. Сейчас для 60% респондентов из всех секторов экономики это значимое обстоятельство наряду с уровнем оплаты труда.

Проверено на себе

Директор по развитию и интеграции Mail.ru Group Сергей Молчанов

Как показывает зарубежный опыт, сервисы категории pay-on-demand – выплаты зарплаты по требованию – набирают обороты. Первой ласточкой на российском рынке стало решение PayDay, разработанное Mail.ru Group. «Мы запустили сервис весной этого года. Пандемия началась в то время, когда мы уже начали общаться с большими и уважаемыми компаниями, рассказывая им про наше решение, – сообщил основатель сервиса PayDay, директор по развитию и интеграции Mail.ru Group Сергей Молчанов. – Примечательно, что сервис нужен каждому сотруднику – неважно, где он работает – в офисе или доставляет заказы».

На этапе пилотирования сервиса в рамках Mail.ru Group его создатели были уверены, что сервис нужен преимущественно линейному персоналу. На это указывал и международный опыт. Американские и европейские компании, предлагающие аналогичные продукты, целятся в секторы, где много линейного персонала. Считается, что сервис позволяет быстрее нанимать, удерживать и дополнительно мотивировать сотрудников, показывая, сколько денег каждый заработал к текущему моменту.

Однако в Mail.ru Group стали тестировать сервисы в других подразделениях компании и поняли, что интерес к сервису проявили продакт-менеджеры, ИТ-сотрудники. Сервис дает возможность восполнить потраченные деньги, поэтому интересен всем – независимо от размера получаемого дохода.

Первые пользователи

К настоящему времени к сервису подключились несколько десятков компаний, еще столько же находятся в процессе согласования договоров, внедрения сервиса и работ по интеграции, сообщил основатель PayDay.

Бизнес-партнер ИТ-департамента компании СДЭК Евгения Мезенцева

Одним из заказчиков, проявивших интерес к PayDay, стала компания СДЭК. Инициатива по его внедрению исходила от HR-директора, рассказала бизнес-партнер ИТ-департамента компании СДЭК Евгения Мезенцева. На планерке стали обсуждать сервис и решили провести опрос среди сотрудников компании. Отклик превзошел ожидания. С нового года PayDay будет доступен работникам СДЭК. «В этом году много интересного произошло в сфере логистики. Мы максимально менялись, запуск нового сервиса для нас важен с точки зрения открытости и прозрачности компании. Посмотрим, какова будет его эффективность. Рассчитываем на то, что PayDay поможет в поиске новых сотрудников, прежде всего ИТ-специалистов, позволит повысить лояльность», – поделилась представитель СДЭК.

В приложении PayDay предусмотрены необходимые атрибуты поддержки пользователей и компании. Можно пообщаться с автоматизированным помощником, сотрудником службы поддержки или обратиться к старшему менеджеру за ответом на вопросы, возникающие в процессе взаимодействия с приложением.

Выплата заработанного

Пользование таким сервисом не отменяет бухгалтерию внутри компании. Но в Mail.ru Group обещают продолжать работать в этом направлении. По словам Сергея Молчанова, с внедрением сервиса работы для бухгалтера не прибавится. Не возникнет большого количества микродействий, которые пришлось бы выполнять каждый день, как если бы компания самостоятельно решила выплачивать деньги сотрудникам ежедневно. В этом смысле сервис упрощает и автоматизирует рутинные процедуры.

Что касается схемы финансирования, то разработчик сервиса предоставляет компании деньги, из которых и выплачивается аванс сотрудникам. Каждая полученная работником сумма в конце месяца отражается в его расчетном листке. Работник видит, сколько денег он взял, условно говоря, 7, 10 или 15 числа месяца. С сервисом компания рассчитывается раз в месяц по окончании отчетного периода.

Стоит подчеркнуть, что PayDay – это не авансирование, а выплата сотруднику денег, которые им заработаны к моменту их получения.

В ходе круглого стола возник закономерный вопрос, на чем зарабатывает поставщик сервиса. «Мы коммерческая организация, планируем зарабатывать на фиксированной сумме, которую будем взимать с каждой транзакции. Но текущее предложение рынку – давайте подключимся, попробуем, посмотрим, нравится ли PayDay вашим сотрудникам. Конкретная сумма зависит от размера компании и схемы, которую мы вместе с компанией будем внедрять», – ответил Сергей Молчанов.

Точки зрения экспертов

Директор по персоналу компании Volga Group Алевтина Каипова

Принявшие участие в мероприятии эксперты высказали свое отношение к предложению Mail.ru Group. По словам директора по персоналу компании Volga Group Алевтины Каиповой, сервис интересный. Задача работодателя – использовать его как механизм поощрения и повышения качества жизни своих работников.

Заместитель генерального директора медиахолдинга «Русская медиагруппа» Любовь Маляревская

Цифровизация в финансах, развитие сервисов требуют внимания руководителей и вложения средств, считает заместитель генерального директора медиахолдинга «Русская медиагруппа» Любовь Маляревская. Люди инертны и не любят изменений. Не всякая компания готова к нововведениям. Никто не жалуется – зачем что-то менять. Приходится работать с персоналом. Пандемия показала, что сервисы надо развивать, при этом их интеграция и сопровождение стоят денег.

В ответ на эту ремарку Сергей Молчанов пояснил, что внедрение продукта требует вложений, но в данном случае разработчик вместе с компанией творчески подходит к вопросу, и все издержки, которые связаны с интеграцией, берет на себя: «Мы в этом смысле выступаем ледоколом на рынке. Более того, для компаний, с которыми сложилось взаимодействие,  стараемся автоматизировать за наш счет и некоторые другие бизнес-процессы. Например, у некоторых компаний есть потребность перевести в онлайн табельный учет». По его словам, ряд дополнительных продуктов, которые сейчас разрабатываются компанией, направлены на то, чтобы охватить и автоматизировать смежные с сервисом области. На это есть явный запрос рынка.

Генеральный директор агентства по подбору персонала ProPersonnel Татьяна Долякова

Генеральный директор агентства по подбору персонала ProPersonnel Татьяна Долякова считает, что сервис следует начинать внедрять в отраслях, где используются прозрачные схемы выплаты доходов и бонусов. К слову, банковский сегмент одним из первых заинтересовался продуктом PayDay. Ряд отраслей, прежде всего ритейл, намерены оптимизировать издержки в сфере оплаты труда. Показателен зарубежный опыт. Например, компания Walmart внедрила сервис на принципах pay-on-demand. По итогам исследования, проведенного PwC, выяснилось, что у 36% сотрудников Walmart повысилась лояльность к компании. Кроме того, уменьшилась текучка персонала, что благоприятно сказалось на сокращении затрат и издержек. Хорошие перспективы у сервиса PayDay в ресторанном бизнесе, для которого характерны высокая текучка персонала, непрозрачные зарплаты.

Такую точку зрения разделяет Сергей Молчанов. Летом, когда, казалось, пандемия пошла на спад, в ресторанах был наплыв людей, уставших от самоизоляции. И учреждения столкнулись с острой нехваткой линейного персонала, которую нелегко восполнить при закрытых границах. Некоторые ресторанные сети готовятся к тому, что будет весной, летом, когда жесткие ограничения закончатся. Внедрение PayDay можно рассматривать как конкурентное преимущество работодателя. Устроился на работу и можешь получить заработанное не через две недели или месяц, а буквально послезавтра.

Руководитель практики трудового права юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Надежда Илюшина

Идея PayDay выглядит инновационной, считает руководитель практики трудового права юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Надежда Илюшина. По ее мнению, зарубежные идеи в российских реалиях приживаются долго и сложно. У нас архаичный Трудовой кодекс, неповоротливый в плане новшеств. «Священная корова» ТК – оплата труда работников. «Полетит ли идея с точки зрения трудового права? Я пока не совсем понимаю, если честно, – мало информации. Многое зависит от нюансов: насколько гибкая система, ведь одни сотрудники норму перерабатывают, от месяца к месяцу могут быть вариации в оплате», – поделилась сомнениями юрист.

В ответ на это Сергей Молчанов пояснил: «Каждая выплата в ИТ-системах работодателя проходит тем числом, когда сотрудник берет деньги. Мы не рекомендуем выставлять лимит снятия денег больше чем 50% заработанного. Это позволяет работодателю в положенные даты выплатить и аванс, и зарплату, исключить ситуации, когда работник снял все деньги с сервиса, а мы ничего не заплатили ему 15 числа или 5. Для этого устанавливается лимит».

На этапе создания продукта его разработчики консультировались с представителями трудовой инспекции, Центрального банка как регулятора. В общем, тернистый путь прошли, но «ледокол» тронулся.

Директор по персоналу платежного сервиса CloudPayments Татьяна Афонина

PayDay – продукт будущего. Такой точки зрения придерживается директор по персоналу платежного сервиса CloudPayments Татьяна Афонина. Это альтернатива устоявшейся привычной форме выплаты заработной платы. «Через три-пять лет мы придем к возможности выбора каждым сотрудником формы выплаты заработанного, и это хорошо. Все стараются персонализировать сервисы, строить бизнес с человеческим лицом», – говорит эксперт. Сервис одинаково интересен и обслуживающему персоналу, и «белым воротничкам», и сотрудникам офиса. У каждого могут возникнуть ситуации, когда деньги понадобятся «здесь и сейчас». Интересно будет наблюдать за развитием и продвижением этого прекрасного сервиса.

Резюмируя дискуссию, модератор Юрий Праслов отметил, что Ассоциация приветствует появление новых продуктов. Очевидно, что PayDay представляет интерес для тех компаний, которые научились считать выгоду от цифровых сервисов, а также для предприятий, которые знают, во сколько обходятся текучесть персонала, наем каждого нового сотрудника или простой, пока продолжаются поиски работников.

https://www.connect-wit.ru/

 

 

Поделиться:

Светлана Архипкина: «Выиграет тот, кто раньше других оценит перспективы виртуальных сотрудников»

Подробнее

Глобальные сетевые тенденции

ПОДРОБНЕЕ  

Подпишитесь
на нашу рассылку