Государственные расходы на проекты национального развития

Чуть больше года назад Счетная палата запустила портал-агрегатор «Госрасходы», с помощью которого любой желающий может узнать, на какие цели направляются бюджетные средства и какое значение придается поддержке национальных проектов.

В базе данных проекта, отражающего характер распределения государственного бюджета, собрана информация о контрактах, субсидиях, заказчиках, поставщиках, распределителях и получателях субсидий, нацпроектах. В качестве источников данных используются: единая информационная система в сфере закупок (zakupki.gov.ru); единый портал бюджетной системы (budget.gov.ru); портал государственных программ (programs.gov.ru); паспорта нацпроектов (government.ru); официальные сайты финансовых органов власти, а также иные официальные сайты органов власти и государственных информационных систем, на которых содержатся данные о расходе части государственного бюджета.

Портал позволяет проследить, например, подход к бюджетному учету, объем субсидий, направленных на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов за несколько лет. Напомним, что осенью 2020 года было издано постановление Правительства РФ, предусматривающее ужесточение бюджетной дисциплины при реализации национальных проектов. Интернет-ресурс содержит подробную информацию о национальных проектах по 12 стратегическим направлениям.

Национальный проект «Культура»

Как следует из информации на портале, в рамках нацпроекта «Культура» за годы его реализации было подписано 1564 контракта, выделено 1206 субсидий, из них 778 направлено на обеспечение нового уровня развития инфраструктуры («Культурная среда»). 270 субсидий выделено на создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди»), 158 – на цифровизацию услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»).

Самая крупная в 2020 г. субсидия в рамках нацпроекта «Культура» составила 9 млрд руб. Федеральное агентство по делам молодежи («Росмолодежь») – один из распорядителей средств – заключило договор с автономной некоммерческой организацией «Институт развития Интернета». Предмет соглашения – предоставление субсидии «на деятельность по оценке общего состояния, тенденций и перспектив развития информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выявлению проблем развития сети Интернет и разработке путей их преодоления». Средства на национальные проекты программы будут перечисляться постепенно – по 3 млрд руб. ежегодно.

Оценивать эффективность расходов государственного бюджета, результативность работ по договору планируется по таким параметрам, как количество размещенного в Сети контента и количество просмотров.

Национальный проект «Цифровая экономика»

Напомним, что проект реализуется с 2018 г. По направлению «Цифровое государственное управление» был заключен 891 контракт. Субсидии (в количестве 1273) направлялись преимущественно по направлению «Кадры для цифровой экономики».

Другие направления в рамках этого проекта перечислим в порядке убывания по количеству субсидий: цифровое государственное управление, цифровые технологии, информационная инфраструктура, информационная безопасность и нормативное регулирование цифровой среды.

В прошлом году Судебный департамент при Верховном Суде РФ заключил контракт с ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» солидный контракт на оказание государственных услуг. Соглашение действует до конца 2022 г.

Национальный проект «Образование»

За последние несколько лет больше всего контрактов было заключено по направлению «Современная школа» – 2614, а выделено субсидий – по направлению «Успех каждого ребенка» (1549 из 5302). С небольшим отрывом по количеству субсидий (1336) идет направление «Цифровая образовательная среда».

Нацпроект «Образование» включает в себя десять направлений. Наряду с упомянутыми ведется работа по таким направлениям, как «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования), «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого».

Крупная субсидия (4,131 млрд руб.) в прошлом году была выделена АНО «Россия – страна возможностей». Контракт подписан с «Росмолодежью». Средства направлялись, в частности, на создание и эксплуатацию образовательного молодежного центра в Подмосковье (Мастерская управления «Сенеж»), проведение образовательных мероприятий, проектов платформы «Россия – страна возможностей».

Национальный проект «Жилье и городская среда»

Крупнейшим получателем средств в рамках данного нацпроекта стала госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». С целью сокращения непригодного для проживания жилищного фонда было заключено 1682 контракта, субсидии направлялись на формирование комфортной городской среды (всего 1246). По направлению «Жилье» было подписано 942 контракта, выделено 103 субсидии. Что касается еще одного направления – «Ипотека», то в графах контракты и субсидии значится 0.

Национальный проект «Экология»

Один из самых больших по количеству реализуемых направлений – нацпроект «Экология». Среди его целей – сохранение уникальных водных объектов (отдельными направлениями являются сохранение Байкала, оздоровление Волги) и лесов, создание комплексной системы обращения с отходами и инфраструктуры для обращения с опасными отходами. К федеральным проектам относятся «Чистый воздух», «Чистая вода», «Чистая страна», «Внедрение наилучших доступных технологий».

Большое количество контрактов заключено по направлению «Сохранение лесов» (1248), а 241 субсидия выделена по направлению «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Средства направлялись в Башкортостан, Подмосковье, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский для строительства полигонов твердых бытовых отходов, оптимизации системы сбора опасных отходов и оказания соответствующих услуг.

Национальный проект «Производительность труда»

Данный нацпроект реализуется по трем направлениям – «Системные меры по повышению производительности труда», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» и «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». Наибольшее количество контрактов (1007) заключено по третьему из перечисленных направлений. Аналогичная ситуация и с субсидиями (всего 627).

Более трети всех выделенных средств на эти цели получил Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда, учрежденный четыре года назад по решению Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Национальный проект «Здравоохранение»

К приоритетам в рамках нацпроекта «Здравоохранение» относятся, в частности, развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи, национальных медицинских исследовательских центров, внедрение инноваций, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, создание единого цифрового контура на основе информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

За последние несколько лет чаще всего заключались контракты по направлению «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (3968). Что касается субсидий (2075), то средства направлялись на создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В рамках контрактов, заключенных столичным департаментом информационных технологий, региональными министерствами здравоохранения, приобретались средства связи, криптографической защиты, системы коммутации, компьютерное оборудование, автоматизированные рабочие места и т. д.

Национальный проект «Демография»

Пять направлений реализуется в рамках национального проекта «Демография». Чаще всего контракты и соглашения о субсидиях заключались по направлению «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения». Контрактов – 9152, субсидий – 2620. На втором месте по количеству заключенных соглашений – направление по созданию условий для занятий физкультурой и спортом (5246 контрактов и 1241 субсидия).

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги (БКАД)»

По направлению «Дорожная сеть» заключены 4807 контрактов и 103 соглашения о субсидии, по линии «Безопасность дорожного движения» – 1261 контракт и два соглашения о субсидии. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства реализуются в рамках 493 контрактов и 64 соглашений о субсидиях.

Средства были выделены, в частности, федеральному автономному учреждению «Российский дорожный научно-исследовательский институт», ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». По договорам лизинга транспортные средства будут переданы в российские регионы.

Национальный проект «Наука»

Среди приоритетов проекта – развитие научной и научно-производственной кооперации, передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ, а также кадрового потенциала в сфере исследований и разработок. 511 соглашений о субсидиях предусматривают работы по развитию инфраструктуры для выполнения исследований. Количество контрактов в этом направлении заметно скромнее – всего 32. На цели развития кооперации направлено 112 субсидий.

Национальный проект «Комплексный план – транспортная инфраструктура»

В рамках данного нацпроекта ставка сделана на развитие коммуникаций между центрами экономического роста. Предметами 483 контрактов являются строительство и реконструкция автомобильных дорог. На втором месте по количеству заключенных соглашений такое направление, как развитие региональных аэропортов и маршрутов (111 контрактов). Но если в первом случае реализовано 15 субсидий, то во втором – 80. Значительные финансовые средства выделяются и на развитие внутренних водных путей.

Среди других направлений этого нацпроекта значатся морские поры, Северный морской путь, железнодорожный транспорт и транзит, транспортно-логистические центры. Количество реализуемых проектов и выделенных субсидий на эти цели незначительное, хотя и имеется. А что касается развития высокоскоростного железнодорожного транспорта, то заключенных контрактов и субсидий по данному направлению пока нет.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство (МСП)»

Согласно данным портала «Госрасходы», по этому национальному проекту контракты чаще всего заключались по направлению «Популяризация предпринимательства» (245), соглашений о субсидиях подписано 165. Обращает на себя внимание тот факт, что предметом договоров, нацеленных на развитие предпринимательства, являются экскурсионные туристические услуги, услуги по продаже места или времени для рекламы и т. п.

Рекордное количество субсидий – 1543 – выделено на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации. Значительно скромнее усилия, направляемые на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности (16 контрактов и 0 субсидий), расширение доступа МСП к льготному финансированию (0 и 0), акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства (контракты и субсидии также отсутствуют).

Большой объем средств за время действия нацпроекта был выделен Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, акционерами которой являются «Росимущество» и госкорпорация «ВЭБ.РФ».

Исполнение расходов

По предварительным данным Минфина, расходы федерального бюджета на нацпроекты за 2020 г. исполнены на 97,4% (2,149 трлн руб.).

В лидерах по исполнению расходов на начало текущего года значатся нацпроекты «Жилье и городская среда», «Наука», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть).

Наиболее эффективными проектами по исполнению расходов стали нацпроекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (98,8%), «Производительность труда и поддержка занятости» (98,7%), «Культура» (98,5%), «Демография» (98%), «Экология».

Данные об еще одном, 13-м, нацпроекте – «Международная кооперация и экспорт» – на портале «Госрасходы» не представлены. Однако, по информации Минфина, расходы по нему исполнены также на 97,6%.

Самые низкие по этому критерию показатели у таких национальных проектов, как «Цифровая экономика» (97%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (96,9%), «Здравоохранение» (96,2%) и «Образование» (86,4%).

На фоне пандемии, которая стимулировала большие изменения в сфере здравоохранения, образования, малого и среднего бизнеса, «разбудила» цифровизацию, ситуация с исполнением расходов в перечисленных сферах вызывает, по меньшей мере, удивление. Объяснение такому положению дел сложно найти.

В январе стало известно о том, что со следующего года Минфин предлагает ввести новый механизм привлечения получателей субсидий к инвестициям. Например, промышленные предприятия, пользующиеся государственными субсидиями, обяжут направлять чистую прибыль на развитие собственных производств, если объем субсидий ее превышает. Таким образом, как ожидается, можно будет исключить схему, при которой бизнес-структуры компенсируют расходы за счет бюджета, а прибыль направляется на дивиденды. Удастся ли повысить эффективность механизма субсидий для реализации национальных проектов РФ в целом, покажет время.

https://www.connect-wit.ru/

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Spot Wave: NetApp оптимизирует облачную инфраструктуру

Подробнее
Спецпроект

Цифровая перезагрузка лесного комплекса

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку