Импортозамещение по-американски

Так уж повелось, что со времен покойного Егора Гайдара и ныне здравствующего Анатолия Чубайса «либеральные экономисты» рассказывают россиянам сказочки о свободном рынке и о том, что государство – это «ночной сторож», единственной функцией которого является обеспечение своих граждан армией, полицией и судами. Экономику же надо предоставить «свободным ветрам рынка».

После 90-х годов до россиян постепенно стало доходить, что эти сказки не имеют ничего общего с реальной экономической политикой. Однако и сегодня, когда наше государство проводит политику импортозамещения, можно услышать рассуждения о том, что такие протекционистские меры мешают рынку. Что ж, давайте попробуем обратиться к «лидеру свободного мира», к Соединенным Штатам, – посмотрим, как они решают этот вопрос.

 

Made in America

25 января 2020 года, на пятый день вступления Байдена в должность президента США, на сайте Белого дома от лица президента появилось официальное сообщение под следующим недвусмысленным заголовком: «Executive Order on Strengthening American Manufacturing» («Указ об укреплении американского производства»).

Там говориться в частности: «Сегодня мы приступаем к работе по восстановлению станового хребта Америки: производства, профсоюзов и среднего класса. Он [backbone of America – становой хребет Америки] основан на простой предпосылке: в этой стране мы будем вознаграждать работу, а не богатство. И залогом будущего процветания любой американской компании будет клеймо «Сделано в Америке». Я уже говорил о том, что не согласен с точкой зрения, согласно которой автоматизация и глобализация производства должны приводить к снижению числа рабочих мест в Америке. Мы можем создавать больше рабочих мест у себя. И я не думаю, что конкурентоспособность американской промышленности осталась в прошлом. Американское производство должно быть частью двигателя американского процветания. Это означает, что мы собираемся использовать деньги наших налогоплательщиков для восстановления Америки. Мы будем покупать американские товары и поддерживать американские рабочие места».

«Например, федеральное правительство ежегодно тратит около 600 миллиардов долларов на государственные закупки, чтобы обеспечивать безопасность страны. У нас есть закон, который действует уже почти столетие, и который гарантирует, что эти деньги должны быть потрачены на поддержку рабочих мест в Америке и на поддержку американского бизнеса».

«Предыдущая администрация не относилась к этому достаточно серьезно. Федеральные агентства без особого сопротивления отказались от требования «покупать американские товары». Крупные корпорации и организации отыскивали за лазейки для направления долларов американских налогоплательщиков иностранным компаниям. В результате, десятки миллиардов долларов американских налогоплательщиков поддерживали иностранные рабочие места и иностранную промышленность».

«В 2018 году министерство обороны потратило 3 миллиарда долларов на иностранные строительные контракты, оставив американскую сталь и железо без дела. Оно потратило около 300 миллионов долларов на иностранные двигатели и автомобили, вместо того чтобы покупать американские автомобили и двигатели у американских компаний. При предыдущей администрации общий размер государственных контрактов, заключенных с иностранными компаниями напрямую, увеличился на 30%. Мы изменим эту ситуацию в ближайшее время».

 

Классический протекционизм

Как именно Байден собирается защищать американские рабочие места и осуществлять политику импортозамещения, не сложно понять на конкретном примере. 1 февраля 2020 года на сайте Белого дома появилась прокламация «Adjusting Imports of Aluminum Into the United States» («Регулировка импорта алюминия в США»).

В этом документе Джо Байден пишет: «Я считаю, что в свете интересов национальной безопасности необходимо сохранить в настоящее время тарифный режим, применяемый к импорту алюминиевых изделий из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ)».

«Мы должны обеспечить экономическую жизнеспособность отечественной алюминиевой промышленности – отрасли, которую министр торговли ранее определил как важнейшую для национальной обороны. Очевидно, что наши внутренние мощности по производству алюминия необходимы для удовлетворения наших текущих и будущих потребностей в области национальной безопасности. Постановление за номером 9704 будет направлено на возрождение наших простаивающих алюминиевых предприятий, плавильных заводов открытого типа и др. предприятий, на сохранение необходимых навыков и поддержание или увеличение внутреннего производства за счет снижения зависимости Соединенных Штатов от иностранных производителей».

«На мой взгляд, имеющиеся данные указывают на то, что импорт из ОАЭ угрожает вытеснить внутреннее производство и тем самым нанести урон нашей национальной безопасности».

«После введения тарифа импорт алюминия существенно снизился, в том числе, на 25% из ОАЭ, а внутреннее производство алюминия увеличилось на 22%. В свете этой истории я считаю, что сохранение тарифа будет эффективным инструментом для защиты нашей национальной безопасности».

 

История с блокадой Huawei

На основе изложенного выше может сложиться впечатление, что речь тут идет только о добывающей и обрабатывающей промышленности, но это не так. США предпринимают аналогичные меры и в секторе высоких технологий. Так, всем хорошо известна история с запретом, который администрация Трампа в свое время наложила на китайскую компанию Huawei. После прихода Джо Байдена к власти и сам новый президент, и его советники, и высшие чиновники Госдепа стали рассказывать о том, что они оставят «торговые войны» Трампа в прошлом и вернутся к классической американской дипломатии.

Поэтому на одном из брифингов пресс-секретарю Белого дома Джен Псаки задали вопрос: «Незадолго до того, как администрация Трампа покинула офис, она инициировала новую политику, по сути, аннулирующую все лицензии Huawei на вполне безобидные товары, которые американские компании продавали в США. Планирует ли и администрация Байдена сохранить Huawei в «черном списке» и продолжать применять к ней строгий запрет на продажу товаров?»

За всю часовую пресс-конференцию это была единственная минута, когда с лица Псаки исчезла дежурная улыбка, – она ответила так: «Технологии сегодня находятся в центре конкурентной борьбы между США и Китаем. Китай был готов сделать все возможное, чтобы получить технологическое преимущество – китайцы воровали интеллектуальную собственность США, занимались промышленным шпионажем и принуждали простых американцев к передаче технологий».

«Позиция Президента заключается в том, что нам нужно лучше защищаться, а это уже подразумевает привлечение Китая к ответственности за его несправедливые и незаконные действия и обеспечение того, чтобы американские технологии не способствовали далее наращиванию военной мощи Китая».

«Поэтому Байден твердо привержен тому, чтобы китайские компании не могли незаконно присваивать и использовать американские данные. Нам нужна всеобъемлющая стратегия и более системный подход, который фактически решит весь спектр этих проблем».

«Сейчас проводится обзор ряда таких вопросов. Мы хотим изучить их внимательно, и мы будем стремиться подходить ко всем таким проблемам через призму обеспечения защиты данных США и технологического преимущества Америки».

 

Цифровизация Вашингтона

8 февраля 2020 года на сайте Белого дома появился весьма любопытный документ под названием «Office of E-Government and Information Technology (E-Gov)» («Управление электронного правительства и информационных технологий (E-Gov)»).

В преамбуле 16-страничного документа говориться: «Достижения информационных технологий (ИТ) были в центре трансформации того, как работает частный сектор, и произвели революцию в эффективности, удобстве и действенности, с помощью которых бизнес обслуживает своих заказчиков. Федеральное правительство в значительной степени упустило эту трансформацию из-за неэффективного управления инвестициями, поскольку ИТ-проекты слишком часто стоят на сотни миллионов долларов больше, чем они должны, а внедрение занимает больше времени, чем необходимо, и предоставляет технологии, которые к моменту завершения становятся устаревшими. Мы работаем над сокращением образовавшегося разрыва в цифровизации между наиболее эффективными организациями из частного сектора и федеральным правительством».

«Управление электронного правительства и информационных технологий (E-Gov), возглавляемое Главным информационным директором федерального правительства (CIO), призвано разрабатывать и обеспечивать руководство по использованию новых интернет-технологий, чтобы облегчать гражданам США и бизнесу взаимодействие с федеральным правительством, экономить деньги налогоплательщиков и оптимизировать участие граждан в управлении».

**************************

И напоследок – вопрос для размышления: мне одному кажется, что Джо Байден многое (вплоть до названий, типа «электронное правительство») просто копирует из российского и китайского опыта развития ИТ в госсекторе?

 

Источник: https://www.whitehouse.gov/

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку