Искусственный интеллект позвали на госслужбу

В потоке новостей из техномира искусственный интеллект (ИИ) бьет рекорды по количеству упоминаний. Едва ли остались сферы деятельности, представители которых не присматриваются к возможностям этой технологии и не анонсируют проекты с ее использованием. Примечательно, что потенциал ИИ высоко оценивается не только бизнесом, но и госструктурами, в частности, таможенной службой.

Один из этапов реформирования этой структуры завершился в минувшем году, когда были созданы электронные таможни. В настоящее время процедура оформления деклараций выполняется через центры электронного декларирования. В ведомстве появились таможни и посты фактического контроля.

Центры электронного декларирования

Для оптимизации работы таможенной службы ее руководство сделало ставку на использование информационных технологий. Результаты не заставили себя ждать. Почти все таможенные декларации (по данным ведомства, 99,8%) оформляются через центры электронного декларирования.

По сравнению с прошлым годом количество деклараций увеличилось на 17%. Более 2 млн деклараций зарегистрировано в автоматическом режиме. Около 680 тыс. деклараций выпущено автоматически (процедура занимает не более пяти минут). Таким образом, сегодня каждая четвертая декларация оформляется в автоматическом режиме информационной системой.

 

Личные контакты на минимуме

С внедрением информационных технологий в службе удалось реализовать единый подход к принятию решений.

Руководство ведомства заявило о существенном снижении таможенных и коррупционных рисков. Одним из обоснований этого послужил тот факт, что личные контакты участников внешнеэкономической деятельности с инспекторами теперь сведены к минимуму.

Насыщение ИИ

Стоит напомнить, что в прошлом году была утверждена Стратегия развития Федеральной таможенной службы на предстоящее десятилетие. Реализовывать ее планируется в два этапа: первый завершится в 2024 г., второй – к 2030-му.

По задумке авторов документа, создаваемая таможня будущего должна быть гибкой, цифровой, оснащенной возможностями искусственного интеллекта.

Для достижения поставленных целей в таможенном ведомстве намерены реализовать несколько проектов.

 

Пункт пропуска с интеллектом

Среди основных проектов на текущий год – создание интеллектуального пункта пропуска. На базе цифровой платформы планируется получать данные с контрольно-измерительной техники, которой оснащены пункты пропуска. Пользоваться этой платформой смогут все контролирующие органы, представленные на объектах пропуска.

Единая цифровая платформа будет интегрирована с базами данных других контролирующих органов, с ПО технических средств контроля, аппаратных комплексов потокового сканирования и весогабаритных измерений, систем радиационного контроля, распознавания номеров транспортных средств.

Аналогичный сценарий реализован в морских пунктах пропуска. Благодаря этому обеспечивается безостановочное прохождение партий товаров, в отношении которых не выявлены таможенные риски.

 

Индикаторы рисков

Еще один перспективный проект связан с системой управления рисками, построенной по субъектно-ориентированному принципу. Декларанты распределяются по секторам с минимальными рисками, средними и высокими. Система управления рисками интегрирована в информационные сети. Подавляющая часть рисков выявляется автоматически, в таком же режиме формируются индикаторы рисков, в том числе стоимостные.

В целом эффективная система не лишена недостатков, утверждают эксперты. Поэтому на очереди реализация проекта, позволяющего оценивать каждую товарную партию в режиме онлайн. Это даст возможность перейти от администрирования декларантов к предметному администрированию товарных партий.

Для того чтобы оценивать каждую товарную партию исходя из наличия таможенных рисков, на таможенную службу привлекут искусственный интеллект. Соответствующую задачу служба уже поставила перед математиками.

В идеале принятие решения о мерах дополнительного контроля (осмотра, досмотра и т. д.) будет зависеть от совокупности характеристик товара, условий его перемещения через таможенную границу и степени добросовестности декларанта.

 

Ведомственный дата-центр

Оперировать данными, которыми сегодня располагает таможенная служба России, невозможно без собственного центра обработки данных.

На недавней встрече с премьер-министром страны руководитель ФТС сообщил о начале строительства ЦОД, который планируется ввести в эксплуатацию в 2023 г.

 

Цифровые транспортные коридоры

Не менее значимый проект предусматривает автоматизацию получения и анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов. По словам руководства ФТС, в планах – обучить «цифру» читать эти снимки и выдавать готовые решения.

Ожидается, что завершение намеченных проектов обеспечит создание и развитие цифровых транспортных коридоров.

***

Курс таможни на автоматизацию и цифровизацию уже способствовал снижению конфликтного потенциала в этой сфере. Применение технологий искусственного интеллекта, помогающего обрабатывать большие объемы данных без участия таможенных инспекторов, сведет к минимуму количество правонарушений и злоупотреблений в структуре ведомства.

Оснащенные элементами ИИ информационные системы научатся не только накапливать информацию, но и анализировать большие данные, решать нелинейные задачи в многомерном пространстве, чтобы в результате принимать юридически значимые решения.

С внедрением современных технологий становится возможным одновременное решение трех ключевых задач: обеспечение правомерности взимания таможенных платежей, высокого уровня таможенного администрирования и создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

 

Connect-WIT

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку