Итоги опроса участников конференции ИТАПК-2018

Аналоговый период в сельском хозяйстве закончился

В рамках работы Второй конференции «Информационные технологии на службе агропромышленного комплекса России» среди участников мероприятия – работников сельскохозяйственной и пищевой отраслей, разработчиков ПО, представителей высшей школы, создателей новых технологий и представителей государственных и общественных организаций – был проведен опрос, в котором приняли участие в общей сложности 154 человека. Результаты опроса нашли свое отражение в таблицах и графиках, прилагаемых к данному материалу.

 

 

Вопрос 1. К какой отрасли относится ваша организация?

Как выяснилось, 40% из числа опрошенных работают в области сельского хозяйства – собственно говоря, это и есть целевая аудитория конференции ИТАПК. Второе и третье места поделили между собой представители вузов и науки (16%) и ИТ-компаний (16%). Что касается вузов, то эта цифра претерпела существенные изменения по сравнению с Первой конференцией, состоявшейся в апреле 2017 г., – тогда, по данным аналогичного опроса, на форуме присутствовали всего 2% представителей вузов и науки. Возможно, что это изменение и определило большую заинтересованность, с которой на секциях обсуждались вопросы подготовки сельскохозяйственных кадров в вузах и других учебных заведениях.

Четвертую строчку (15%) заняли представители крупных агропромышленных холдингов (сельское хозяйство + пищевое производство), в то время как представители пищевой промышленности оказались лишь на пятом месте (7%). Несмотря на это пятое место, стоит отметить, что количество «пищевиков» на Второй конференции увеличилось по сравнению с Первой.

В целом же можно с удовлетворением констатировать, что на Второй конференции организаторам удалось избежать некоторого дисбаланса в представительстве различных секторов АПК. Цифры, полученные в ходе опроса этого года, свидетельствуют, что все основные игроки сельскохозяйственного рынка были достаточно пропорционально представлены на ИТАПК-2018.

 

Вопрос 2. Как оцениваете уровень проникновения ИТ на вашем предприятии?

30% из числа опрошенных оценили уровень проникновения ИТ на своих предприятиях как высокий и ровно половина (50%) охарактеризовали этот показатель как «средний». Лишь 20% выбрали для характеристики состояния уровня ИТ вариант «низкий».

При сравнении этих цифр с данными опроса на Первой конференции наблюдается некоторое увеличение варианта «низкий» – с 16 до 20%. На самом деле вряд ли это свидетельствует об ухудшении ситуации. Скорее, здесь возможно другое объяснение, связанное с психологией: дело в том, что на конференцию «Информационные технологии на службе агропромышленного комплекса России» приехали в первую очередь представители тех хозяйств, которые заинтересованы в развитии современных ИТ-технологий в сфере АПК. Поэтому участникам форума, общающимся в кулуарах с передовиками (без кавычек) производства, приходится сравнивать себя с холдингами, работающими на очень высоком уровне: естественно, на их фоне многие наши аграрии из удаленных регионов отчетливее начинают ощущать недостаточность ИТ-оснащенности своих собственных хозяйств и выбирают для себя вариант «низкий».

Кроме того, надо принять во внимание и тот факт, что в этом опросе участвовали не только представители сельскохозяйственной отрасли: понятно, что у ИТ-компаний уровень проникновения ИТ-технологий находится на высоком уровне, и за их счет общее количество положительных ответов (30 + 50) заметно превалирует над отрицательными.

 

Вопрос 3. Как оцениваете динамику роста ИТ-бюджета на вашем предприятии за последние 2–3 года?

Примерно 24% опрошенных отметили высокую динамику роста своего ИТ-бюджета. 40% участников опроса выбрали в качестве ответа вариант «средний», 27% указали на низкую динамику роста ИТ-бюджета. Наконец, 9% из числа опрошенных затруднились с ответом на этот очень простой, казалось бы, вопрос.

Сопоставив эти цифры с прошлогодними, мы заметим, что у нас выросло первое число (высокая динамика) – с 19 до 24%. Причем этот рост произошел за счет сокращения третьего пункта (низкая динамика) – с 32 до 27%.

Конечно, очень велик соблазн заявить об улучшении финансирования ИТ в секторе АПК России, но давайте не будем торопиться с выводами.

Еще раз вспомним о том, что в конференции участвуют, с одной стороны, такие флагманы отрасли, как ПАО «Группа Черкизово», а с другой – предприятия, которые стремятся перенимать опыт лидеров, которые уже поняли необходимость достаточного финансирования инновационных ИТ-технологий. Поэтому высокие цифры в опросе отражают все-таки не «общую температуру по больнице», а состояние той передовой когорты, которая идет несколько впереди всей отрасли.

Во многих агропромышленных предприятиях России вообще отсутствует плановое финансирование программ развития ИТ.

 

Вопрос 4. В какой мере, на ваш взгляд, применим зарубежный опыт внедрения ИТ в АПК?

35% опрошенных считают, что зарубежный опыт внедрения ИТ применим в российском АПК «без существенной адаптации». 23% также согласны с тем, что опыт применим, но полагают, что нам все-таки необходима «серьезная адаптация» этого опыта. Лишь 19% участников опроса выбрали отрицательный вариант ответа: «практически неприменим». 23% затруднились с ответом – такая большая цифра, по-видимому, объясняется тем, что в опросе участвовали не только собственно аграрии. Представители вузов и ИТ-компаний, разумеется, имеют свое мнение по данной проблематике, однако у них нет практического опыта, поэтому их естественным выбором стал вариант «затрудняюсь с ответом».

В общем же, мы должны с удовлетворением отметить, что, несмотря на продолжение санкционной политики, проводимой западными странами в отношении России, наши представители АПК не «заразились» опасной болезнью под названием «изоляционизм». Напротив, они открыты для восприятия международного опыта, готовы разрабатывать собственные решения, но при этом не собираются отказываться и от возможности взять тот ценный опыт, который накопили их зарубежные коллеги в деле цифровизации села. Естественно, импортные ИТ-технологии нуждаются в переработке и доводке до наших стандартов, что получило отражение в результатах опроса (23% «серьезная адаптация»).

 

Вопрос 5. Что, на ваш взгляд, сдерживает внедрение ИТ-решений на предприятиях АПК?

То, что первым вариантом ответа на поставленный вопрос, станет слово «бюджет» нам было понятно уже тогда, когда писался данный опросник. Так и вышло: 27% опрошенных указали на недостаточное финансирование, которое сдерживает внедрение ИТ-решений. Впрочем, эта ситуация не является какой-то особенностью аграрно-промышленного сектора – подобный расклад можно встретить и во многих других отраслях экономики, причем не только российской.

А вот второе место стало для нас даже некоторого рода сюрпризом: каждый четвертый из участников опроса (ровно 25%) указал на «низкий уровень квалификации персонала самого заказчика». Сразу же отметим, что, поскольку представители ИТ-компаний в опросе составляли только 15%, такую высокую цифру – 25% – невозможно будет отнести лишь за их счет. Это значит, что и сами аграрии понимают наличие проблемы с кадрами, с нехваткой компетентных специалистов – ведь для внедрения современных ИТ-решений необходимо высокое качество двух сторон: тех, кто создает инновационные решения, и тех, кто в состоянии эти решения воспринять.

Третье место, опять же во многом ожидаемо, получили недальновидные руководители предприятий, не понимающие необходимости «цифровизации» – этот ответ набрал 18%, что указывает на реальную проблему, которая пока далека от решения.

13% опрошенных указали на «отсутствие нужных решений», еще 8% пожаловались на «недостаточную сервисную поддержку», 6% опрошенных отметили «низкий уровень квалификации поставщиков»: все это были в той или иной степени «камешки в огород» ИТ-компаний – критика, к которой им стоит прислушаться.

 

Вопрос 6. Каковы, на ваш взгляд, приоритетные области информатизации предприятия в АПК?

Лидером в этом вопросе стал ответ «решения для точного земледелия» (21%), что не вызывает удивления, поскольку именно данная тематика была одной из доминирующих на конференции в этом году, впрочем, как и в 2017-м.

Второе место с 18% заняли «учетные системы», что также легко объяснимо, поскольку в большинстве докладов аграриев с разной степенью фокусировки прорисовывалась одна из главных проблем отрасли – борьба с хищениями, приписками и прочим мошенничеством.

Лишь немного уступает третий ответ (17%) – «навигация и спутниковый мониторинг транспорта». Как и на Первой конференции, во многих докладах поднимались вопросы, связанные с навигацией, с мониторингом транспортных систем – эта тематика сегодня продолжает оставаться в фокусе внимания и аграриев, и пищевиков.

«Логистика хранения и сбыта» набрала 15%.

«Интернет вещей» набрал лишь 13%, однако здесь следует иметь в виду одно важное обстоятельство: подобные технологии задействованы во многих сферах, включая и такие, как учетные системы, мониторинг транспортных средств и пр., так что цифра 13% вовсе не означает, что аграрии уделяют меньше внимания развитию этого направления ИТ-технологий.

Ответ «специализированные АСУ ТП» выбрали 11% участников опроса, 5% указали на «управление основными фондами».

 

Вопрос 7. Как вы оцениваете процесс перехода к «точному земледелию»?

38% участников опроса выбрали ответ «локальные проекты, на общую ситуацию не влияют», больше четверти опрошенных (28%) считают, что данный процесс в АПК России «быстро набирает обороты». Только 9% участников опроса вообще не видят пока реальных результатов. Наконец, 25% затруднились с ответом – эту высокую цифру можно отнести за счет представителей вузов и ИТ-компаний, которые не имеют необходимой информации «из первых рук» по данному вопросу.

Как видим, ситуация в реальности несколько отличается от теории. Хотя проблематика «точного земледелия» была одной из центральных на обеих конференциях, как в 2017 г., так и в 2018-м, сами аграрии видят лишь локальные проекты и не отмечают изменения общей ситуации. Это говорит нам о том, что процесс перехода к «точному земледелию» пока находится на первоначальном этапе, когда лишь наши передовые хозяйства внедряют соответствующие решения, а остальные только присматриваются к передовикам и в лучшем случае прорабатывают планы перехода.

 

Вопрос 8. Как вы оцениваете перспективы «Интернета вещей» в АПК?

Ответ на этот вопрос разделил аудиторию участников опроса примерно поровну. Тем не менее все-таки ощутимо бóльшая часть – 46% – выбрала вариант «большой потенциал развития». Ответ «сдержанно» набрал у нас 39%. Примечательно, что не видят перспектив применения технологий «Интернета вещей» в секторе АПК только 4% опрошенных, и 11% затруднились с ответом.

Анализируя эти результаты следует иметь в виду, что и второй ответ – «сдержанно» – по сути дела, является положительным. В самом деле, он же не означает отрицательного отношения к перспективам внедрения технологии – просто предполагает, если хотите, «трезвый взгляд на вещи». Российским аграриям вообще свойствен хороший прагматизм, который не дает им «витать в облаках» и чрезмерно увлекаться инновациями, поэтому они порою выбирают сдержанный ответ, что не должно огорчать «IoT-евангелистов».

 

Вопрос 9. Как вы оцениваете темпы и планы цифровизации отечественных пищевых производств?

В этом случае мы получили три почти равные доли. Так, 34% опрошенных считают, что процесс цифровизации отечественных пищевых производств «быстро набирает обороты». Столько же – 34% – считают, что у цифровизации есть лишь «отдаленные перспективы». Наконец, 32% затруднились с ответом: столь высокое число «отказников» можно легко объяснить тем фактом, что основной костяк участников форума составляли все-таки не «пищевики», а чистые аграрии, которые, естественно, не захотели решать за своих коллег этот непростой вопрос.

Очень примечателен и показателен тот факт, что предложенный нами четвертый вариант ответа – «не вижу перспектив» – не выбрал ни один из участников опроса. Это очень важный показатель, подтверждающий правильность выбранного направления.

Что же касается большого числа участников опроса (34%), выбравших ответ «отдаленные перспективы», то он отражает реальное положение дел на предприятиях пищевой отрасли.

 

Вопрос 10. В какой перспективе видите появление беспилотной с/х техники на российских предприятиях?

Поскольку российские аграрии и на заседаниях секций, и в кулуарах форума очень активно обсуждали возможности использования беспилотной техники, нам было интересно узнать их мнение по данному вопросу.

Как выяснилось, 22% опрошенных считают, что беспилотники появятся на российских полях в ближайшие 1–3 года. Большая часть из принимавших участие в опросе говорят о среднесрочной перспективе – 3–5 лет. 29% полагают, что появление беспилотников у нас возможно лишь в отдаленной перспективе – не ранее 5 лет. Наконец, 10% затруднились с ответом.

Такой расклад выдает вполне оптимистичный взгляд в будущее. В самом деле, больше половины опрошенных (22% + 29%) считают, что беспилотники появятся на полях в горизонте 5 лет. 29% говорят об отдаленной перспективе, но не отрицают саму идею.

Вопрос 11. Как вы оцениваете роль государства и государственных институтов в процессе продвижения и эффективного применения ИТ на предприятиях АПК?

Поскольку в ходе обсуждения ветеринарной сертификации сельскохозяйственных продуктов животного происхождения в адрес государственных ведомств аграрии и представители пищевой промышленности высказывали критические суждения, мы с особым интересом ожидали ответов на этот вопрос.

Однако никаких неожиданностей не произошло: 39% участников опроса положительно оценили роль государства и государственных институтов в процессе продвижения и эффективного применения ИТ на предприятиях АПК, 34% выбрали вариант ответа «скорее положительно, чем отрицательно», и только 14% из числа опрошенных решили указать на отрицательную роль государства.

Таким образом, по общей сумме положительных ответов (39% + 34%) российское государство получает поддержку «конституционного большинства» представителей аграрно-промышленного комплекса, что не может не радовать. Это значит, что аграрии, несмотря на отдельные элементы критики, смогли по достоинству оценить ту работу, которую сегодня проводят чиновники по продвижению идей цифровизации.

 

Вопрос 12. Как вы оцениваете перспективы развития ИТ на предприятиях АПК на ближайшие 2–3 года?

Честно признаемся, мы ожидали положительного отклика на этот вопрос, но при всем своем оптимизме не могли предположить такого впечатляющего расклада. В самом деле, 76% опрошенных указали на большой потенциал дальнейшего развития. 8% считают, что, поскольку многое уже было сделано, темпы развития будут падать. Вряд ли этот вариант ответа можно считать отрицательным, ведь он говорит о больших изменениях как уже свершившемся факте.

Только 7% участников опроса выбрали отрицательный вариант: «не было и нет особых предпосылок для развития». Как видим, пессимисты находятся здесь в явном меньшинстве.

Наконец, 9% самых осторожных аналитиков затруднились с ответом.

Общие итоги

Как и в прошлом году, в текущем мы видим общий положительный настрой аграриев, которые с надеждой смотрят в будущее сельскохозяйственной отрасли России.

Также не может не радовать, что в этом году на конференции было заметно больше представителей вузов и научного сообщества. К тому же выяснилось, что сами российские аграрии обладают различными учеными званиями и степенями, поэтому совсем не случайно на заседаниях секций так часто на первый план выходила проблема наличия (или отсутствия) у сотрудников предприятий необходимых компетенций по основным направлениями работы.

Как и в прошлом году, популярными темами для докладов и дискуссий оставались такие направления, как

  • точное земледелие,
  • Интернет вещей,
  • беспилотная техника и др.

Безусловно, одним из ключевых преимуществ этой дискуссионной площадки для аграриев стало то обстоятельство, что в заседаниях принимали участие чиновники из профильных министерств и ведомств, которые не только участвовали в обсуждении проблем, но и, если так можно выразиться, «в режиме онлайн» предлагали те или иные организационные мероприятия, в рамках которых данные вопросы могли бы получить формализованные решения.

Пожалуй, самой горячей темой на ИТАПК-2018 стало обсуждение ветеринарной сертификации сельскохозяйственных продуктов животного происхождения, что легко объяснимо объективными обстоятельствами: с 1 июля 2018 г., согласно требованиям № 243-ФЗ, ветеринарная сертификация должна осуществляться только в электронном виде и фиксироваться в системе ФГИС «Меркурий». Дискуссия на эту тему была в равной мере полезной и плодотворной как для чиновников, так и для производителей.

Уже на Первой конференции 2017 г. многие устаревшие стереотипы в отношении аграриев были сняты. Вторая конференция лишь подтвердила правильность выбранного нами направления работы и готовность представителей российского АПК смело идти вперед – к цифровому будущему сельскохозяйственной отрасли.

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку