Как применяют дроны спасатели в Сербии

Беседовал Андрей Савельев

На сегодняшний день дроны повсеместно применяются как в коммерческих целях, так и в промышленных. Съемка с высоты птичьего полета пользуется спросом в геодезии, картографии, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве.

Также беспилотники активно применяются специальными службами во многих странах мира. Они являются отличными помощниками для спасателей в поисках пропавших без вести, при наводнениях, паводках или лесных пожарах. Особенность дронов в том, что они могут применяться как в тандеме с пилотируемой авиацией, так и самостоятельно, полностью исключая присутствие человека.

Не стали исключением и сотрудники ЦУКЦ (центр управления в кризисных ситуациях) Российско-Сербского Гуманитарного Центра. Вот уже несколько лет они совместно со спасателями Сербии применяют беспилотные технологии для поиска и предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также их последствий. Нам было интересно узнать об опыте применения дронов в этой сфере, поэтому мы пообщались с заместителем директора Российско-Сербского Гуманитарного Центра Алексеем Бартошем. Интервью подготовлено редакцией компании беспилотных решений DJI в России и странах СНГ.

— Расскажите, пожалуйста, как давно используются дроны в ЦУКС при русско-сербском гуманитарном центре?

— Центр стал активно использовать дроны для работы в 2021 году, так как возросли потребности точного прогнозирования и увеличения скорости реагирования на чрезвычайные ситуации.

Выбор пал на стандартную модель DJI Mavic Air , что облегчило обучение и получение первых навыков в работе с дроном.

— Какое основное направление применения БПЛА? Предотвращение и прогнозирование ЧС, поисково-спасательные операции?

Для нас главное – оперативно оценить масштаб в случае ЧС с помощью визуального осмотра. Это необходимо для планирования сил и средств спасателей Сектора по ЧС МВД Сербии (МЧС) при участии нашей оперативной группы. Российско-Армянский центр гуманитарного реагирования

Потом мы решили это направление расширить и начали применять беспилотники в других мероприятиях. Например, в оценке последствий лесных пожаров в горной и труднодоступной местности. Использование дрона существенно облегчает визуализацию границ пожара, размеры ущерба и скорость обработки данных для упрощения работы пожарных инспекторов Сектора по ЧС.

На этом снимке вы можете видеть последствия большого лесного пожара в труднодоступной местности. В рамках тестовой задачи мы создали карту данного участка на текущий момент с получением «свежей» картинки, данных по перепадам высот и площади участка.


Для этого выехали на точку, которая максимально была приближена к нужному участку (удаление от точки «первого кадра» — 940 метров), открыли ноутбук, построили карту маршрута и отправили дрон на работу. Конечно, первый раз было немного страшно отправлять его так далеко. Но учитывая погодные условия, хороший сигнал приема, все же надеялись, что не потеряем и, если будет нужно — найдем.

Съемка заданного участка (40 гектар) заняла чуть менее 40 минут. После съемки материал был загружен в облако для дальнейших расчетов непосредственно с точки присутствия. Результаты вы можете увидеть на фотографиях.

В итоге, благодаря съемке с дрона было сокращено время работы команды пожарных инспекторов и геодезистов. Поэтому после тестового полета, как вы понимаете, выбор был очевиден в пользу DJI. При выборе мы, конечно, учитывали небольшую автономность полета DJI Mavic Air, но скорость и качество камеры нас устроили.

На данном снимке можно увидеть перепад высот. Учитывая его, можно легче планировать дальнейшие мероприятия.

Другая задача была уже приближена к более «боевой» ситуации, когда требуется скорость и точность расчетов. В целях предотвращения чрезвычайной ситуаций при наводнениях в населенных пунктах была поставлена задача: просчитать последствия возможного подтопления населённого пункта в районе слияния двух рек при продолжительных осадках, учитывая предыдущий опыт в данном районе.

С помощью DJI Mavic Air с высоты 270 метров была произведена топографическая съемка этого участка местности. Данные были отправлены в «облако» международной организации гражданской обороны (МОГО), где наши коллеги произвели расчеты вариантов повышения уровня воды в реке с последующим прогнозированием подтопления населенного пункта и объектов инфраструктуры.


Описание к фото: Наложение обновленных данных на предыдущий слой из открытых источников

Описание к фото: Вариант развития событий при повышении уровня воды с учетом перепада высот

Что касается ортофотопланов, я бы сказал, что это мой любимый вид работы с дроном. На фотографии ниже был снят участок горного села. В рамках обучения была поставлена задача просчитать возможные варианты движения селевых потоков в случае возникновения ЧС. В некоторых случаях нам важно быстро понять, как именно пойдет сель или вода с реки, если начнется наводнение, на что нужно обратить внимание и т. д. И, если есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, сотрудникам оперативной группы ЦУКС выдвинуться на точку вероятного ЧС, произвести съемку местности, построить ортофотоплан и отправить в «облако» спасателям для дальнейшей работы.

Описание к фото: Построение ортофотоплана для определенного участка

Описание к фото: Данные об объектах выше 3 метров (красный цвет) на участке

Описание к фото: Карта высот участка

Описание к фото: 3D-карта участка

 

­— Были трудности и особенности применения, с которыми вы сталкивались?

— В любой стране есть определенные запреты на уровне государства для использования дронов. У нас необходимо получить разрешение на взлет, дрон должен быть сертифицирован, необходимо учитывать полетные зоны и высоты.

Также немаловажный факт — это особенности местного рельефа. Мы живем в окружении горного массива и часто приходится выезжать на тренировки в горы. Здесь, действительно, приходится визуально контролировать каждый полет, не особо надеясь на систему датчиков. Часто бывает, что сигнал перекрывается горой и пропадает связь с дроном. Вам, наверняка, знакомо это щемящее чувство, когда ожидаешь или возврата дрона в режиме RTH (return to home), или примерный азимут, по которому сейчас полезешь через горы и заросли в поисках.

Однако сразу хочу сказать, что пока таких ситуаций не было. Надо отдать должное Mavic — он всегда возвращается домой. Тьфу-тьфу.

— Планируете ли расширять свой беспилотный авиапарк? Если да, то какими дронами?

— Да, планируем расширить свой авиапарк покупкой двух DJI Mavic Enterprise Advanced с полным комплектом: тепловизионной камерой FLIR, громкоговорителем и фонарем.

Нам очень важно время автономности для дрона. На большие дроны пока не замахивались, оттачиваем мастерство на средних моделях. Планируем обучение оперативной группы для поиска пострадавших в горах, на больших открытых пространствах и тренировки координации 2-3 оперативных групп с дронами с целью получения информации в едином центре (ЦУКС) при широкомасштабных ЧС. Слава Богу, в большинстве случаев у нас это только тренировки.

Также у нас есть идея этим летом провести тестовые испытания по  разминированию «грязной» территории при помощи дрона и тепловизионной камеры. Эта технология позволяет построить карту «грязного» участка с координатной сеткой и сделать первоначальный «слепок» теплового следа от мин. Иными словами, в теплое время года с беспилотника при помощи термальной камеры можно разглядеть точное местоположение мин, которые нагреваются от солнечных лучей и оставляют термальный след, и впоследствии обезвредить.

 

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку