Как сделать город безопасным

Безопасность граждан – цель любого государства. Потому именно государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» является ключевой для дальнейшего развития страны. В рамках этой программы была запущена реализация подпрограммы «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» или сокращенно АПК «Безопасный город», которая призвана вывести на новый уровень технологического развития обеспечение безопасности в России.

Подпрограмма АПК «Безопасный город»

Подробности реализации указанной подпрограммы озвучил заместитель министра МЧС России Чуприян А.П. на заседании специальной межведомственной комиссии: «Реализация подпрограммы обеспечит выполнение к 2020 г. основных мероприятий по построению и развитию в муниципальных образованиях сегментов АПК «Безопасный город», что позволит сформировать в субъектах Российской Федерации ключевые компоненты комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, общественной безопасности и обеспечения правопорядка.

В качестве основных целей подпрограммы можно выделить:

  • Обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий.
  • Обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
  • Обеспечение координации сил, ответственных за решение указанных задач.

Исходя из целей подпрограммы поставлены следующие задачи:

  • формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления в целях управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, происшествий и нарушений правопорядка на базе межведомственного взаимодействия;
  • разработка и реализация единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз безопасности муниципального образования;
  • обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровне через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • предоставление инструментария органам повседневного управления муниципального уровня для поддержки принятия решений при угрозе дестабилизации обстановки, прогнозирования существующих и потенциальных угроз безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядка.

Ответственный исполнитель подпрограммы – МЧС России, которое координирует деятельность единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Оценочный срок реализации сегментов АПК «Безопасный город» в отдельном субъекте Российской Федерации составляет 2 года».

Более детально принципы реализации АПК «Безопасный город» осветил директор Департамента гражданской защиты С.Л. Диденко: «Основная цель АПК «Безопасный город» – обеспечить максимально быстрое реагирование органов управления муниципального уровня на любые виды чрезвычайных ситуаций и происшествий, оперативное привлечение муниципальных, объектовых или других подразделений, расположенных на территории муниципального образования и максимально приближенных к месту негативного воздействия уже на начальном этапе развития риска.

Важно помнить, что любую крупную ЧС можно ликвидировать на начальном этапе минимальными силами при условии оперативного получения информации о ней. Как говорится, любой пожар можно потушить стаканом воды, если вовремя его обнаружить.

При реализации подпрограммы нужно учитывать следующее.

  • АПК «Безопасный город» – это не только информационно-управляющая система или комплекс систем. Комплекс «Безопасный город» включает в себя также организационный, нормативный, регламентный и правовой компоненты управления безопасностью жизнедеятельности населения, обеспечения общественной безопасности и правопорядка на муниципальном уровне. Главная цель «Безопасного города» – реализовать системный подход к обеспечению безопасности человека на всей территории Российской Федерации.
  • База для развития АПК «Безопасный город» – это Единые дежурно-диспетчерские службы (далее – ЕДДС) муниципального образования как органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на муниципальном уровне. Никаких дополнительных структур, информационных центров, централизованных пунктов видеонаблюдения в рамках реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» создавать не нужно. Требования по созданию, оснащению, штатному комплектованию ЕДДС обозначены в ГОСТах и детализированы в методических рекомендациях по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК «Безопасный город», разработанных и утвержденных МЧС России. При этом важно понимать, что организация разработки технических проектов аппаратно-программного комплекса должна осуществляться органами управления и организациями, в задачи которых входят предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и которые имеют практический опыт решения указанных вопросов.
  • АПК «Безопасный город» – это система обеспечения комплексной безопасности на муниципальном уровне и инструмент единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, обеспечивающий выполнение возложенных на ЕДДС задач. При этом не предполагается подменять выполнение ЕДДС функций органов управления, т. е. диспетчерских экстренных служб на территории муниципального образования. Задачи ЕДДС – это организация реагирования на вторичные факторы чрезвычайных ситуаций и происшествий, принятие оперативных решений и организация жизнеобеспечения населения и территорий. ДДС экстренных служб при этом сконцентрированы на ликвидации самого факта происшествия.
  • На уровне субъекта Российской Федерации создается комплексная система безопасности жизнедеятельности населения, в которую входят АПК «Безопасный город» всех муниципальных образований, а также комплекс подчиненных субъекту Российской Федерации систем анализа, мониторинга, реагирования, оповещения. Комплексная система безопасности жизнедеятельности населения на региональном уровне строится на базе органа повседневного управления РСЧС. Такая вертикаль позволит обеспечить предоставление полной и актуальной информации от муниципального образования в субъект, организовать эффективное ступенчатое наращивание сил и мероприятий при реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия различного характера, своевременно привлекать силы и средства регионального уровня.
  • Получение ЕДДС информации о необходимости реагирования и принятия первоочередных мер должно происходить из четырех основных источников:
  • автоматические или автоматизированные источники сигнала от объектов возможного риска любого характера: биологического, технического, химического, гидрометеорологического и др.;
  • голосовые и текстовые сообщения Системы 112. При этом важно понимать, что Система 112 – это способ получения информации, а не система, подменяющая собой АПК «Безопасный город»;
  • информация от систем областного подчинения, входящих в комплексную систему безопасности жизнедеятельности населения;
  • оперативная информация от старост населенных пунктов.
  • Построение АПК «Безопасный город» должно быть начато во всех муниципальных районах и городских округах субъекта. Оперативная помощь людям нужна везде и уже сейчас, а не только там, где скажет руководство».

Предполагается, что АПК «Безопасный город» будет взаимодействовать со следующими ГоИС:

  • Системы мониторинга состояния объектов жизнеобеспечения;
  • Системы мониторинга состояния потенциально опасных и критически важных объектов;
  • Противопожарные системы социально значимых объектов;
  • Системы мониторинга паводковой обстановки;
  • Комплексы приема сообщений (вызовов);
  • Системы мониторинга лесопожарной обстановки;
  • Системы сбора информации о состоянии окружающей природной среды (гидрометеорологическая обстановка, загрязнение атмосферного воздуха, радиационный фон);
  • Системы мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры;
  • Системы РСЧС соответствующего уровня;
  • Системы учета состояния резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
  • Системы видеонаблюдения.

Для взаимодействия между этими системами необходимо в рамках подпрограммы разработать регламенты взаимодействия между ними. Принципы, которыми руководствовались создатели регламентов, изложила главный конструктор АПК «Безопасный город» Якимюк О.В.: «Регламенты описывают задачи федеральных органов исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия при построении и развитии АПК «Безопасный город». Их особенности следующие.

  • Разработка и экспертная оценка проектов и предложений проводится только в рамках реализации Концепции. Это относится и непосредственно к работе внутри федеральных органов исполнительной власти, и к работе в коллегиальных органах – Межведомственной комиссии, рабочей группе и секции АПК «Безопасный город» Совета главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы на базе ресурса Национального центра управления в кризисных ситуациях.
  • Формирование перечня конкретных мероприятий, которые необходимо провести для реализации Концепции в целях оказания методической помощи, поиска путей сопряжения систем обеспечения безопасности в сфере реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, обеспечения совместных действий федеральных органов исполнительной власти.
  • Разработка механизмов обмена информацией между информационными системами, которые хранят и обрабатывают данные, необходимые для полноценного функционирования АПК «Безопасный город». Это данные картографии, различные статистические данные, данные об объектах и инфраструктуре, инцидентах и происшествиях, результатах измерений и проверок. В настоящее время Реестр федеральных государственных информационных систем содержит более 300 зарегистрированных Роскомнадзором ГоИС. Более 40 указанных систем содержат информацию, необходимую для построения единой информационной среды АПК «Безопасный город». При этом конечным получателем и источником информации будет муниципальный уровень, в частности, ЕДДС как база внедрения и основной пользователь АПК «Безопасный город».
  • Организация мероприятий на субъектовом и муниципальном уровнях, разработка алгоритмов взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом целесообразно использовать опыт заключения соглашений и регламентов информационного обмена между органами повседневного управления и центрами управления в кризисных ситуациях на региональном уровне и аналогичными органами управления и ЕДДС на муниципальном уровне».

Поскольку предполагается, что АПК «Безопасный город» является основой для сбора критически важной информации, то такое положение вещей нужно закрепить на законодательном уровне. Соответствующие предложения были высказаны ответственным секретарем Межведомственной комиссии А.Н. Ананьевым:

«Предлагается внесение изменений в:

  • «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794;
  • «Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334, – предлагается внести изменения и дополнения о том, что сбор и обмен такой информацией на местном уровне должен осуществляться с использованием АПК «Безопасный город»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» – предлагается внести изменения и дополнения в части автоматизированного учета, хранения и обновления данных о силах и средствах муниципальных звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в АПК «Безопасный город» муниципального образования.

Указанные изменения повлекут за собой изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В закон № 184 предлагается внести изменения в целях расширения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области создания, развития, содержания и организации эксплуатации АПК «Безопасный город» на территории субъекта Российской Федерации.

Соответственно в закон № 131 предлагается внести изменения в целях расширения полномочий органов местного самоуправления в области создания, развития, содержания и организации эксплуатации АПК «Безопасный город» на территории муниципального образования.

Также необходимо внести изменения в Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции», возложив на полицию обязанность обеспечения сопряжения на местном уровне информационных систем полиции с АПК «Безопасный город».

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозин уточнил приложения Концепции следующими пунктами:

  • Необходимо уделить повышенное внимание координации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации региональных программ построения и развития АПК «Безопасный город». Ответственными исполнителями указанных региональных программ должны являться заместители губернатора, курирующие вопросы в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания при поддержке территориальных органов МЧС России.

Неправильно, когда ответственным исполнителем назначаются те органы исполнительной власти, которые решают задачи в сфере информатизации, связи, развития электронного правительства и информационного общества субъекта.

  • Важно помнить, что АПК «Безопасный город» – это не просто системы видеонаблюдения, на которые затрачены значительные средства, и использование которых ограничено исключительно просмотром операторами дежурно-диспетчерских служб данных видеопотока. АПК «Безопасный город» – это совокупность систем мониторинга, аналитики и прогнозирования, а также различных систем управления, которые в совокупности позволяют всем органам исполнительной власти на региональном и муниципальном уровне работать в единой информационной среде.
  • Необходимо организовать взаимодействие на федеральном уровне. Все вновь разрабатываемые разными федеральными органами исполнительной власти концепции, направленные на обеспечение безопасности людей, должны быть синхронизированы с основными положениями Концепции АПК «Безопасный город», в том числе и в части функциональных и технических параметров. Федеральным министерствам и ведомствам необходимо сформировать и направить в свои территориальные органы практические рекомендации по оказанию содействия главам муниципальным образований и главам субъектов Российской Федерации в построении и развитии АПК «Безопасный город».

Прошу руководителя рабочей группы при Межведомственной Комиссии заместителя министра МЧС России А.П. Чуприяна регулярно доводить до моего сведения информацию о статусе реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» в регионах.

  • Подпрограмма «Построение и развитие АПК «Безопасный город» в рамках государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» будет запущена с 2016 г.

Первые результаты

На первом этапе реализации подпрограммы были выбраны пилотные регионы, которые уже приступили к работе над реализацией АПК «Безопасный город». При построении сегментов АПК «Безопасный город» на территории пилотных муниципальных образований архитектура реализуемых систем строится на основных базовых принципах.

  • Организация эффективной работы ЕДДС как органа повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне для предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, происходящие на территории муниципального образования.
  • Организация информационного взаимодействия всех экстренных оперативных служб, а также других служб, привлекаемых к ликвидации вторичных факторов ЧС, на территории муниципального образования.
  • Автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб муниципального образования и объединение их в единую информационную среду на базе ЕДДС.
  • Информатизация деятельности муниципальных служб и организаций, решающих задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
  • Построение сегментов АПК «Безопасный город» на базе существующей инфраструктуры и дальнейшее развитие их функциональных и технических возможностей.
  • Разработка регламентов межведомственного взаимодействия и нормативной базы для эффективного функционирования всех сегментов АПК «Безопасный город».

Первые результаты пилотных проектов уже есть. Их типовые ошибки рассмотрел Чуприян А.П.:

«Основными недостатками при планировании построения и развития АПК «Безопасный город» является отсутствие мероприятий:

  • по корректировке нормативных правовых актов субъектов и муниципальных актов;
  • по определению порядка финансирования и корректировки действующих региональных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения правопорядка, информатизации и ряда других;
  • по разработке технической документации.

Кроме того, не соблюдаются определенные Концепцией сроки ее реализации в пилотных муниципальных образованиях.

В большинстве субъектов Российской Федерации финансовые средства преимущественно выделяются на развитие элементов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, а также систем видеонаблюдения или акценты сделаны на внедрение отдельных систем мониторинга, оповещения, приема вызовов и сообщений от населения. При этом все вышеперечисленные системы создаются вне положений Концепции построения и развития АПК «Безопасный город».

Свои замечания о пилотных проектах высказал также и С.Л. Диденко: «Анализ практической работы субъектов и муниципалитетов показывает, что степень развития, направления развития, подходы к развитию на различных территориях различны и основываются, как правило, на желании продолжить работу в рамках решений, которые принимались 5–7 лет назад, привязываясь к возможностям структур и организаций, технически исполнявших заказы на реализацию АПК «Безопасный город» в его прежнем понимании: видеонаблюдение, передача информации по принципу «точка – точка», простейшая фиксация маршрутов движения определенных подразделений.

В настоящее время вектор развития АПК «Безопасный город» неизмеримо расширился и, продолжая работать в направлении обеспечения безопасности человека, стал весьма многогранным – это всесторонняя комплексная безопасность жизнедеятельности человека и территории.

Отсюда вытекает следующее.

  • АПК «Безопасный город» должен объединять в себе и использовать результаты работы всех систем, находящихся на территории муниципалитета, созданных ранее или создаваемых. Повторяю: любых систем – информационных, мониторинговых, оповещающих, приемопередающих.
  • Такое объединение должно происходить на базе ЕДДС муниципальных образований. Исключением здесь будут города Москва и Санкт-Петербург, где эту функцию будут исполнять ЦУКС.
  • Максимально эффективно АПК «Безопасный город» будет работать только тогда, когда его усилия будут направлены на предупреждение и максимально быстрое реагирование. Необходимо сместить акцент с формулировки «помочь человеку в беде» на формулировку «не допустить беды и не дать человеку в нее попасть».
  • Необходимо более тесное, организованное на автоматизированном или автоматическом уровне взаимодействие ДДС служб всех направлений с ЕДДС через АПК «Безопасный город» и создание субъектом в муниципалитетах или в отдельных случаях на субъектовом уровне максимально большого перечня точек межведомственного взаимодействия. Каждое министерство, каждая служба, входящая в систему РСЧС и не входящая в нее, должны быть участником этой благороднейшей программы».

Заключение

К сожалению, сегодня при построении сегментов АПК «Безопасный город» во многом используются иностранные продукты и технологии, как на уровне сбора информации, систем связи, так и на уровне обработки и анализа данных. Отдельной проблемой является масштабное применение иностранных геоинформационных систем и систем технологического управления.

Тем не менее порядка 95% программных решений, применяемых при построении и развитии АПК «Безопасный город», имеют отечественные аналоги. Среди подобных решений можно отметить геоинформационные системы, интеграционные программные платформы, инструменты анализа, мониторинга и прогнозирования.

В отношении аппаратных средств АПК «Безопасный город» ситуация на текущий момент остается достаточно сложной – только 40% номенклатуры имеют отечественные аналоги. Здесь проблему представляет область телекоммуникационного оборудования, в особенности при построении магистральных сетей. Но поскольку речь в АПК «Безопасный город» идет о безопасности, то необходимо использовать и российское оборудование, и российское программное обеспечение, которые изначально разрабатывалось под российские стандарты безопасности.

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку