КИИнновации

Конец года традиционно связан с увеличение активности законодателей — ранее наиболее интересные законотворческие новеллы появлялись именно в это время. По КИИ в этом году таких инноваций было не много: принятие закона №518-ФЗ, который вносит различные изменения в КоАП, изменение правил категорирования, который установлены постановлением Правительства РФ №127 и добавление в Межведомственную комиссию по технологическому суверенитету Президента РАН. Впрочем, ключевым является изменение правил категорирования, поэтому с него и начнем.

Категории критичности

Правительство РФ с помощью Постановления от 20 декабря 2022 № 2360 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. № 127» внесло изменения в правила категорирования объектов КИИ. В них добавился пункт, что перечни типовых объектов КИИ могут «формироваться государственными органами и российскими юридическими лицами, выполняющими функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности», правда после согласования со ФСТЭК. Эта новелла дает возможность отраслевым госкомпаниям или регуляторам добавлять собственные исходные данные для категорирования подведомственных субъектов КИИ. Это явно заготовка для выстраивания отраслевых систем контроля корректности категорий с помощью типовых объектов и их предварительного категорирования.

Следующей новеллой стали дополнения показателей в таблицу категорирования. В частности, в социальной группе критериев показатель «Отсутствие доступа к государственной услуге» (пункт 5) теперь оценивается не только по скорости реакции госуслуг, но и по проценту времени, который этот сервис может быть недоступен. Впрочем самые больше изменения были внесены в группу экономических критериев значимости. Так разделение по категориям при «возникновении ущерба бюджетам РФ» (пункт 9) несколько ужесточено — доли стали сильно меньше. По этому критерию явно придется пересчитывать категорию со всеми вытекающими последствиями.

Более существенные изменения были внесены в экономический критерий «Прекращение или нарушение проведения клиентами операций по банковским счетам» (номер 10). Хотя основное распределение не изменено — меньше 70 клиентов, от 70 до 120 клиентов, больше 120 клиентов, однако появились специфические клиенты, которые являются субъектами КИИ и для которых таблица разделения категорий выглядит альтернативно. Такими выделенными клиентами стали клиринговые центры, центральные депозитарии, регистраторы финансовых транзакций, пенсионные фонды, страховые компании и операторы услуг информационного обмена. Для каждого из этих дополнительных категорий субъектов КИИ определены свои показатели — всего у этого критерия появилось пять дополнительных подпунктов. Поэтому участникам финансовой системы точно придется пересчитывать категории значимости, причем по достаточно сложным правилам.

Борьба с недостоверностью

Федеральный закон от 19 декабря 2022 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит несколько изменений в КоАП. В частности, он предусматривает повышение штрафов при повторном нарушении требований ФЗ-187 «О безопасности КИИ» по предоставлении информации. В законе указано, что «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (непредоставление сведений), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей». Это в несколько раз больше, чем при первичном нарушении.

Кроме того, в саму статью о непредоставлении сведений о категорировании добавлена альтернатива «представление недостоверных сведений». Тут сразу возникает масса вопросов, связанных с тем, а кто, собственно, будет проверять достоверность сведений. В законе предусмотрено, что сам субъект определяет все категории в соответствии с методиками руководящих органов, однако кто будет проверять насколько предоставленные субъектом во ФСТЭК сведения действительно достоверны. Похоже, что для субъектов КИИ шаг в сторону предварительного согласования информации по категорированию, но пока не очень понятно с кем. Возможно, это также будут делать отраслевые регуляторы, встраивание которых в критическую информационную инфраструктуру предусмотрено в обсуждаемых выше правилах категорирования.

Академия импортозамещения

Однако есть и хорошие новости. Так Президент РФ в своем указе от 26 декабря 2022 № 954 «О внесении изменения в состав Межведомственной комиссии СБ РФ по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития КИИ РФ по должностям, утвержденный Указом Президента РФ от 14 апреля 2022 г. № 203» добавил Президента РАН в состав Межведомственной комиссии СБ РФ по технологическому суверенитету. Фактически эта Комиссия является альтернативой Правительству РФ, поскольку в нее входят практически все ключевые министры, представители правоохранительных и оборонных ведомств, а также руководство государственных корпораций. Причем управляет им зампред СБ РФ Дмитрий Медведев.

Хотя руководство Минобрнауки и Минпромторга в этой Комиссии уже есть, но Президент РАН почему-то до сих пор не был в нее вклюен. Однако в сентябре Президентом РАН стал другой человек — академик Геннадий Яковлевич Красников, который до этого занимал должность генерального директора ОАО «НИИМЭ и Микрон» и АО «НИИ молекулярной электроники». Говорят именно он в свое время настоял и закупил развернутое сейчас в «Микроне» оборудование для производства отечественных процессоров. Понятно, что такой человек, который разбирается в технологических вопросах производства электронной компонентной базе, очень нужен отечественной промышленности. Включение его в состав Межведомственной комиссии является хорошим признаком создания российской микроэлектронной промышленности и выполнением требований по формированию технологического суверенитета по аппаратным компонентам в КИИ к 2027 году.

Поделиться:
Спецпроект

ИТ-стартапы в сезон венчурной зимы

Подробнее
Спецпроект

Платформа RPA на вырост. Ускоренная миграция с импортного решения на отечественное

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку