Конечной точки трансформации не существует: «Ростелеком» и «Руссофт» о перспективах партнерства

В рамках онлайн-встречи, организованной НП «Руссофт», старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов рассказал о цифровой трансформации и миссии компании, выборе технологий для внедрения и перспективах партнерства. Модерировал дискуссию, в которой участвовали члены ассоциации и журналисты, президент НП «Руссофт» Валентин Макаров.

Портрет «Ростелекома» глазами вице-президента 

Президент НП «Руссофт» Валентин Макаров

Открывая встречу, Валентин Макаров заметил, что программистам, разработчикам, не входящим в экосистему «Ростелекома», интересно узнать о трансформации огромной компании, выяснить, можно ли участвовать в этом процессе и нуждается ли крупная телеком-компания в услугах сторонних команд.

«Ростелеком», многие годы известный на рынке как оператор связи, превратился в крупную телекоммуникационную компанию, совмещающую в себе функции интегратора, разработчика, поставщика, продавца и потребителя продуктов. По словам Кирилла Меньшова, ряд дочерних обществ, которые входят в экосистему «Ростелекома», разрабатывают программное обеспечение и являются членами НП «Руссофт». Не всегда об этом знают разработчики, рассчитывающие на сотрудничество и предлагающие «Ростелекому» продукты, которые компания сама создает и продает на рынке.

Старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов

По словам Кирилла Меньшова, исторические события раздробили компанию со 150-летней историей «на атомы, которые мучительно собирались. «Ростелеком» собрался только в прошлом году, когда мы смогли присоединить мобильную связь и создать то, чем был «Ростелеком» до 1991 г. – полноценной ИТ и телеком-компанией».

Сегодня в холдинг входят десятки технологических компаний, которые трансформируются. «Мы не банк, который раньше бумажки перекладывал, а теперь все в цифре делает, не страховая компания, которая прежде бумажные полисы выпускала. Мы технологическая компания все 150 лет. В этом смысле трансформация имеет свою специфику», – отметил старший вице-президент по ИТ.

Еще одна особенность «Ростелекома» в том, что компания оперирует самыми разными технологиями – от доставки телеграмм, предоставления услуг таксофонной, фиксированной связи до таких инновационных продуктов, как цифровые паспорта, госуслуги, цифровой профиль, биометрический паспорт, система на блокчейне. Если одни сервисы уходят в прошлое, то другие будут востребованы в скором времени.

Миссия «Ростелекома» – быть цифровым партнером общества, государства и бизнеса. Поэтому, с одной стороны, компания трансформируется сама, а с другой – является частью цифровой трансформации окружающих. В частности, компания переходит на облачные технологии, создает cloud-приложения. Крупнейший облачный провайдер предоставляет возможности национальной облачной платформы, собственные продукты виртуализации и т. д. Технология больших данных используется для работы с цифровыми профилями клиентов и для создания государственных цифровых платформ. По базовым технологиям, которые являются частью цифровой трансформации, у компании есть внутренняя история («как мы меняем сами себя») и бизнес-история («как цифрового партнера по трансформации клиентов»).

Партнерство в поствендорном мире

Говоря о партнерском взаимодействии, в частности, с членами НП «Руссофт», топ-менеджер рассказал о тенденциях, свойственных так называемому поствендорному миру.

Был период приобретения коробочных решений. Но мир начал усложняться. «Коробочные» продукты прошли глубокую кастомизацию. По мере развития системы ИТ-образования наблюдался отказ крупных компаний от таких решений. Большим катализатором послужили инструменты Open Source. Теперь многие компании развивают in-house-решения, которые лучше автоматизируют бизнес, чем решения из «коробки». Это одна их характеристик поствендорного мира.

Сказанное относится к «ядерной» части бизнеса. А что касается сателлитной (вокруг «ядра» бизнеса), то никто не пишет собственные офисные пакеты, операционные системы (за редким исключением). По словам Кирилла Меньшова, здесь «Ростелеком» ведет себя так же, как и другие участники рынка.

В сегменте периферических продуктов компания не пытается изобретать велосипед – использует наработки и разработки, предлагаемые другими командами, в частности, входящими в «Руссофт». По оценкам топ-менеджера, примерно с 20% участников ассоциации «Ростелеком» поддерживает отношения.

В «Ростелекоме» придерживаются мнения, что прорывные инновации зарождаются внутри небольших организаций. Не будучи экспертом в области работы со стартапами, компания взаимодействует с ФРИИ, представляющим крупнейшую сеть акселераторов. Благодаря этому «Ростелеком» следит за примерно 80% российских стартапов и понимает, что в данной сфере происходит. Такой подход выбран для работы с инновациями.

Что касается партнерства с большим бизнесом (у любой крупной компании есть как минимум канал связи от «Ростелекома»), то его потребности часто выходят за возможности корпоративного портфеля решений. В таком случае компания не пытается отходить от своих базовых компетенций – использует решения партнеров, приглашая их к участию в совместных проектах. «Мы никуда без экосистемы, не собираемся все разрабатывать сами, хотим работать вместе со всеми, выполняя нашу миссию и стратегию быть цифровым партнером общества, государства и бизнеса», – заключил топ-менеджер.

Большая часть онлайн-встречи была посвящена ответам на вопросы участников мероприятия.

Когда в Российской Федерации можно будет отказаться от таксофонов?

По словам Кирилла Меньшова, далеко не на всей территории России доступны услуги сотовой связи. При участии «Ростелекома» государство реализует большую программу цифровизации населенных пунктов. Мобильным операторам невыгодно предоставлять услуги связи в небольших населенных пунктах. В таких случаях выручают таксофоны. Звонки с них на текущий момент бесплатны. Отказаться от таксофонов можно будет в интервале 10–20 лет. Вместо таксофонов появятся универсальные точки доступа.

Претендует ли «Ростелеком» на зарубежные рынки?

«Ростелеком» принял стратегию работы внутри Российской Федерации. «Но это не означает, что у нас нет зарубежных проектов. У нас есть иностранные заказчики в сегменте облачных технологий. Появились первые проекты в сфере кибербезопасности за рубежом. Продаваемые за границу сервисы составляют незначительную часть нашего бизнеса», – сообщил Кирилл Меньшов.

Как компаниям-разработчикам можно встроиться в орбиту «Ростелекома»?

Многое компания создает самостоятельно – в реестре представлено почти 70 ее продуктов. Встраиваться в орбиту «Ростелекома» следует, соизмеряя свои усилия, выявляя пересечения интересов. «Еще раз призываю оценить, кем является «Ростелеком» сейчас, и не относиться к нему как к покупателю ваших продуктов. Лучше находить совместные инициативы, проекты. При таком подходе шансы на успех выше», – уверен представитель компании.

Закупаемые «Ростелекомом» продукты почти всегда отечественные, за редким исключением. В этом смысле все карты в руки российским разработчикам. Например, в период пандемии «Ростелеком» искал решения для организации видеоконференцсвязи (аналог Zoom). Приняли предложение российской компании. Похожие истории и в других направлениях.

Как обстоит дело с развитием новых технологий, например, квантовой криптографией, квантовыми коммуникациями, сетями 5 G, 6 G?

В области квантовой криптографии есть «работающие прототипы и даже проекты с клиентами. Сами квантовое оборудование не производим», – сказал Кирилл Меньшов.

Построение сети 5G – дорогостоящий проект, который одной компании, даже такой, как «Ростелеком», не по карману. Здесь «Ростелеком» выступает в роли локомотива. И не секрет почему. Для компании важен мобильный рынок. Развитие сегмента мобильной связи возможно по мере продвижения современных услуг, таких как 5 G.

По словам Кирилла Меньшова, сеть 5 G в существенной части будет скорее всего импортозамещенной. В то же время 5 G – это в большей степени софтверная, а не «железная» история. Гораздо более компонентная сеть, чем все предыдущие ее поколения, открывает огромную нишу для разработчиков и поставщиков. Активно рассматриваются предложения всех разработчиков продуктов. В области квантовой криптографии компания также открыта к сотрудничеству.

Что будет с «Авророй» дальше?

На фоне мирового тренда антиглобализации не хотелось бы строить пессимистичные прогнозы, признался спикер. Если исходить из плана даже не В, а С, то не секрет, что у «Ростелекома» есть решение импортозамещенной мобильной экосистемы на базе «Авроры». В случае, если многие вещи станут недоступны, это позволит пользоваться решением, работающим в России. «Но не хотелось бы, чтобы тенденция антиглобализации настолько далеко зашла в части развития ИТ-решений», – сказал топ-менеджер.

Почему «Ростелеком» редко закупает российское «железо»?

Импортозамещенное «железо» «Ростелеком» будет приобретать. В процентах сказать сложно, надо смотреть каждый проект. «Других вариантов просто нет – нравится кому-то импортозамещение или нет. Оборудование планируется закупать большими партиями», – сообщил Кирилл Меньшов.

Готов ли «Ростелеком» инициировать создание консорциума для решения сложной задачи?

Безусловно, да. При этом надо учитывать, что у «Ростелекома» большое количество компонентов платформенных решений. По словам старшего вице-президента по ИТ, «вряд ли получится так, что платформа в «Ростелекоме» будет собираться без продуктов, разрабатываемых самой компанией. «Ростелеком» уже не такой, каким был десять лет назад. Для реализации проекта важно понять, что компания представляет собой сегодня. Например, не все знают, что у «Ростелекома» есть эластичное cloud-native-облако. В то же время нам интересны продукты в области цифрового города, цифрового муниципалитета».

В частности, решения в сфере умных счетчиков или геотрекинга уборочной техники востребованы муниципальными образованиями. С учетом этого можно строить комплексные проекты. Примерно это имелось в виду, когда речь шла о необходимости рассматривать компанию как партнера. Большой бизнес можно построить, если учитывать возможности «Ростелекома» в области видеоаналитики, искусственного интеллекта, больших данных, облаков, каналов связи, в том числе мобильных. Добавляя продукты партнеров, можно повышать ценность проектов для заказчиков.

Стратегия «Ростелекома»

Весной этого года «Ростелеком» планирует публично представить стратегию, приоритеты в сфере информационных технологий изменятся. «К сожалению, заниматься всем, чем хочется, не получится. В рамках стратегии нам придется сделать очень непростой выбор», – поделился представитель компании. Но глобальный вектор – быть партнером общества, государства и бизнеса – сохранится.

Как пандемия сказалась на работе «Ростелекома»?

Пандемия сильно ускорила внутреннюю трансформацию «Ростелекома». Половина сотрудников (более 60 тыс.) сейчас работают удаленно. Им пришлось цифровизировать свои процессы. Потребовалось научиться работать в системах управления знаниями, пользоваться видеоконференциями.

Что касается роли «Ростелекома» как цифрового партнера, то на этом направлении команда столкнулась со специфическим вызовом. В сегменте продуктов для кибербезопасности наблюдается бурный рост («чем больше реальных денег бизнеса в «цифре», тем выше киберпреступность»). Очевидно, что надо лучше защищаться. Хороший рост фиксируется в облачном бизнесе, сегменте цифровых развлечений («что закономерно: у людей появилось больше свободного времени»).

Однако некоторые сервисы в период пандемии «подпросели», например, для малого бизнеса («отрицательно сказался локдаун»), мобильная связь в части роуминга («люди меньше ездят, роуминговые продукты и тарифы оказались под ударом»). У каждой команды свои вызовы.

Как компания справляется с ними, станет известно из отчетности, которая будет представлена в скором времени. Тогда же можно будет аргументированно ответить на вопрос, как «Ростелеком» реализовал открывшиеся в новой реальности возможности, связанные, в частности, с проектами цифровой трансформации.

Отношение к инструментам Open Source – позитивное, несмотря на то что среда сложная. Именно Open Source обеспечивает супербыстрое развитие ИТ-индустрии. Подобное невозможно в других отраслях – например, медицине, автомобилестроении. Не удастся взять рецепт вакцины, чтобы назавтра появилась даже теоретическая возможность самостоятельно ее изготовить.

Насколько далеко «Ростелеком» продвинулся в цифровой трансформации?

Конечной точки цифровой трансформации не существует. Для «Ростелекома» состояние трансформации означает быть постоянно актуальным. «Мы должны меняться сами, чтобы не терять актуальности для наших заказчиков. Одним из критериев в данном случае может служить оценка, насколько компания релевантна как цифровой партнер в этом году по сравнению с предыдущим», – полагает топ-менеджер.

Возможно ли сокращение персонала «Ростелекома» на фоне цифровизации?

«Ростелеком» предоставляет фундамент для цифровизации заказчиков – огромную физическую инфраструктуру. Едва ли в обозримой перспективе появятся роботы, которые будут ремонтировать поврежденный после оползней кабель, выполнять такие работы в вечной мерзлоте, равно как и прокладывать Интернет в квартирах. Большая численность организации объясняется необходимостью выполнять такие процессы. «Для цифровизации других предприятий мы должны предоставить каналы связи, которые находятся в реальном мире и плохо роботизируются. В других направлениях мы, как и остальные, занимаемся цифровизацией процессов – у нас есть цифровой монтажник, цифровой договор», – пояснил спикер. Хотелось бы двигаться в данном направлении быстрее, но приходится искать баланс между «трансформировать себя» и «сделать больше для наших клиентов».

Как устроено управление ИТ в «Ростелекоме»?

На принципах автономии и самоорганизации команд, которыми невозможно управлять из единой точки. Поэтому, когда возникает желание инициировать проект, самое правильное – «заходить не с головы, а через подразделение, которое занимается тем или иным направлением».

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку