Константин ТАРАБРИН: «От точечных ИТ-решений к прорыву – созданию «умных фабрик» в ОПК»

 За последние пять лет предприятия ОПК существенно обновили свою материально-техническую базу. Но предстоит сделать значительно больше, прежде всего в сфере использования современных технологий. Широкое внедрение информационных технологий, причем на всех этапах жизненного цикла продукции, предопределяет развитие отрасли в целом и реализацию потенциала каждого отдельного предприятия. ИТ-инструменты становятся ключевым звеном в решении таких задач, как максимальное сокращение пути от идеи до серийного производства вооружения и военной техники, вывод продукции предприятий ОПК на гражданский рынок. При этом для оборонщиков особенно актуально обеспечить независимость от импортных программных продуктов. О подходах к решению этих задач, роли государства и векторе движения к достижению поставленных целей, о специфике производства и бизнес-процессов в интервью журналу рассказал директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Константин Тарабрин.

 

Как вы оцениваете роль информационных технологий в процессе модернизации и развития оборонно-промышленного комплекса России?

 

– Уровень развития информационных технологий на предприятиях ОПК во многом определяет их конкурентоспособность. При этом российской оборонной промышленности нужен прорыв в сфере информационных технологий на базе отечественных информационных продуктов, что особенно актуально на фоне происходящих в мире событий.

За последние несколько лет предприятия оборонной отрасли сделали большой шаг вперед, несмотря на ряд проблем, с которыми столкнулся ОПК в процессе производственной и технологический модернизации, обновления инфраструктуры и создания цифровых производств. Все это закладывает фундамент развития на перспективу.

Реализация современных концепций повышения эффективности производства, таких как проектное управление, бережливое производство, горизонтальная интеграция, управление показателями, «Шесть сигм», во многом зависит от темпов внедрения информационных технологий и ИТ-инструментов в производственные и управленческие процессы.

 

Как за последние несколько лет трансформировалась роль технологий в ОПК?

– Произошедшие за последние годы изменения на рынке, шаги регуляторов, появление новых игроков, большое количество новых проектов в отрасли сказались на отношении предприятий к использованию ИТ-инструментов. На этапе выживания, когда на протяжении многих лет недостаточное внимание уделялось перспективному развитию отрасли, предприятия довольствовались тем, что удалось заменить старые станки, провести так называемую легкую информатизацию. Теперь, когда такие предприятия переходят к стадии развития, перед ними стоят задачи иного уровня – эффективное управление бизнес-процессами, внедрение цифрового производства, интеграция предприятий в единое информационное пространство, формируемое на основе отдельной защищенной системы. Характерно, что одновременно с созданием такой сети формируется правовая основа обработки, хранения и использования информации, что не менее важно, поскольку ИТ-инфраструктура должна отвечать специальным строгим требованиям.

 

Не так давно Дмитрий Рогозин, говоря о Государственной программе вооружений на 20182025 гг., заметил, что будет специализация на высокие технологии. Как вам видится взаимосвязь ИТ и высоких технологий, упомянутых вице-премьером?

– 1 декабря 2016 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин в заявлении ТАСС, отвечая на вопрос о возможном сокращении Государственной программы вооружения на 2018–2025 гг., не стал уточнять объем расходов на программу, отметив, что он станет известен после утверждения. Слова о специализации на высокие технологии относятся к сути формирования новой ГПВ, в которой сделан акцент на развитии высокотехнологичных образцов ВВСТ.

К высоким относят наиболее прогрессивные технологии современности, которые характеризуются высокой культурой и точностью производства, большой наукоемкостью и универсальным характером их применения. В этом контексте имеются в виду наукоемкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолетостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Что касается информационных технологий, то речь идет прежде всего о способах и методах применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсах, необходимых для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Без соответствующего развития информационных технологий создание новых высокотехнологичных производств невозможно. Это объясняется в первую очередь обязательностью цифрового проектирования, автоматизации управления технологическими и логистическими процессами в рамках любой современной технологии.

В выигрыше оказывается тот, кто быстрее пройдет путь от идеи до внедрения в серию, кто обеспечит разработчикам возможность трудиться над изделием в одной среде, оценивать трудоемкость и регламентировать все бизнес-процессы.

 

Какова, по-вашему, роль Минпромторга России и конкретно вашего департамента в повышении эффективности применения ИТ в ОПК?

– Мы рассматриваем повышение потенциала ОПК на основе широкого внедрения и применения информационных технологий в контексте формирования информационной экономики России. По заказам Минпромторга России созданы и функционируют автоматизированная система единого информационного пространства ОПК, государственная информационная система промышленности. Минпромторг России принимал участие в создании государственной автоматизированной системы оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа. Сейчас продолжается работа по созданию системы защищенной связи, объединяющей предприятия и организации ОПК.

Дальнейшее раскрытие потенциала информационных технологий в ОПК мы связываем с развитием нескольких основных направлений. Первое – это создание и развитие инфраструктуры информационного взаимодействия интегрированных структур, организаций ОПК, федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных органов, обеспечивающей самые жесткие требования по информационной безопасности. Второе направление – стандартизация широкого набора информационных сервисов, предоставляемых организациям ОПК. Третье – совершенствование системы подготовки специалистов в области ИТ в соответствии с российскими и зарубежными квалификационными стандартами и требованиями.

Отдельно стоит упомянуть о разнице в уровнях готовности к применению и овладению современными технологиями, что не позволяет обеспечить специалистам возможность работы в едином ИКТ-пространстве. Над одним проектом по разным направлениям трудятся различные команды. Это не позволяет им оперативно обмениваться наработками и вносить коррективы, пользуясь соответствующими пакетами программ.

 

Одна из задач департамента заключается в выработке и реализации государственной политики. В чем она выражается применительно к сфере ИТ в ОПК?

– В создании условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции с учетом ее специфики, обусловленной прежде всего защитой информационных ресурсов и данных. Согласно основам государственной политики в области развития ОПК России до 2025 г. и на дальнейшую перспективу одним из приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере ОПК является развитие системы информационно-аналитического обеспечения функционирования отрасли.

Повышение качества государственного регулирования и управления деятельностью ОПК в современных условиях возможно на основе создания и развития единого информационного пространства ОПК, позволяющего координировать деятельность интегрированных структур и предприятий, обеспечивать реализацию единой научно-технической и финансово-экономической политики, внедрять современные методы построения внутрикорпоративных отношений в интересах создания высокотехнологичной продукции.

Можно выделить пять основных принципов государственной политики в сфере ИТ. Первый – развитие информационных ресурсов в сфере ОПК, обеспечивающих кардинальное повышение качества и конкурентоспособности оборонной продукции, создаваемых образцов и систем ВВСТ. Второй – совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты информационных ресурсов, обеспечение государственного регулирования допуска к информационным ресурсам ОПК. Третий – ответственность организаций, сопровождающих информационные ресурсы в сфере ОПК, за достоверность вводимой ими информации. Четвертый – снижение нагрузки на организации ОПК при формировании ведомственной отчетности, уменьшение количества отчетных форм и показателей, а также однократный ввод информации при ее многократном использовании. Пятый – обеспечение информационного взаимодействия и обмен данными об организациях ОПК и их продукции ЕИП ОПК с другими государственными информационными системами, прежде всего с государственной автоматизированной системой оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ) и государственной информационной системой промышленности (ГИСП).

 

Как продвигается работа по созданию единого информационного пространства, что сделано?

– В мае 2016 г. введен в эксплуатацию опытный участок автоматизированной системы ЕИП ОПК, обеспечивающий информационное взаимодействие Минпромторга России и крупнейших интегрированных структур и предприятий, являющихся держателями основных информационных ресурсов в сфере ОПК.

Создание ЕИП ОПК в части информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности Минпромторга России создает условия для решения ряда практических задач. Будет создан контур оперативной обратной связи министерства с интегрированными структурами и предприятиями ОПК при управлении развитием ОПК. Повышению эффективности управленческих решений будет способствовать оперативный доступ к информации о состоянии отраслей, интегрированных структур и предприятий ОПК на основе данных из разных источников. Интегрированные структуры и предприятия ОПК будут владеть поступающей из Минпромторга России информацией о научном и производственном заделе, передовых промышленных технологиях, что поможет им, в частности, оптимизировать производственные процессы при создании высокотехнологичной оборонной продукции.

 

Какие возможности появятся у предприятий с созданием единого информационного пространства?

– Прежде всего они получат оперативный доступ к нормативно-справочной информации федеральных органов исполнительной власти. Станет возможным безбумажный обмен научно-технической документацией и другой информацией между участниками ЕИП ОПК. Управление кооперацией разработчиков и изготовителей ВВСТ головными организациями ОПК будет осуществляться с использованием средств телекоммуникации и др.

 

Как решаются задачи, сформулированные при создании государственной информационной системы промышленности?

– Напомню, что государственная информационная система промышленности (ГИС промышленности – ГИСП) создана во исполнение Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». В июне 2016 г. нашим министром была утверждена концепция развития ГИСП, определяющая этапы ее создания до 2018 г. включительно.

Эта система создается в целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики, информирования о предоставляемой предприятиям поддержке со стороны государства, а также для повышения эффективности обмена информацией, иллюстрирующей не только состояние промышленности, но и прогнозирующей ее развитие.

Стоит отметить, что основная часть задач, сформулированных при создании ГИСП, уже решена. Информация, содержащаяся в системе и подлежащая размещению в открытом доступе, предоставляется бесплатно. При этом информация о финансово-экономическом состоянии и характеристиках продукции предприятий, содержащая закрытые сведения, размещается в ЕИП ОПК – закрытой части ГИСП.

Работы ведутся строго по графику, поэтапно, как и предусмотрено концепцией. В настоящее время дорабатываются подсистемы.

Еще в 2014 г. был разработан проект Концепции создания, развития и использования информационных технологий в ОПК РФ на период до 2020 г. Какова судьба этого документа?

– Проект концепции, разработанной Минпромторгом России, обсуждался на III конференции «Информационные технологии на службе ОПК России в апреле 2014 г. в Сарове, был одобрен Правительством РФ. В настоящее время Минпромторг России реализует соответствующие мероприятия. Имеющаяся нормативно-правовая база в целом обеспечивает регулирование сферы ИТ в ОПК. В то же время нужно совершенствовать нормативно-правовое обеспечение вопросов информационного взаимодействия на межведомственном уровне, особенно в части обмена информацией закрытого характера. Также требует обновления система нормативно-технической документации (стандартов, рекомендаций, регламентов, правил и т. д.).

 

Как обстоит дело с замещением импортных ИТ-решений в сфере ОПК? В какой мере отечественные разработчики в состоянии обеспечить технологическую независимость ОПК?

– Необходимо учитывать, что активное импортозамещение в ОПК началось уже достаточно давно, и на этом пути есть серьезные успехи. Однако невозможно заместить все программное обеспечение в один момент. Значительное количество продуктов для инженеров-разработчиков (например, различные САПР) были куплены предприятиями ОПК в середине 2000-х гг., когда государство начало борьбу с нелицензионным ПО. На тот момент выбор в пользу приобретения конкретных систем зачастую был обусловлен исторически сложившимися предпочтениями проектировщиков и наработанными компетенциями.

Разумеется, уже тогда осознавались риски покупки зарубежных продуктов, но все-таки присутствовал определенный оптимизм. Сейчас, конечно, на предприятиях от него не осталось и следа. Но следствием тех решений стало замедление отечественных разработок, сопоставимых по уровню с мировыми аналогами. Например, именно так обстоят дела в сфере автоматизации производственных процессов.

Довольно сложная ситуация сложилась в радиоэлектронике, где отсутствуют отечественные разработчики САПР. Используемые системы принадлежат иностранным компаниям и ориентированы на зарубежные стандарты проектирования и производства: Synopsys, Altium, Cadence, Mentor Graphics. В условиях санкций большинство этих САПР сейчас не поддерживаются, продажа пакетов обновлений и новых версий тоже запрещена. Такая ситуация не может не настораживать, поскольку тактико-технические характеристики современных образцов вооружения, систем управления и коммуникаций во многом определяются используемыми прикладными программами.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что в России есть все возможности для создания первоклассных отечественных программных решений. Не следует забывать, что замещение импорта в сфере ИТ – это процесс не только крайне дорогостоящий и трудоемкий, но и эволюционный. Быстрый переход на новое ПО со старого, под которое выстроены все бизнес-процессы, может разбалансировать систему управления предприятием. Причем это относится как к разработке новых изделий, так и к серийному производству, если на предприятии, например, установлены системы ERP или CRM.

 

Если в процессе замещения ПО появляются первые результаты, то вопрос перехода на собственные аппаратно-программные решения в сфере ИТ и связи пока остается без ответа. Каким вам видится выход из этой ситуации? Как оборонным предприятиям соблюсти требования безопасности и при этом обеспечить модернизацию ИТ-инфраструктуры?

– Минпромторг России и в этом вопросе не стоит в стороне. В частности, в прошлом году был утвержден План гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу, обеспечивающий поддержку сбыта продукции, создаваемой в рамках проектов по выпуску отечественной микроэлектронной продукции. Предусмотрена закупка различных видов изделий с отечественными микрочипами. Это должно дать дополнительные ресурсы для модернизации ИТ-инфраструктуры.

В качестве перспективных механизмов рассматривается создание виртуальных конструкторских бюро, центров коллективного пользования, единых баз библиотек. Подобные структуры могут оказывать услуги и по контрактному проектированию, причем как для технических вузов, так и для частных ИТ-компаний, в том числе разработчиков аппаратуры и электронной компонентной базы. Все эти вопросы, конечно, требуют значительной проработки и развития законодательства, в том числе для привлечения частного капитала.

Если говорить в целом о цифровизации оборонных предприятий, то в России уже есть сильные ИТ-компании, такие как «1С», «АСКОН», «Галактика», «Топ Системы» и др. Не секрет, что для приобретения компетенций мирового уровня отечественные ИТ-разработчики строят альянсы и партнерства с глобальными лидерами. В этом направлении очень активны дочерние структуры «Ростеха».

Что касается поддержки государства, то мы выступаем за развитие конкуренции, двери открыты всем.

 

В свое время большие споры вызывал вопрос субсидирования предприятий ОПК в рамках замещения импорта. Сегодня этот процесс регулируется государством?

– Чуть больше года назад в рамках госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» были подготовлены два постановления Правительства РФ. Постановлением от 17 февраля 2016 г. № 110 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским предприятиям радиоэлектронной промышленности на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники. А постановлением № 109 – правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.

По нашему мнению, это должно способствовать реализации проектов по развитию инфраструктуры отрасли, в том числе по созданию промышленных кластеров, увеличению доли импортозамещающих и инновационных товаров в общем объеме выпуска электронной и радиоэлектронной продукции. Как уже упоминалось, Минпромторг России также подготовил план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции.

 

Насколько результативны типовые схемы ГЧП в области разработки и внедрения российских аппаратных, программных и аппаратно-программных средств и технологий управления предприятием, производством, ЖЦИ на предприятиях ОПК?

– С начала 2000-х в мире прослеживается тенденция перетока идей и технологий из гражданского сектора в военный, хотя полтора десятка лет назад доминировал обратный тренд. Если раньше довольно много говорилось о трансфере военных технологий в гражданский сектор, сейчас речь идет, например, о заимствовании предприятиями наработок в сфере робототехники, систем распознавания и т. д.

В России схожая ситуация. Отечественные инновационные компании развивались параллельно с оборонной промышленностью и приобрели уникальные компетенции, которые сегодня крайне востребованы для развития ОПК.

Разработку схем ГЧП применительно к ОПК не назовешь новой задачей. Комплекс моделей был разработан Минпромторгом еще в 2013 г. Однако по ряду причин законодательно эти вопросы не урегулированы. Задача приобретает дополнительную актуальность в связи с процессами диверсификации.

Если рассматривать разработку высокотехнологичных гражданских продуктов, то в современной экономике до половины прибыли компании могут получать только на основе применения контрактов жизненного цикла. Как известно, в условиях сервисной модели основной доход приносит не продажа, а обслуживание продукта. Нам предстоит сформировать благоприятную регуляторную среду для обеспечении синергии и ускоренного развития гражданских инновационных ИТ-компаний, которые готовы работать в оборонном секторе. На мой взгляд, если компания обладает прорывными технологиями, то для нее должен быть создан особый правовой режим. Оборонно-промышленный комплекс – традиционно очень консервативная среда, поэтому многие инициативы принимаются не так быстро, как того требуют вызовы цифровой экономики. Однако возникающие на этом пути проблемы мы стремимся решать максимально быстро, системно и комплексно. Особо хотелось бы подчеркнуть, что мы открыты для диалога.

 

Залогом эффективности информатизации любой отрасли и ОПК не исключение является стандартизация. Не так ли?

– Стандартизация и унификация программных решений относятся к ключевым факторам эффективной информатизации. Программный продукт, имеющий коммерческий потенциал на рынке, должен быть максимально стандартизован. А уже впоследствии можно заниматься его адаптацией к требованиям конкретного клиента. На мой взгляд, сегодня это аксиома.

Вместе с тем в современных условиях мы должны говорить не только о стандартизации, но и о создании правовой базы, универсальных рыночных стандартов как для унификации решений, так и для развития экосистем программных продуктов. В принципе, это не должно ограничивать конкуренцию программных продуктов. Требование стандартизации применительно к сбору информации следует рассматривать и как снижение нагрузки на персонал предприятий ОПК.

 

Одной из наиболее сложных и критически важных задач считается реализация системы управления полным жизненным циклом ВВСТ. Какие шаги предпринимает Минпромторг в этом направлении? Насколько удалось продвинуться за последнее время?

– В сфере гособоронзаказа контракты полного жизненного цикла используются уже достаточно давно. Например, применение предложенных Минобороны России соответствующих типовых контрактов зарекомендовало себя в качестве одного из эффективных инструментов снижения затрат поставщиков, а значит, и экономии средств бюджета.

Вообще, если говорить о реализации системы управления полным жизненным циклом ВВСТ, то вопрос эффективности для государства во многом сводится к процессам ценообразования. В настоящее время на федеральном уровне подготовлен проект Единого положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Его согласование проводится с учетом идеологии управления полным жизненным циклом военной продукции. Однако говорить об этом более детально преждевременно.

Не могу не отметить, что управление жизненным циклом превратилось в отдельный вид деятельности, которому уделяют внимание и заказчики, и поставщики продукции. Нужно признать, что поле для нормотворческой деятельности здесь пока безграничное.

 

Среди других перспективных направлений имитационное моделирование и суперкомпьютерные вычисления. Как вы оцениваете использование таких инструментов в ОПК?

– Моделирование – один из способов уменьшения затрат времени и средств на разработку и испытание перспективных образцов вооружения. В мировой практике широко применяется численное моделирование, которое позволяет расчетным путем оценить работоспособность вариантов технических решений и уменьшить количество натурных экспериментов. Мы идем по такому же пути. Пару лет назад министерство проводило исследования, связанные с использованием численного моделирования быстро протекающих процессов в области механики деформации твердого тела, а также методов и технологии экспериментальной проверки результатов расчетов при разработке систем вооружения на основе высокоскоростных средств поражения. Это позволило упростить применение ряда расчетных методов и оптимизировать количество натурных экспериментов.

Сегодня государство вкладывает значительные средства в развитие суперкомпьютерной техники и отечественных программных комплексов. Серьезные успехи достигнуты при моделировании ядерных специальных задач. В свою очередь, эти математические модели применимы, например, в сегменте боеприпасов и спецхимии. В ближайшие пять-семь лет прогнозируем скачок в этой сфере. Ожидается, что к тому времени суперкомпьютеры достигнут эксафлопной производительности, это позволит анализировать колоссальные массивы данных.

 

А как обстоит дело с механизмом признания официального статуса результатов моделирования?

– Вынужден сказать, что проблема признания официального статуса результатов моделирования пока еще системно не решена. Определенные успехи есть в радиоэлектронной промышленности. Например, отдельные результаты, связанные с моделированием аэродинамических, тепловых, механических воздействий на радиоэлектронную аппаратуру, принимаются военными уже сейчас.

 

Что предстоит сделать в данном направлении в первую очередь?

– Ближайшая задача – разработка пакетов стандартов по экспериментальной проверке численного моделирования при разработке перспективных систем вооружения. Однако проблема, конечно, не только в стандартах. Пока остаются без ответа вопросы, связанные с возможностями разработчиков ИТ-продуктов, уровнем инфраструктуры предприятий ОПК и квалификацией кадров.

 

Стоит ли стимулировать предприятия к внедрению таких пакетов?

– Как показывает практика, специально стимулировать предприятия не надо. Разработчики сами стремятся их использовать, но не у каждого и не сразу получается.

 

У всех на слуху понятия «цифровая экономика», «цифровое предприятие», «цифровое производство». Каким вам представляется цифровое предприятие в ОПК в перспективе трех-пяти лет?

– В термине «цифровое предприятие» заложены такие составляющие, как информационные платформы, программные комплексы, компонентная база и многое другое. Технологии развиваются стремительно. В стране реализуется Национальная технологическая инициатива. Одной из ключевых составляющих этой программы является направление «ТехНэт», которое носит кросс-отраслевой характер. Дорожная карта по этому направлению была разработана, в частности, с учетом программ инновационного развития госкорпораций и компаний с государственным участием, таких как ОАК, ОСК, ОДК, «Вертолеты России», КАМАЗ, «РКК Энергия» и др.

Цель направления «ТехНэт» – создание нового поколения современных цифровых производств, так называемых умных фабрик или фабрик будущего. На их базе уже в ближайшее время будет создаваться глобально конкурентоспособная продукция нового поколения.

Оборонные предприятия являются одним из центров данного проекта. Реализация НТИ устанавливает для них новую планку. Речь идет о повышении скорости разработки продуктов, новом уровне горизонтального взаимодействия, вертикальной кооперации, оптимизации логистики, стандартах обмена информацией.

 

От чего будут зависеть скорость, эффективность трансформации и перехода предприятий отрасли на новые принципы управления, организации и производства?

– От усилий и эффективности менеджмента.

 

Только лишь?

– Создание интегрированных структур изначально предполагало высокий уровень самостоятельности принятии решений. Государство формулирует директивы, задает ориентиры общего плана. А их достижение зависит от качества управления, обеспечения максимальной отдачи от имеющихся активов. Разумеется, есть специфические процессы, необходимые для выпуска военной продукции. Но управление этими процессами не слишком кардинально отличается, если сравнивать с другими предприятиями.

«Умные фабрики», Индустрия 4.0, или, как еще ее называют, Интернет вещей, – принципиально новый мир, в котором есть беспилотный транспорт, аддитивные технологии, промышленная робототехника, телемедицина, суперкомпьютерные вычисления. Все это предполагает новое качество рабочих мест и даже иной уровень мышления. Потому трансформация и переход предприятий ОПК на новые принципы связаны прежде всего с развитием кадрового потенциала.

Сокращение жизненных циклов продукции и быстрое развитие технологий ведут к тому, что профессиональные компетенции скоро будут устаревать в геометрической прогрессии. Причем это относится не только к инженерным или рабочим кадрам, но и к менеджменту всех уровней.

 

Руководство страны поставило амбициозные задачи по диверсификации выпускаемой ОПК продукции и выходу на гражданские рынки. Создано Агентство по технологическому развитию. В какой мере выпуск конкурентоспособной гражданской продукции зависит от уровня цифровизации производства?

– Стоит заметить, что создано не только Агентство по технологическому развитию. По поручению Правительства в Минпромторге России в феврале открылся Центр диверсификации организаций ОПК, куда сейчас стекается информация по важнейшим номенклатурным группам гражданской продукции. Как показывают системные исследования проблем диверсификации, ключевыми факторами, влияющими на развитие гражданских производств в ОПК, сегодня являются нехватка собственных денежных средств и квалифицированного персонала, необходимость дополнительной финансовой поддержки, низкий спрос на гражданскую продукцию, отсутствие информации о рынках сбыта, низкая узнаваемость продукции среди потенциальных потребителей, а порой и неумение находить перспективные ниши.

Между уровнем цифровизации производства и его готовностью к диверсификации существует прямая связь. Однако мало произвести продукт, его нужно еще продать. Отсутствие у организаций ОПК полноценного опыта маркетинга и продвижения своего продукта на рынок – это главный вызов. Продвижение на гражданский рынок также сдерживают наличие высоких входных барьеров и острая конкуренция со стороны зарубежных производителей. В качестве целевого сегмента сейчас более разумно рассматривать рынок B2G. Если говорить о конкретных сферах, то это медицина, ТЭК, гражданская авиация, судостроение, космос, робототехника и вся сопутствующая инфраструктура. Работу в этом перспективном направлении мы начали и видим его большой потенциал.

 

Спасибо за содержательную беседу.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку