Космический хайвей

Спутник EDRS-C успешно прошел приемосдаточные испытания и теперь готов к вводу в эксплуатацию. Этот космический аппарат станет вторым составным элементом системы связи SpaceDataHighway, разработанной концерном Airbus. Космический аппарат EDRS-C, запущенный в августе 2019 года, был выведен на орбитальную позицию 31˚ восточной долготы геостационарной орбиты. EDRS-C успешно прошел орбитальные испытания и установил лазерное соединение со спутниками дистанционного зондирования Земли Sentinel в рамках программы Copernicus.

Как ожидается, EDRS-C удвоит пропускную способность системы SpaceDataHighway: теперь она сможет одновременно передавать данные сразу с двух спутников наблюдения. Дополнительная пропускная способность позволит концерну Airbus расширить сферы применения SpaceDataHighway для новых заказчиков. Планируется, что уже к 2030 году порядка 15 спутников смогут использовать широкополосное соединение для передачи данных в рамках системы SpaceDataHighway.

С 2021 года инфраструктуру SpaceDataHighway начнет использовать и разработанная концерном Airbus спутниковая группировка Pléiades Neo – передовая оптическая система наблюдения Земли с четырьмя спутниками разрешением 30 см. Являясь частью услуг, предоставляемых в рамках проекта Pléiades Neo, система SpaceDataHighway позволит оптимизировать скоростную передачу запросов на проведение съемок в режиме реального времени, обеспечив при этом высокую пропускную способность передачи информации.

Спутник EDRS-C присоединился к космическому аппарату EDRS-A, который ежедневно передает изображения Земли, снятые четырьмя спутниками дистанционного зондирования Sentinel в рамках программы Copernicus. С 2017 года EDRS-A провел более 35 000 сессий лазерной передачи данных – в результате было загружено почти два петабайта данных с доступностью 99,5%.

SpaceDataHighway – первая в мире геостационарная система оптической космической связи. Она революционным образом ускорила процесс передачи информации в космосе благодаря передовым лазерным технологиям, которые позволяют безопасно передавать данные со скоростью до 1,8 гигабит в секунду в режиме, приближенном к реальному времени. Ранее этот процесс занимал несколько часов.

Фотография кодируется, передается со спутника на низкой орбите на спутник на высокой, а уже оттуда на наземную станцию. Основной проблемой ныне существующих систем спутникового мониторинга является то, что спутники находятся в поле приема антенны всего около 10 минут в течение каждого 90-минутного витка вокруг Земли, а это приводит к затягиванию передачи данных.

С помощью лазера эти спутники могут подключаться к низкоорбитальным аппаратам наблюдения на расстоянии до 45 000 км, а также к разведывательным беспилотникам и самолетам. Система SpaceDataHighway позволяет получать данные фактически в режиме реального времени. Кроме того, данное решение передает изображения и видео с высокой степенью детализации и разрешения, а план полета космических аппаратов может быть скорректирован в любое время всего за пару минут.

Проект SpaceDataHighway является важным шагом стратегии Airbus по активному внедрению лазерных технологий для передачи данных из космоса, а также развитию сопутствующей инфраструктуры, которая обеспечит бесперебойную связь для нужд воздушного, наземного и водного транспорта.

Наземный сегмент системы EDRS включает в себя три наземные приемные станции, расположенные в Вайльхайме (Германия), Редю (Бельгия) и Харуэлле (Великобритания). Главный операционный центр будет располагаться в городе Оттобрунн (Германия). Всего три спутника на геостационарной орбите c лазерными терминалами смогут покрыть сетью передачи данных всю планету.

Европейская система ретрансляции данных EDRS (European Data Relay System) на базе SpaceDataHighway работает на основе государственно-частного партнерства Европейского космического агентства (ЕКА), Airbus, компании-разработчика лазерных систем Tesat-Spacecom и Германского центра авиации и космонавтики DLR (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt).

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку