КPMG Academy Russia и CROC Education Solutions представили результаты совместного исследования «Корпоративное обучение: трансформация подходов» на нетворкинг-платформе Digital Leader

На нетворкинг-платформе Digital Leader состоялся онлайн-митап «Перспектива 2035: ключевые тренды корпоративного обучения», на котором были представлены результаты масштабного исследования KPMG Academy Russia и CROC Education Solutions «Корпоративное обучение: трансформация подходов». Образовательным партнером исследования стало направление корпоративного обучения Нетологии, научным — Институт образования НИУ ВШЭ. В рамках изучения отношения к корпоративному обучению и мнений о потенциальных направлениях его развития было опрошено более 800 сотрудников компаний из разных отраслей и проведены беседы с более чем 50 экспертами в области L&D. На основе результатов опросов и интервью были выделены ключевые тренды развития сферы до 2035 года.

 

ВЗГЛЯД СОТРУДНИКОВ НА КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 

По результатам опроса, для 58% сотрудников ключевая мотивация обучаться связана с возможностями будущего профессионального развития и роста, для 14% — с необходимостью новых навыков и знаний для выполнения рабочих задач. Среди профессионалов с опытом работы более 5 лет только 32% уверены в том, что развитие навыков внутри компании ощутимо влияет на эффективность их работы. При этом среди начинающих специалистов такой позиции придерживаются более половины опрошенных (58%).

У 46% респондентов есть возможность обучаться раз в месяц и чаще. Наиболее предпочтительная длительность занятий — 30-60 минут, такой вариант оптимален для 48% сотрудников. 33% опрошенных предпочитают занятия длительностью 60-90 минут. При этом набирающий популярность контент на 15-30 минут удобен лишь для 12% сотрудников.

В 40% случаев сотрудники хотят самостоятельно выбирать обучение, при этом лишь 17% из них могут это делать. Больше всего сотрудники заинтересованы в курсах иностранного языка (40%), курсах по развитию управленческих навыков (35%) и навыков управления продуктами (34%). Среди форматов обучения наиболее предпочтительным все еще называют очный (43%). Вторым по популярности стал онлайн-формат в режиме реального времени с преподавателем (20%), а на третьем месте — записанные онлайн-курсы (15%).

Более 60% респондентов отметили растущее внимание со стороны руководства к корпоративному обучению, увеличение объема образовательного контента и улучшение его качества. 69% сотрудников заявили, что полностью удовлетворены образовательным процессом в своей компании.

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К КОРПОРАТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ

По результатам опроса, более 80% образовательного контента сегодня предоставляется в формате e-learning. Пандемия стала драйвером изменений подходов к организации корпоративного обучения в сторону большего проникновения онлайн-форматов, и именно этот тренд эксперты в области L&D считают центральным на ближайшие 3-5 лет.

 

Евгения Сотникова, эксперт по образовательным решениям CROC Education Solutions: «Во время пандемии произошло перерождение корпоративного обучения — оно стало поддержкой бизнеса и элементом корпоративной культуры. Обучение в компаниях стали использовать не только для того, чтобы дать конкретный навык, но и чтобы замотивировать, переключить сотрудников, направить в нужное бизнес-русло. Онлайн-обучение заняло топовую позцииюпоэтому для нас 2020 — не кризис, а расцвет. Те, кто долго сомневались и не знали, как подступиться к онлайну, попали в ситуацию, когда единственный выбор — ускориться и запустить этот формат. А клиенты, у которых онлайн-обучение работало, его усилили — запустили новые платформы, форматы, расширили каталог тем. Мы как CROC Education Solutions в этом помогли».

Треть экспертов отметили сложности в адаптации к онлайн-форматам у сотрудников в возрасте 30-35 лет и старше. Однако за год, в течение которого существенная часть рабочих и образовательных процессов была перенесена в онлайн, большинство сотрудников адаптировались к нему вне зависимости от возраста и первоначального уровня цифровой грамотности. В последние 1-2 года компании начали развивать внутренних преподавателей — сотрудников, которые могут поделиться своим опытом с коллегами и передать релевантные для них знания и навыки. Финансовый сектор и ИТ стали первопроходцами в этой области.

Более 85% экспертов отметили, что при организации онлайн-обучения отдают предпочтение коротким курсам и верят в развитие обучений длительностью 10-20 минут. Сокращение длительности занятий связана с тем, что в онлайне сотрудникам сложно концентрироваться на образовательном контенте в течение длительного времени. По той же причине каждый второй эксперт считает, что в будущем основой образовательного процесса станет мобильное обучение, для прохождения которого нужен лишь гаджет. Более трети опрошенных компаний сегодня уже инвестируют в развитие мобильных версий LMS.

В то же время менее 15% респондентов отметили, что у них развита практика измерения эффективности, посещаемости и результатов обучающихся, но практически все эксперты ожидают развития таких инструментов HR-аналитики. Практически все эксперты из компаний отраслей промышленности и ритейла ожидают развития VR/AR-решений для массового использования, хотя лишь у единиц есть успешные пилоты в этой области. Среди ключевых точек роста в сфере L&D эксперты называют обучение soft skills и развитие и удешевление подходов к обучению «синих воротничков».

Более 90% опрошенных экспертов уверены, что полный переход корпоративного обучения в онлайн невозможен — будущее за гибридным форматом обучения, при котором сотрудники будут получать в удаленном формате только базовую теоретическую информацию.

 

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТОВ НА БУДУЩЕЕ  КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В рамках онлайн-митапа «Перспектива 2035: ключевые тренды корпоративного обучения» на нетворкинг-платформе Digital Leader спикеры KPMG Academy Russia, CROC Education Solutions, направления корпоративного обучения Нетологии и Института образования НИУ ВШЭ обсудили прогнозы по развитию сферы L&D на 2035 год.

Дмитрий Мусатов, Партнер, Отдел инвестиций и рынков капитала, Руководитель KPMG Academy: «Современный подход к организации внутрикорпоративного обучения характеризуется гибкостью. Наблюдается быстрая смена фокусов обучения вслед за быстрым изменением бизнес-целей организаций, соответственно создаются гибкие программы обучения, конструкторы. Также создаются короткие версии долгосрочных программ с наиболее концентрированным контентом. Доминирует прагматичный подход, любое обучение должно соотноситься с бизнес-целями, эффективность обучения оценивается в течение 1-3 лет, в том числе через отслеживание успехов в карьерном продвижении сотрудников».

Неизбежный технологический скачок станет драйвером трансформации подходов к организации корпоративного обучения. Так, спикеры отметили, вероятно, в будущем информация будет предоставляться сотрудникам с использованием голограмм, а технологии виртуальной и дополненной реальности станут недорогими и, следовательно, будут применяться уже массово. Обучение станет омниканальным, разделение форматов на онлайн и оффлайн уйдет в прошлое. Данные о прогрессе и успехах обучающихся сотрудников будут храниться и анализироваться централизованно. Кроме того, обучение станет предиктивным — формирование образовательного контента будет ориентировано на будущие потребности компании.

Среди потенциальных коробочных решений эксперты выделили появление специальных edu-помощников и эдвайзеров для сотрудников, которые помогут персонализировать образовательный процесс и автоматизируют взаимодействие с каждым пользователем. Также для сбора более подробной информации об employee learning experience будут внедрены агрегаторы данных от персональных edu-помощников. Таким образом, на основе этих данных, обучение станет адаптивным, т.е. образовательная программа будет подстраиваться под сотрудника в режиме реального времени.

Также к 2035 году в компаниях могут появиться внутренние knowledge-sharing платформы, через которые сотрудники получат возможность обучать друг друга. Более того, они смогут создавать цифровых двойников, формировать виртуальные классы и пользоваться инструментами по считыванию и передаче эмоций. Все эти технологии позволят эффективно оттачивать свои навыки онлайн за счет взаимодействия с цифровыми копиями коллег или тренера.

Среди трендов будущего L&D эксперты также выделили доступность образовательного контента в любом месте. Для его получения не нужен будет доступ к мобильному телефону или ноутбуку. Релевантный контент будет предоставляться по QR-кодам, которые будут размещены в разных локациях офисов и производств. Таким образом, количество потребляемой сотрудниками информации будет расти, и в будущем базовым навыком каждого сотрудника станет способность ориентироваться в контенте и выделять в нем тот, что необходим для профессионального роста.

Полный текст исследования: https://research.digitalleader.org/research_education

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку