Мария Ушанова, руководитель направления «Ситуационные центры» компании «Инфосистемы Джет».
Мария Ушанова, руководитель направления «Ситуационные центры» компании «Инфосистемы Джет».

Создание ситуационного центра предполагает сложную интеграцию самых разнообразных информационных систем, поэтому подобные проекты реализуют интеграторы со стажем. Один из них – компания «Инфосистемы Джет», которая создает сегодня ситуационные центры для предприятий различных отраслей экономики и государственных органов. Мы задали несколько вопросов Марии Ушановой, руководителю направления «Ситуационные центры» компании «Инфосистемы Джет».

Компания «Инфосистемы Джет» накопила большой опыт решений в таких областях, как ИТ-аутсорсинг и техническая поддержка, разработка ПО, внедрение и сопровождение бизнес-приложений, информационная безопасность, сетевые решения, управление ИТ-услугами и ИТ-инфраструктурой, ЦОД, вычислительные комплексы и СХД. Скажите, что из перечисленного вы предлагаете для использования в СЦ?

– Следует отметить, что ситуационные центры аккумулируют весь опыт ИТ-интегратора. В данной области собрано все, что мы так или иначе предлагали в виде отдельных услуг: это и разработка программного обеспечения, и наши сетевые решения, и решения в области информационной безопасности, поскольку в ситуационных центрах концентрируется критически важная информация. Востребованы и наши компетенции в построении ИТ-инфраструктуры, поскольку архитектура комплексов для мультимедиа предполагает наличие как вычислительного, так и управляющего комплексов. По окончании внедрения весьма ценным оказывается опыт в части сервисной поддержки. Образно говоря, ситуационный центр – «венец творения» системного ИТ-интегратора.

Ключевая функция любого ситуационного центра работа с информацией. В качестве программных средств автоматизации обычно применяются классические BIплатформы и DSS-системы (Decision Support System). Располагает ли компания «Инфосистемы Джет» опытом внедрения подобного рода инструментов в СЦ?

– Я бы выделила два аспекта. Первый – визуальный ряд. Ситуационный центр предполагает быстрое принятие решений, когда счет идет на минуты и даже секунды, поэтому очень важно, в каком виде представляется информация. Это касается и дежурных служб, которые занимаются непосредственным реагированием, и оперативного штаба, принимающего решение о том, что делать дальше. В таких проектах необходимо уделять внимание эргономике и удобству использования. Мы стараемся отдельно проработать решения по визуализации, используя стандартные инструменты и методики. Однако нельзя сказать, что это готовое решение – скорее, конструктор из готовых блоков.

Второй аспект – актуальность данных. Здесь на первый план выходит наш интеграторский опыт. Интеграционные проекты как таковые всегда были у нас отдельным направлением. Здесь также есть две части. Первая – непосредственно онлайн-интеграция, вторая – сбор большого объема информации, чтобы анализировать исторический срез с возможностью прогнозирования на основе достаточно глубокой аналитики. Лет пять назад в основном применяли Oracle BI, который был очень популярен на рынке. Потом пришло время QlikView. То и другое – замечательные инструменты, и мы с удовольствием работаем с ними, но наступило время импортозамещения, и появились Pentaho и «Прогноз». У нас есть специалисты по всем решениям, которые представлены на рынке, помимо вышеперечисленных также IBM Cognos, Tableau. Выбор решения для проекта всегда происходит в процессе диалога с заказчиком.

В прошлом году мы зарегистрировали продукт «Ситуационный центр Джет» – платформу, которая позволяет из «коробки» построить базовые компоненты ситуационного центра: управление нормативно-справочной информацией, управление реагированием на чрезвычайные ситуации, блок предупреждения, где реализовано проектное управление и управление поручениями. В этом продукте мы постарались объединить базовые компоненты, которые встречаются в большинстве ситуационных центров. Под каждый конкретный проект набор кастомизируется.

В каких из уже реализованных проектов СЦ компания «Инфосистемы Джет» принимала непосредственное участие?

– В одной из крупных компаний нефтяной отрасли мы приняли участие в создании ситуационного центра сопровождения бурения, в частности, занимались поставкой оборудования, монтажом видеостены, дизайном помещений. Плюс там была заказная разработка ПО, касающегося управления визуализацией. Сейчас на стадии закупки компонентов строительного и программного обеспечения проект в еще одной крупной нефтяной компании – ситуационный центр управления в кризисной ситуации. Уже завершено проектирование и разработка ПО, проводится опытная эксплуатация, началась закупка оборудования. Можно сказать, в государственных органах компания «Инфосистемы Джет» строила ситуационные центры, когда еще не было самого этого термина. Я имею в виду проекты, выполненные в середине 2000 гг. – например, автоматизацию службы «02» ГУ МВД по г. Москве.

Сейчас в стадии завершения проектирования находится проект в области информационно-технической безопасности нефтяной компании – ситуационный центр, который объединит управление инцидентами информационной безопасности и управление инцидентами, связанными с физической безопасностью.

Основываясь на полученном опыте участия в разработке и создании СЦ, оцените эффективность этого направления государственного строительства. Насколько точно они соответствуют реальным потребностям жизни регионов?

– Оценивать экономический эффект здесь достаточно сложно, поскольку предотвращение кризисных ситуаций благодаря внедрению подобных решений – бесценно. Цель программы создания распределенных ситуационных центров (СРСЦ) – максимально быстрое прохождение информации между различными уровнями управления. Об ее эффективности можно будет говорить, когда она будет в полной мере реализована. Но даже по тому, как развивается наше электронное правительство, как информационные технологии проникают в государственное управление, можно сказать, что оно становится эффективнее. При всех болезнях роста наблюдается снижение информационного барьера, минимизация времени обратной реакции. Проникновение информационных технологий в государственные структуры, конечно, могло быть и быстрее, и дешевле, но то, что оно позволяет сделать госуслуги и госфункции более эффективными, – однозначно.

Сегодня мы часто слышим о необходимости развития особого сегмента отраслевых ситуационных центров (ОСЦ), при этом в качестве примера обычно приводят один из уже реализованных в нашей стране ОСЦ ФГБУ «Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России». Какова специфика этого сегмента? Чем такой ОСЦ отличается от обычного ситуационного центра? Готова ли компания «Инфосистемы Джет» поставлять решения для крупных ОСЦ государственного масштаба?

– Это направление нам известно, поскольку при создании ситуационных центров, о которых я говорила, мы взаимодействовали с представителями САЦ Минэнерго. Особой технической специфики здесь нет. Сложности возникают в основном организационные и межведомственные. Понятно, что придумать протокол обмена информацией между двумя системами несложно. Более того, в значительной степени они давно уже придуманы. Гораздо сложнее согласовать это взаимодействие между ведомствами и обеспечить возможность тех информационных систем, с которыми мы взаимодействуем, отдать в этом формате необходимую информацию.

Если говорить о будущем, о разработке методологии строительства новых СЦ, то какие из направлений работ представляются вам наиболее перспективными? Проще говоря, что нового в плане создания СЦ появится у компании «Инфосистемы Джет»?

– Ситуационные центры, безусловно, будут развиваться в сторону больших данных, более глубокой и развитой аналитики, моделирования и прогнозирования. На первом этапе создания ситуационного центра обычно закрываются горящие задачи, в первую очередь сбор необходимой информации. Следующий шаг – различного рода модели, начиная от моделей развития ситуации – разлива нефти, распространения пожаров, паводков и др., чтобы пользователи ситуационного центра могли быстро оценить, как может развиваться ситуация с учетом погодных условий, розы ветров и т. д. Такие инструменты есть, но в основном западных производителей. На российском рынке в разных компаниях существуют наработки конкретных моделей, реализация определенных алгоритмов, но нельзя сказать, что у кого-то одного имеется целостный продукт. Поэтому ситуационный центр в любом министерстве, в любой компании все равно будет объединять алгоритмы и методологические наработки от разных участников рынка. Почти наверняка не будет какого-то единого поставщика ситуационных центров «всея Руси», поскольку это комплексный, разнонаправленный продукт. Мы активно развиваем компетенции в области машинного обучения и нейронных сетей. На сегодняшний день это отдельный центр, который занимается задачами получения, обработки, хранения супермассивов данных. В дальнейшем эти данные используются для построения различных прогнозных моделей и глубокой аналитики. Накопленные нами компетенции позволяют консультировать наших заказчиков в этой новой области. В то же время мы не забываем о партнерских отношениях с теми, у кого такие модели уже есть, чтобы не изобретать велосипед.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку